Тема: Что такое приставка?
Цель: - познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Организационный момент «Кто думает – тот всегда додумается»
В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)
Самоопределение к деятельности.
1.Постановка проблемы. Прочитайте текст.
Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.
- Найдите и выпишите однокоренные слова. - Чем отличаются эти слова?
- Объясните лексическое значение этих слов. (Одинаковое или разное?)
- Сформулируйте тему урока. (Приставка)
- Как вы думаете, для чего служит эта часть? (проблема)
- Сформулируйте цели урока. (Узнать, что такое приставка, для чего она служит, какое место в слове занимает, как обозначается).
2. Решение проблемы
– Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга? – Где стоит эта часть?
3. Введение термина.
У корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
– Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте определение приставки по плану.
Приставка – это…
1). Часть слова
2). Находится перед корнем или после корня.
3). Для чего служит?
– Она обозначается значком ¬
4.Упр.33 (стр.101)
Открытие новых знаний.
1. Наблюдение за ролью приставок в словах. (групповая)
- У вас на партах – карточки, в которых дан корень и разнообразные приставки. Попробуйте составить из этих частей как можно больше слов. (карточки)
Корни: -ход-, -бег- (-беж-)
Приставки: в-, о –, об -, от –, не –, по –, под -, вы –, пред –, про –, с-, у -,раз –, вз –, из –, до –, за –, на –, над –, при-.
- Прочитайте слова, которые у вас получились.- Что в них общего? (корень)
- Чем отличаются? (приставками, значением)- Какая часть придает им разное значение? (приставка)
- Какое место в слове она занимает? (перед корнем)
- Сделаем вывод, что такое приставка. (значимая часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, обозначается…) Работа по учебнику с. 84, найдите понятие, прочитайте.
Физминутка.
Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.
В-(станьте). По-(прыгайте). При-(седайте). Под-(нимите) руки.
О-(пустите) руки. На-(клонитесь) вперед. А теперь на-(клонитесь)назад.
И тоже в стороны.
VI. Первичное закрепление.
Работа в парах.
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, затем называют и вставляют пропущенные приставки в текст на доске.
Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
Работа в парах.
Дописать недостающую по смыслу часть слова.
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
Индивидуальная работа.
- К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.
разложить - … развернуть - … разлепить - … | вбежать - … внести - … вползти - … |
V. Рефлексия.
1. Фронтальная работа.
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я -… (подосиновик)
Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке? Достигли поставленных целей?
- Что такое приставка?
- Для чего она служит?
- Какое место в слове занимает?
- Оцените себя.
4. Домашнее задание.
I уровень. Стр.85 упр.154
II уровень (карточка)
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.