Урок – конспект тематического рисования в 5 классе
Тема урока: « Краски осени»
Цели урока:1.Углубить умение изображать по памяти, представлению и на основе наблюдений сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.
2.Развивать восприятие и передачу пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних деревьев.
3.Расширять знания о разнообразии художественных приемов; освоение нового приема в работе с красками (прием «тычка»)
4.Воспитывать художественный вкус, чувство цвета.
Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Оборудование урока:
Изобразительный ряд: Репродукция И.И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка «Краски осени»(акварель); осенний букет из веток рябины, клена, березы, осенних цветов-хризантем.
Литературный ряд: стихотворения об осени разных авторов Ф.И.Тютчева «Листья», И.Бунина «Осень», А..Балонского... «Кружат листья…»,Э.Федоровской «Осень на опушке …», А. Твардовского «Меж редеющих верхушек» и т.д.
План урока.
1.Проверка организации рабочего места.
2.Беседа о красках осени с использованием произведений классической литературы.
3.Освоение нового художественного приема – техника «тычка».
4.Показ последовательности рисования осеннего пейзажа.
5.Самостоятельное рисование детьми осеннего пейзажа с использованием техники «тычка».
5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.Анализ работ учителем. Оценка.
Ход урока.
1. Проверка организации рабочего места.
Проверка наличия альбомов, красок, кистей (жесткой и мягкой)
2.Беседа о красках осени с использованием произведений классической литературы и картины И.Левитана «Золотая осень».
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
План беседы по картине.
1.Какое впечатление производит на вас левитановская картина? Что в ней особенно красиво?
2.Почему осень называют золотой?
3.Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
4.Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными?
5.Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
6.Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло-голубая?
7.Хотели бы вы узнать побольше о художнике?
Историческая справка. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) очень любил родную страну. Его картины учат нас видеть и понимать всю красоту и обаяние русской природы.
Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы.
Когда он учился в Москве (в Училище живописи, ваяния и зодчества), ему часто приходилось голодать. Больше трех копеек в день он не мог расходовать на свое питание. Ночевать он был вынужден в Училище, так как не имел своего угла.
Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое.
К себе и к своей работе он относился очень строго, ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Случалось так, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими.
Левитан оставил нам богатое художественное наследие: Многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт –Петербурге и в других музеях нашей страны.
Современники называли Левитана поэтом русской природы.
Чтение учителем стихотворения З.Федоровской «Осень»
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зардели клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща в золото одета».
Давайте вспомним произведения литературы русских классиков, в которых есть описание красок осени.
Чтение стихотворений об осени детьми.
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
А. Балонский
Лес, точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней.
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский
И т.д.
( Название красок выписывается на доске)
3. Педагогический рисунок.
Освоение нового художественного приема ( техника «тычка»)
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
Работа ведется без применения карандаша – одной кистью.
Концом большой жесткой кисти производятся тычкообразные прикосновения кисти к бумаге. Кисть при этом - полусухая ( краски тогда выглядят ярче и не расплываются) Начинается работа сверху – вниз. (сначала – небо, потом – деревья, наконец – земля) При этом вспоминаются краски осени, о которых узнали из стихотворений. Таким образом заполняется весь лист.
Затем тонкой кистью производится уточнение деталей.( Стволы деревьев, отдельные листочки, ягодки и т. д. )
Далее детям предлагается творческая работа – заполнить землю дополнительными деталями: грибами, опавшими листьями, упавшими ягодами и т. д.
4. Самостоятельное рисование детьми. ( творческая работа)
5.Подведение итогов урока. Выставка детских работ. Коллективное обсуждение работ. Анализ работ учителем. Оценка.
4