федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области»
Разработка конспекта
по литературному чтению для 2 класса
«Два Мороза»
Выполнила:
учитель начальных классов
Смоляк Елена Владимировна
2017 – 2018 учебный год
Цели урока:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два мороза»;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
находить главную мысль произведения, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,
использовать антонимы для их характеристики;
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Оборудование:
учебник
карточки с заданиями
мультимедийная презентация
сборники сказок
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд№1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке чтения у нас будет много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, вместе справляться с трудностями.
II. Речевая разминка.(слайд №2)
- Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?
-А теперь следующая скороговорка:
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…
-Правильно, молодцы!
III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведениями С. Есенина «Поет зима аукает», и «Береза». Послушаем, как вы подготовились к чтению наизусть.
IV. Постановка целей урока.
-Отгадайте загадки и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд№4)
| М | Е | Т | Е | Л | Ь |
| |||
С | Н | Е | Г | О | В | И | К |
| ||
| В | А | Р | Е | Ж | К | А |
| ||
| С | О | С | У | Л | Ь | К | А | ||
|
| З | И | М | А |
|
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Жил я по среди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки.)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз.)
Что обозначает слово мороз? (Холод)
- Какой бывает мороз?
( Лютый, сильный, небывалый, январский, первый, русский, сибирский, свирепый)
- А вы боитесь мороза? Почему?
-А он за щеки кусает? А у него есть зубы? Он живое существо? А вы знаете произведения, в которых деревья, цветы, явления природы, вещи разговаривают , как живые?
- Как называются такие произведения?
-Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.
-Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
- С какой целью мы будем изучать сказку?
(В сказке много волшебных превращений. Добро всегда побеждает зло. Сказка учит нас добру. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка всегда нас чему-то учит.)
- Будем учиться выделять главное в прочитанном произведении, находить главную мысль, понимать смысл прочитанного произведения.)
V. Актуализация знаний детей о сказках:
- Какие бывают сказки? (работа со слайдом и выставкой книг.)
Давайте обратимся к выставке книг. На выставке книг представлены различные сказки в беспорядке. Давайте расставим книги правильно по известным нам признакам.
«Зимовье зверей» – русская народная сказка о животных.
«Иван - крестьянский сын» – русские народная волшебная сказка.
«Колобок» – русская народная бытовая сказка.
С.Маршак « Двенадцать месяцев»-авторская, литературная, русская
Г.- Х. Андерсен «Снежная королева» – авторская, зарубежная.
- Сделайте, вывод, какие бывают сказки?
(Литературные, народные, русские, зарубежные, о животных, бытовые, волшебные)
- Молодцы!
- Давайте, вспомним, что это за жанр сказка? Какие особенности характерны для сказки?
(Предметы, волшебные герои, вымысел, простой сюжет, волшебные превращения.)(Слайд)
VI. Изучение нового материала.
1.Словарная работа
-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу.(Слайд №5)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Прослушивание сказки (Слайд№6)
Первичная проверка понимания.
- Понравилась вам сказка? Что понравилось больше всего?
Физкультминутка(Слайд№7)
Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
VII. Закрепление изученного.
1.Работа с текстом (Слайд№8)
-Как решили позабавиться два Мороза?
-Куда едет купец? Крестьянин?
-Как одет крестьянин? Купец?
-Как Мороз- Синий нос заморозил купца?
-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
-Зачем он так сделал?
2. Тест по тексту (Слайды №9,10)
1.Что решили сделать братья Морозы?
а)поиграть;
б)порезвиться;
в)позабавиться;
2.Богатый купец ехал:
а)с колокольчиками;
б)с бубенчиками;
в)со звоночками;
3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?
а)за рыбаком;
б)за охотником;
в)за дровосеком;
4.Какая у купца была шуба?
а)медвежья;
б)волчья;
в)лисья;
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а)кнутом;
б)поленом;
в)палкой;
6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?
а)печка;
б)костёр;
в)топор.
3. Работа в парах: Работа с пословицами. Карточки
Прочитать пословицу. Читать только русские буквы. Соотнесите пословицы со сказкой.
МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.
ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.
ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.
У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ
VIII. Рефлексия (Слайд№11)
- Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
IX.Подведение итогов урока
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
Ответы детей:
«Два Мороза»
-О чём рассказывается в этой сказке?
-О трудолюбии
На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)
Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.
Разбор каждой пословицы.
1. Мороз не велик, да стоять не велит
2. Где тепло, тут и добро
3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
4. У работающего в руках дело огнем горит
О чём эти пословицы?
-О трудолюбии.
-Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)
X. Домашнее задание. (Слайд№13)
Прочитать сказку по ролям
Выполнить задание 5 на стр.202