Тема: Древесина
Цель:
Обучающая: Раскрыть понятия дерево и древесина., ознакомить с различными породами деревьев и их применением, ознакомить с породами древесины, обучить распознавать породы древесины по текстуре
Воспитательная: Воспитывать экологическое отношение к природе
Развивающая: Развивать кругозор в применении древесины в с/х целях
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные
Знать виды пород древесины. Их свойства и область применения. Уметь распознавать породы древесины по текстуре
Метапредметные
уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог
Личностные
проявлять интерес к теме урока, готовность к проектированию изделий из древесных материалов, уметь осуществлять поиск необходимой информации;
Межпредметные связи: биология
Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику УМК (Технология. Технический труд 5 класс) проектор, образцы пород древесины
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Приветсвие, проверка готовности к уроку, отмечание отсутствующих
Актуализация необходимых знаний (2 мин)
Задает вопросы по теме прошлого занятия, чтоб определить пробел в знаниях обучающихся
Мотивация познавательной деятельности ( 1 мин)
Сегодня на уроке мы с вами изучим:
· Текстура древесины и ее использование.
· Основные породы древесины и особенности обработки данных пород.
· Применение древесины в народном хозяйстве.
А также научимся на практике определять породы и пороки древесины, экономно расходовать данный материал.
Организация познавательной деятельности (10 мин)
Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок для изготовления различных изделий необходимо учитывать породу древесины и ее строение. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными породами, а имеющие хвою- хвойными. К лиственным породам относятся: береза, осина, липа, ольха и др. Хвойными породами являются: сосна, ель, кедр, пихта и др..
Растущее дерево состоит из кроны (сучьев, ветвей, листьев или хвои), ствола и корней.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца.
Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).(эл.уч. стр. 1)
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.(эл.уч. стр. 2)
Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.
Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели. Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке Австралии породы красного дерева, дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.
Работа с электронным приложением к учебнику
Практическая работа (25 мин)
Инструктаж по ТБ № 047
Определение пород дресины по образцам
Оформление работы
№ | ПОРОДА | ЦВЕТ | ТЕКСТУРА | СВОЙСТВА | ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
1. | Сосна |
|
|
|
|
2. | Липа |
|
|
|
|
3. | Берёза |
|
|
|
|
4. | Дуб |
|
|
|
|
Характеристики пород деревьев
№ | ПОРОДА | ЦВЕТ | ТЕКСТУРА | СВОЙСТВА | ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
1. | Сосна | Красноватый | Мягкая, смолистая | хорошо режется | Окна, двери, полы, ящики |
2. | Ель | Белый, с желтоватым оттенком | Мягкая. Сучковатая. | Не коробиться. | Музыкальные инструменты, строительные детали. |
3. | Ольха | Красный, тёмный | Мягкая | легко режется | Фанера, мебель, упаковка.
|
4. | Осина | Белая, с зеленоватым оттенком. | Очень мягкая.
| Легко обрабатывается. | Изготовление спичек, ящиков, игрушек, упаковочной стружки. |
5. | Липа | Белый, с розовым оттенком. | Очень мягкая, лёгкая | легко режется. | Изготовление карандашей, материал для резьбы по дереву |
6. | Берёза | Белый с буроватым оттенком. | Твёрдая, упругая, равномерная. | Легко обрабатывается | Изготовление фанеры, мебели, ДСП, ДВП. |
7. | Клён | Красно—коричневый. | Твёрдая | хорошо обрабатывается, декоративная. | Мебель, посуда, украшения, шпон |
8. | Дуб | Коричневый, тёмный. | Очень твёрдая, | легко обрабатывается | Изготовление паркета, мебели, украшений. |
4. Уборка рабочего места
Подведение итогов (5 мин)
Закрекление знаний - вопросы на стр.7 и 9 учеьника
Выставление оценок за практическую работу и работу на уроке