Урок по социально-бытовой ориентировке
Раздел «Бюджет»
Тема: «Оплата жилья, коммунальные услуги»
Тип урока: комбинированный урок
Цель:
Научить оплачивать коммунальные платежи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, дать знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
Формировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
Формировать социальную активность и самостоятельность.
Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.
Развивающие:
Развивать мышление, память, внимание, речь.
Формировать экономическое мышление.
Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают воспитанники во время занятия:
Овладевают экономическими понятиями: экономия, коммунальные платежи.
Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, заполнять квитанции об оплате коммунальных платежей.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации
Практические: упражнение в снятии показаний счетчиков и заполнении квитанций об оплате.
Средства обучения:
Компьютер, телевизор
Мультимедийная презентация
Карточки-задания для практической работы
Использованные источники и литература:
МОГПУ им. Шолохова. Худ-граф, отделение технологии и предпринимательства, «Экономическая подготовка школьников (методические рекомендации)», Москва, 2000 г
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, 1997г
http://sbokorr.blogspot.ru/
http://festival.1september.ru/articles/595344/
Ход занятия.
(Стук в дверь, входит бабушка)
Педагог: - Здравствуйте, Вера Петровна, что случилось?
Бабушка: - Ребятушки, вы мне не раз помогали, выручайте. Вот получила бумаги какие-то, а что с ними делать не знаю…
Девочка: - Бабушка, давайте я посмотрю. Да это же квитанции на свет, на газ, на воду, их оплатить надо!
Бабушка: Внученька, где мне их оплатить можно?
Девочка: на почте, в банке
Бабушка: Спасибо, ребятки, пойду оплачивать, до свидания.
Педагог: До свидания, Вера Петровна.
- Почему так важно уметь правильно обращаться с платёжными документами? (потому что коммунальные платежи – это одна из статей расхода семейного бюджета) 2 слайд (семейный бюджет)
- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый период времени)
-Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов) 3 слайд 1 щелчок, 3 слайд 2 щелчок (семейный бюджет, расходы, доходы)
- Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья) 4 слайд 1 щелчок– доходы
- О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги? 4 слайд 2 щелчок – вопросительный знак (на питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги: посещение кино, музеев, театра), 5 слайд 1 щелчок - расходы на оплату коммунальных платежей. 5 слайд 2 щелчок – коммунальные платежи
3. Целеполагание и мотивация. (40 сек.)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия ? (коммунальные платежи?) 6 слайд -Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (6 слайд 4. Объяснение нового материала.
Что такое коммунальные услуги и платежи (7 слайд – Что такое коммунальные услуги?) (2 мин)
- Кто знает, что такое коммунальные услуги? (8 слайд – Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных условий жизни) С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.
- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. (9 слайд – оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление)
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Их раньше вносили до 10 числа, а теперь разрешено до 15 числа ежемесячно. (10 слайд – Граждане, оплачивайте коммунальные услуги ежемесячно)
Снятие показаний счётчиков, расчёт оплаты. (8 мин)
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … ? (электричество)
(11 слайд – лампочки)
- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. Всегда ли была электрическая лампочка?
- Каких её предшественников вы знаете? (12слайд - лучина , 13 – свеча, факел, 14 – керосиновая и масляная лампы)
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
- Вот здесь образцы электросчётчиков, а также вы их можете увидеть на экране. (15 слайд – электросчётчики)
- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)
- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать).
- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)
- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.
- Кто знает какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 72 к.)
- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. (16 слайд – задача)
- Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт·ч, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 2 рубля 72 копейки?
- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее)
3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.
- Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии)
-Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. Кто знает какие? 17 слайд (газовые и водяные счётчики)
Вот рисунки электросчётчиков, а также вы могли увидеть их дома. Электроэнергия измеряется в кВт в час. - Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать). - Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. - Кто знает, какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 50 к.) -
А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. - Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт.
Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт составляет 2 рубля 50 копеек? –
Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее) 3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц. - Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии?
Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество Ученики знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации.
израсходованной электроэнергии) -Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. (Газовые и водяные счётчики). - Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию. Газ и вода измеряются в кубических метрах. - Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров.
- Сколько кубометров израсходовали? (20) - Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.) - И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает, сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.)
- Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)
- Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.)
- А знаете ли вы, что 1 кубометр горячей воды стоит в 6 раз дороже, чем 1 кубометр холодной воды? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить
- Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.
- В чем измеряются газ и вода? (в кубических метрах) (18 слайд – расчёт оплаты за газ)
- Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров.
- Сколько кубометров израсходовали? (20)
- Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.)
- И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.) (19 слайд – расчёт оплаты за холодную воду)
- Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)
- Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.)
- А кто знает сколько стоит 1 кубометр горячей воды?
- Как вы думаете, почему холодная вода стоит 6 рублей, а горячая почти в 6 раз дороже? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить)
Практическая работа «Расчёт оплаты за месяц»(6-7 мин)
- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет, воду и газ)
Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 72 р.
предыдущее | 5630 | 2100 | 3400 | 1700 |
последующее | 5720 | 2300 | 3550 | 1930 |
Оплата за месяц | 90 x 2,72 =227, 80 | 200x2,72=544 | 150x2,72= 408 | 230x2.72=625.60 |
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.
предыдущее | 10100 | 12300 | 15600 | 1700 |
последующее | 11100 | 12450 | 17000 | 1830 |
Оплата за месяц | 100 x 6 = 600 р. | 150x6=900 | 1400x6=8400 | 130x6=780 |
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр
предыдущее | 240 | 250 | 265 | 270 |
последующее | 250 | 265 | 270 | 283 |
Оплата за месяц | 10x15=150 р. | 15x15=225 | 5x15=75 | 13x15=195 |
-Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен поднимает руку.
Платёжные квитанции. (5-6 мин)
- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.
Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.
- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.
Практическая работа «Заполнение квитанций» (20 слайд – образец квитанции)
Места и правила оплаты коммунальных услуг. (6 мин)
- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи?
- Посмотрите на экран. (21 слайд – где платить). Из предложенных учреждений исключите лишнее (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).
- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.
(22 слайд – платёжный терминал)
- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счёт мобильного телефона.
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить)
- А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? (надо)
- Назовите способы экономии электроэнергии (23 слайд – береги электроэнергию, 24 слайд – энергосберегающие лампочки)
- воды (25 слайд – экономь воду)
- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем. (26 слайд – Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход).
- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии.
Денежки счёт любят.
Бережливость лучше богатства.
По приходу и расход.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
5. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин)
- Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест:
Квитанция выдана:
Фамилия____________________________________
Имя_________________________________________
Отчество_____________________________________
Я научился (ась):
1.Снимать показания со счётчиков | |
2.Выполнять расчёт оплаты за свет, газ, воду | |
3.Заполнять квитанции на оплату | |
- Итак, что же у нас получилось? (27 слайд – итог)
- Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.(28 слайд – спасибо за внимание)
7