Тема: «Звери - млекопитающие» (1 класс, УМК «Школа 21 века»)
Цель: ознакомление обучающихся с многообразием млекопитающих (зверей).
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».
Метапредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников; активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, карточки, стикеры.
Методы обучения: продуктивный, словесный, наглядный, рефлексивный
Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, самооценка.
Технологии: личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества.
Конспект урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. (Слайд 1)
Знакомо ли вам слово «зверь»? Как вы, думаете, что оно может обозначать? Кого или что могут так называть? (Слайд 2) Догадайтесь, о ком у нас сегодня будет разговор. (Слайд 3) (о животных) С некоторыми представителями мира животных мы уже успели познакомиться на внеклассных занятиях. Давайте вспомним их.
Самый крупный представитель семейства кошачьих на планете. Имеет окраску от ржаво-красного до ржаво-коричневого цвета, с многочисленными чёрными полосами. У самки рождается 2-4 детёныша, которых мать кормит молоком. (ТИГР) (Слайд 4)
Один из самых крупных представителей семейства кошачьих в Африке. Окрас тела – коричнево-песочный. У самца имеется густая и жёсткая грива тёмно-коричневого цвета и такая же кисточка на конце хвоста. Живут группами: один самец и несколько самок с детёнышами. Мать выкармливает малышей молоком, пока не подрастут. Называют «царём зверей». (ЛЕВ) (Слайд 5)
Самый быстрый на планете представитель семейства кошачьих. Окрас тела – песочно-жёлтый с мелкими чёрными пятнами. Самка выкармливает 2-6 детёнышей молоком. (ГЕПАРД) (Слайд 6)
Определение темы урока, постановка целей.
Что общего у этих животных? (Семейство хищники, место обитания, кормят детенышей молоком).
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (Звери.)
Что нового вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? Чему интересному вы хотели бы научиться?
Работа по тетради.
(Слайд 7) (мама и ребёнок) Как вы думаете, почему у нас на уроке сегодня появилось это изображение? (День Матери был на прошлой неделе, у животных тоже есть мамы и малыши). В тетради на странице 29 выполним речевую разминку. Кто по вашему мнению «лишний» на этой картинке? Почему? (Кит, потому что живёт в воде) Что их всех объединяет? (Они – звери, которые кормят своих детёнышей молоком).
Физминутка
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами топаем
Топ-топ-топ,
Крутим мы хвостами,
Киваем головами.
А теперь угомонились --
Снова в деток превратились!
Работа в парах
(Слайд 8) (кошка) Опишите это животное: как его зовут, его внешний вид.
Продолжим работу по учебнику (страница 68). Вместе с соседом по парте выберите одного из животных и составьте его описание. Назовите общие черты у этих животных? (Это звери, они кормят детёнышей молоком).
Групповая работа.
Сначала отгадайте загадку на слайде. (Слайд 9)(силуэт лося) Кто это? Сможете ли вы по очертаниям узнать животного? (Ответы детей)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко
Сейчас выполняем задания на карточках. Узнайте животное по силуэту, назовите его. (У каждой группы по 6 силуэтных изображений: млекопитающие и не млекопитающие). (Приложение)
Догадайтесь, какие животные из данных вам относятся к нашей теме урока? Докажите. (Ответы детей в группах)
Чем покрыто туловище зверей? (Волосяным покровом – шерстью)
Сделайте вывод: «Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью».
Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям? (Ответы детей)
Количество шерсти у них может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало.
-Как вы думаете, почему?
- Откройте учебник на с. 68. Посмотрите на представителей млекопитающих, попробуйте сделать вывод: зачем нужен млекопитающим волосяной покров, и от чего может зависеть его густота? (Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет)
- А как выдумаете, где живут млекопитающие?( Ответы детей) Кого из млекопитающих мы сегодня посчитали «лишним»? (Кита) Где он обитает? (В океане) Нужна ли ему шерсть? (Ответы детей)
У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что в воде густая шерсть не спасёт от холода, а вот быстрому передвижению в воде будет только мешать, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они тоже кормят детенышей – молоком.
- Так где же могут обитать млекопитающие? (Ответы детей)
Подведение итогов. (Слайд 10) Если сегодняшний урок был интересен для вас, то прикрепите свой стикер на рисунок весёлого Смайлика, если не только интересен, но и полезен, то на рисунок Дерева Знаний, если урок вам не особенно понравился, то стикер разместите на рисунке грустного Смайлика.
Приложение