Конспект урока "Два Мороза"

Урок предназначен для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области»













Разработка конспекта

по литературному чтению для 2 класса

«Два Мороза»











Выполнила:

учитель начальных классов

Смоляк Елена Владимировна















2017 – 2018 учебный год

Цели урока:

- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два мороза»;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- учить грамотно излагать свои мысли.

Планируемые результаты:

  1. Предметные

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

  • находить главную мысль произведения, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

  • сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,

использовать антонимы для их характеристики;

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

- регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

- личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



Оборудование:

  • учебник

  • карточки с заданиями

  • мультимедийная презентация

  • сборники сказок



Ход урока.


I. Организационный момент. (слайд№1)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке чтения у нас будет много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, вместе справляться с трудностями.

II. Речевая разминка.(слайд №2)

- Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?

-А теперь следующая скороговорка:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

-Правильно, молодцы!

III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)


- На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведениями С. Есенина «Поет зима аукает», и «Береза». Послушаем, как вы подготовились к чтению наизусть.

IV. Постановка целей урока.

-Отгадайте загадки и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд№4)


М

Е

Т

Е

Л

Ь


С

Н

Е

Г

О

В

И

К



В

А

Р

Е

Ж

К

А



С

О

С

У

Л

Ь

К

А



З

И

М

А


  1. Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

  1. Жил я по среди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

  1. Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки.)

  1. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)

Что обозначает слово мороз? (Холод)

- Какой бывает мороз?

( Лютый, сильный, небывалый, январский, первый, русский, сибирский, свирепый)

- А вы боитесь мороза? Почему?

-А он за щеки кусает? А у него есть зубы? Он живое существо? А вы знаете произведения, в которых деревья, цветы, явления природы, вещи разговаривают , как живые?

- Как называются такие произведения?

-Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.

-Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

- С какой целью мы будем изучать сказку?

(В сказке много волшебных превращений. Добро всегда побеждает зло. Сказка учит нас добру. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка всегда нас чему-то учит.)

- Будем учиться выделять главное в прочитанном произведении, находить главную мысль, понимать смысл прочитанного произведения.)



V. Актуализация знаний детей о сказках:

- Какие бывают сказки? (работа со слайдом и выставкой книг.)

Давайте обратимся к выставке книг. На выставке книг представлены различные сказки в беспорядке. Давайте расставим книги правильно по известным нам признакам.

«Зимовье зверей» – русская народная сказка о животных.

«Иван - крестьянский сын» – русские народная волшебная сказка.

«Колобок» – русская народная бытовая сказка.

С.Маршак « Двенадцать месяцев»-авторская, литературная, русская

Г.- Х. Андерсен «Снежная королева» – авторская, зарубежная.


- Сделайте, вывод, какие бывают сказки?

(Литературные, народные, русские, зарубежные, о животных, бытовые, волшебные)

- Молодцы!

- Давайте, вспомним, что это за жанр сказка? Какие особенности характерны для сказки?

(Предметы, волшебные герои, вымысел, простой сюжет, волшебные превращения.)(Слайд)

VI. Изучение нового материала.

1.Словарная работа

-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу.(Слайд №5)

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

2.Прослушивание сказки (Слайд№6)

  1. Первичная проверка понимания.

- Понравилась вам сказка? Что понравилось больше всего?

Физкультминутка(Слайд№7)

Наклоняемся вперёд,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились.

VII. Закрепление изученного.

1.Работа с текстом (Слайд№8)

-Как решили позабавиться два Мороза?

-Куда едет купец? Крестьянин?

-Как одет крестьянин? Купец?

-Как Мороз- Синий нос заморозил купца?

-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?

-Зачем он так сделал?

2. Тест по тексту (Слайды №9,10)

1.Что решили сделать братья Морозы?

а)поиграть;

б)порезвиться;

в)позабавиться;

2.Богатый купец ехал:

а)с колокольчиками;

б)с бубенчиками;

в)со звоночками;

3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?

а)за рыбаком;

б)за охотником;

в)за дровосеком;

4.Какая у купца была шуба?

а)медвежья;

б)волчья;

в)лисья;

5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

а)кнутом;

б)поленом;

в)палкой;

6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?

а)печка;

б)костёр;

в)топор.

3. Работа в парах: Работа с пословицами. Карточки

Прочитать пословицу. Читать только русские буквы. Соотнесите пословицы со сказкой.

МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.

ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.

У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ

VIII. Рефлексия (Слайд№11)

- Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

IX.Подведение итогов урока

С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

Ответы детей:

«Два Мороза»

-О чём рассказывается в этой сказке?

-О трудолюбии

На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)

Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.

Разбор каждой пословицы.

1. Мороз не велик, да стоять не велит

2. Где тепло, тут и добро

3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи

4. У работающего в руках дело огнем горит

О чём эти пословицы?

-О трудолюбии.

-Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)

X. Домашнее задание. (Слайд№13)

  • Прочитать сказку по ролям

  • Выполнить задание 5 на стр.202












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее