«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект по формированию социально – бытовых навыков на тему: «Оплата жилья, коммунальные услуг

–Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных условий жизни) С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по социально-бытовой ориентировке

Раздел «Бюджет»

Тема: «Оплата жилья, коммунальные услуги»

Тип урока: комбинированный урок

Цель:

Научить оплачивать коммунальные платежи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, дать знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.

  2. Формировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.

Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.

  2. Формировать социальную активность и самостоятельность.

  3. Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, память, внимание, речь.

  2. Формировать экономическое мышление.

Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают воспитанники во время занятия:

    • Овладевают экономическими понятиями: экономия, коммунальные платежи.

    • Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.

    • Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, заполнять квитанции об оплате коммунальных платежей.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение

  • Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации

  • Практические: упражнение в снятии показаний счетчиков и заполнении квитанций об оплате.

Средства обучения:

  • Компьютер, телевизор

  • Мультимедийная презентация

  • Карточки-задания для практической работы


































Использованные источники и литература:

  • МОГПУ им. Шолохова. Худ-граф, отделение технологии и предпринимательства, «Экономическая подготовка школьников (методические рекомендации)», Москва, 2000 г

  • Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, 1997г

  • http://sbokorr.blogspot.ru/

  • http://festival.1september.ru/articles/595344/










Ход занятия.

(Стук в дверь, входит бабушка)

Педагог: - Здравствуйте, Вера Петровна, что случилось?

Бабушка: - Ребятушки, вы мне не раз помогали, выручайте. Вот получила бумаги какие-то, а что с ними делать не знаю…

Девочка: - Бабушка, давайте я посмотрю. Да это же квитанции на свет, на газ, на воду, их оплатить надо!

Бабушка: Внученька, где мне их оплатить можно?

Девочка: на почте, в банке

Бабушка: Спасибо, ребятки, пойду оплачивать, до свидания.

Педагог: До свидания, Вера Петровна.

- Почему так важно уметь правильно обращаться с платёжными документами? (потому что коммунальные платежи – это одна из статей расхода семейного бюджета) 2 слайд (семейный бюджет)

- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый период времени)

-Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов) 3 слайд 1 щелчок, 3 слайд 2 щелчок (семейный бюджет, расходы, доходы)

- Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья) 4 слайд 1 щелчок– доходы

- О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги? 4 слайд 2 щелчок – вопросительный знак (на питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги: посещение кино, музеев, театра), 5 слайд 1 щелчок - расходы на оплату коммунальных платежей. 5 слайд 2 щелчок – коммунальные платежи

3. Целеполагание и мотивация. (40 сек.)

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия ? (коммунальные платежи?) 6 слайд -Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (6 слайд 4. Объяснение нового материала.

Что такое коммунальные услуги и платежи (7 слайд – Что такое коммунальные услуги?) (2 мин)

- Кто знает, что такое коммунальные услуги? (8 слайд – Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных условий жизни) С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.

- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. (9 слайд – оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление)

- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Их раньше вносили до 10 числа, а теперь разрешено до 15 числа ежемесячно. (10 слайд – Граждане, оплачивайте коммунальные услуги ежемесячно)

  • Снятие показаний счётчиков, расчёт оплаты. (8 мин)

- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество!

Это … ? (электричество)

(11 слайд – лампочки)

- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. Всегда ли была электрическая лампочка?

- Каких её предшественников вы знаете? (12слайд - лучина , 13 – свеча, факел, 14 – керосиновая и масляная лампы)

-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргая.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь-

Всё на ус мотает.

(электросчётчик)

- Вот здесь образцы электросчётчиков, а также вы их можете увидеть на экране. (15 слайд – электросчётчики)

- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)

- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать).

- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)

- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.

- Кто знает какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 72 к.)

- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. (16 слайд – задача)

- Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт·ч, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 2 рубля 72 копейки?

- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее)

3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.

- Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии)

-Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. Кто знает какие? 17 слайд (газовые и водяные счётчики)

Вот рисунки электросчётчиков, а также вы могли увидеть их дома. Электроэнергия измеряется в кВт в час. - Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать). - Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. - Кто знает, какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 50 к.) -

А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. - Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт.

Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт составляет 2 рубля 50 копеек? –

Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее) 3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц. - Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии?

Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество Ученики знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации.

израсходованной электроэнергии) -Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. (Газовые и водяные счётчики). - Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию. Газ и вода измеряются в кубических метрах. - Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров.

- Сколько кубометров израсходовали? (20) - Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.) - И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает, сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.)

- Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)

- Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.)

- А знаете ли вы, что 1 кубометр горячей воды стоит в 6 раз дороже, чем 1 кубометр холодной воды? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить

- Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.

- В чем измеряются газ и вода? (в кубических метрах) (18 слайд – расчёт оплаты за газ)

- Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров.

- Сколько кубометров израсходовали? (20)

- Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.)

- И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.) (19 слайд – расчёт оплаты за холодную воду)

- Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)

- Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.)

- А кто знает сколько стоит 1 кубометр горячей воды?

- Как вы думаете, почему холодная вода стоит 6 рублей, а горячая почти в 6 раз дороже? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить)

  • Практическая работа «Расчёт оплаты за месяц»(6-7 мин)

- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет, воду и газ)

Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.

Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 72 р.

предыдущее

5630

2100

3400

1700

последующее

5720

2300

3550

1930

Оплата за месяц

90 x 2,72 =227, 80

200x2,72=544

150x2,72= 408

230x2.72=625.60


Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.

предыдущее

10100

12300

15600

1700

последующее

11100

12450

17000

1830

Оплата за месяц

100 x 6 = 600 р.

150x6=900

1400x6=8400

130x6=780



Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр

предыдущее

240

250

265

270

последующее

250

265

270

283

Оплата за месяц

10x15=150 р.

15x15=225

5x15=75

13x15=195

-Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен поднимает руку.

  • Платёжные квитанции. (5-6 мин)

- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.

Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.

- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.

  • Практическая работа «Заполнение квитанций» (20 слайд – образец квитанции)

  • Места и правила оплаты коммунальных услуг. (6 мин)

- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи?

- Посмотрите на экран. (21 слайд – где платить). Из предложенных учреждений исключите лишнее (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).

- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.

(22 слайд – платёжный терминал)

- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счёт мобильного телефона.

- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить)

- А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? (надо)

- Назовите способы экономии электроэнергии (23 слайд – береги электроэнергию, 24 слайд – энергосберегающие лампочки)

- воды (25 слайд – экономь воду)

- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем. (26 слайд – Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход).

- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии.

  • Денежки счёт любят.

  • Бережливость лучше богатства.

  • По приходу и расход.

  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт

5. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин)

- Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест:













Квитанция выдана:

Фамилия____________________________________

Имя_________________________________________

Отчество_____________________________________

Я научился (ась):

1.Снимать показания со счётчиков


2.Выполнять расчёт оплаты за свет, газ, воду


3.Заполнять квитанции на оплату


- Итак, что же у нас получилось? (27 слайд – итог)

- Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.(28 слайд – спасибо за внимание)


7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее