«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Что такое приставка"

Дети на уроке в занимательной форме знакомятся с приставками

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Что такое приставка?

Цель: - познакомить с приставкой как  значимой частью слова; формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок   новые слова.

Организационный момент «Кто думает – тот всегда додумается»

В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)

Самоопределение к деятельности.

1.Постановка проблемы. Прочитайте текст.

Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.

- Найдите и выпишите однокоренные слова. - Чем отличаются эти слова?

- Объясните лексическое значение этих слов. (Одинаковое или разное?)

- Сформулируйте тему урока. (Приставка)                                                                

- Как вы думаете, для чего служит эта часть? (проблема)

- Сформулируйте цели урока. (Узнать, что такое приставка, для чего она служит, какое место в слове занимает, как обозначается).                                                            

2. Решение проблемы

– Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга? – Где стоит эта часть?

3. Введение термина.

У корня в недругах, представь-ка

Есть дама гордая – Приставка

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

– Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте определение приставки по плану.

Приставка – это…

1). Часть слова

2). Находится перед корнем или после корня.

3). Для чего служит?

– Она обозначается значком ¬

4.Упр.33 (стр.101)

Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за ролью приставок в словах. (групповая)

- У вас на партах – карточки, в которых дан корень и разнообразные приставки. Попробуйте составить из этих частей как можно больше слов. (карточки)

Корни: -ход-, -бег- (-беж-)

Приставки: в-, о –, об -, от –, не –, по –, под -, вы –, пред –, про –, с-, у -,раз –, вз –, из –, до –, за –,  на –, над –, при-.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.- Что в них общего? (корень)

- Чем отличаются? (приставками, значением)- Какая часть придает им разное значение? (приставка)

- Какое место в слове она занимает? (перед корнем)

- Сделаем вывод, что такое приставка. (значимая часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, обозначается…) Работа по учебнику с. 84, найдите понятие, прочитайте.

Физминутка.

Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.

В-(станьте). По-(прыгайте). При-(седайте). Под-(нимите) руки.    

О-(пустите) руки. На-(клонитесь) вперед. А теперь на-(клонитесь)назад.

И тоже в стороны.      

VI. Первичное закрепление.

Работа в парах.                                                                                                  

Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, затем называют и вставляют пропущенные приставки в текст на доске.

Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.

Работа в парах.

Дописать недостающую по смыслу часть слова.

…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.

Индивидуальная работа.                                                                                   

- К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.

разложить - …

развернуть - …

разлепить - …

вбежать - …

внести - …

вползти - …

V. Рефлексия.

1. Фронтальная работа.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.      (подберезовик)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.       (подорожник)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я -…        (подосиновик)

Подведение итогов.                                                                                              

- Что нового узнали на уроке? Достигли поставленных целей?

- Что такое приставка?

- Для чего она служит?

- Какое место в слове занимает?

- Оцените себя.

4. Домашнее задание.

I уровень. Стр.85 упр.154                                          

II уровень (карточка)


Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.



Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.


Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.


Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.


Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее