«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект по окружающему миру «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России»

Тема: О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

проведенного в 3 «В» классе «СОШ №8»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,

Тема: О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

проведенного в 3 «В» классе «СОШ №8»



Практикантка: Плотникова Н.А.

__________(подпись)

Учитель: Муксинова С.Р.

__________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

__________(подпись)

(Оценка за урок) __________



Астрахань, 2023


Тема урока: «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с первыми мануфактурами, заводами и фабриками в России.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление учащихся о первых мануфактурах, заводах, фабриках в России, раскрыть их отличительные особенности, познакомить с промышленными предприятиями родного края

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, наблюдательности, мышления, воображения, внимания, творческих способностей, устной речи;

Воспитательные:

- поддерживать интерес к истории родного государства, воспитывать трудолюбие, уважение к прошлому своей страны;.

Планируемые результаты:

Предметные: узнать, что такое мануфактура, завод, фабрика, их отличия.

Метапредметные:

• Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

• Регулятивные – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• Коммуникативные – участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Личностные: проявление личной заинтересованности в расширении знаний и способов действий.

Форма проведения: объяснительно-наглядная, фронтальная.

Учебное оборудование, материалы для учителя: учебник, технолог карта, презентация «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России», раздаточный материал.

Используемая учителем литература: учебник окружающего мира 3 класс, интернет-ресурсы

Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран

Дата проведения: 06.04.2023































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Ребята, какими мы будем сегодня на уроке?

- Проверьте свою готовность к уроку

Настраиваются на работу






Приветствуют учителя





Проверяют готовность к уроку

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.


- Ребята, а кто такие оружейники?



- Перечислите, чем были вооружены славяне?(На слайде изображения, а дети называют)

-Перечислите доспехи русских воинов. Для чего они были нужны?(Показываю на слайде, а дети называют)




- Верно. Вспомните, какой город является родиной русского оружия?

Чем прославился Н.Демидов?





- Ребята, внимание на слайд. На нем изображен памятник истории. Назовите этот памятник, где расположен памятник и его изготовителя.

- На прошлом уроке мы говорили об оружии и оружейниках.

- Оружейники – это ремесленники, которые изготавливают оружие.

- Копья, рогатины, кинжалы, стрелы, мечи.


-Шлем, щит, меч, топор, это оружие наножные доспехи, кольчуга.

-Доспехи нужны были для защиты от различных видов оружия.

- Родиной русского оружия является город Тула.

-Он изобрёл оружие, которое ещё не делали в России, благодаря этому, построили оружейный завод.

- Это памятник Царь-пушка.

- Он расположен в Москве на кремлевском дворе. Изготовил ее Андрей Чохов.

Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свою мысль.

3. Определение темы и цели урока

- Ребята, с помощью какого труда создавались изделия ремесленников?

- Верно. Как вы думаете, сколько времени уходило на изготовление изделий с помощью ручного труда?

- Верно, ручной труд – очень длительный процесс. Как вы думаете, как люди решили эту проблему?


- Верно. А как вы думаете, где легче работать: там, где много машин, или там, где все делается вручную? При каком труде можно изготовить больше изделий?

- Давайте обсудим пример.

В мастерской рабочие делали булавки. За один день вручную один рабочий мог сделать всего двадцать булавок. Но вот поставили машину, и этот же рабочий с её помощью мог теперь делать больше миллиона булавок!

- Теперь сделаем вывод: что изменилось на фабриках, когда люди придумали разные механизмы и машины?



- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Верно. Сегодня мы будем говорить о первых мануфактурах, заводах и фабриках.

Тема нашего сегодняшнего урока «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России».(Тема на слайде)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?



- Верно. Ребята, посмотрите на слайд. Сегодня мы должны на уроке решить следующие задачи, а в конце урока узнаем, смогли ли мы это сделать:

1. Узнать, что такое мануфактуры, заводы и фабрики, выяснить их отличия

2. Узнать, как ручной труд сменялся машинным трудом.

- С помощью ручного труда.




- Очень много времени.



- Люди стали использовать машины.





Ответы детей

Слушают учителя










- Механизмы и машины увеличили производительность труда.



- Мы будем говорить о машинном труде.







- Цель нашего урока – узнать о первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

Слушают учителя



Познавательные:

ориентироваться в системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

4. Работа по теме урока

- Ребята, откройте учебник на странице 126. Давайте прочитаем о первых мануфактурах, заводах, и фабриках в России.


- С чего началось развитие промышленности в России?

-Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде слово мануфактура с ударением)

- А что такое мануфактуры?


- По какому принципу на мануфактуре делились рабочие?


- Какой продукт получался в результате?


- Верно. Рассмотрите иллюстрацию на слайде. При мануфактурах процесс продвигался намного быстрее, так как все этапы производства шли параллельно друг другу.

- Какие это были изделия (товары)?


- Что стало возникать позднее?


Читают текст по выбору учителя




- Развитие промышленности в России началось с мануфактур.


- Мануфактуры – это небольшие предприятия, где использовался ручной труд.

- На мануфактуре рабочие делились по специальностям – каждый выполнял свою работу.

- В результате получался продукт, созданный совместным трудом.

Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя




- Пушки и ткани, ружья и книги, посуда и станки.

- Позднее стали возникать заводы и фабрики.


Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Физкультминутка

- Ребята, мы хорошо с вами поработали, а сейчас давайте встанем из-за парт и немного разомнемся.

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты)


Регулятивные:

проводить физическую работу в ходе работы.

Работа по теме урока

- Что такое завод и фабрика?





- Верно. А чем отличаются фабрика и завод?









- Значит, какое промышленное предприятие крупнее? И почему?




- Во времена какого правителя России уделялось особое внимание заводам и фабрикам?

- Верно. А какие предприятия открылись за первые двадцать лет 18 века?

Ребята, а где возникли заводы, на которых плавили металл?

- Верно. Какие изделия стало возможным изготавливать из металла?


- Ребята, вы знаете, что раньше многие изделия могли позволить себе только богатые люди. А что произошло в 19 веке, когда количество заводов и фабрик увеличивалось?

- Ребята, давайте вспомним, чем отличаются завод и фабрика

(возвращаюсь к слайду)








- А теперь давайте обсудим вместе. Почему так говорят – «швейная фабрика», «кондитерская фабрика», «машиностроительный завод», «металлургический завод»?


















- Давайте посмотрим значения слов «фабрика» и «завод» в толковом словаре Ожегова. Прочитаем их.

(на слайде:

ФАБРИКА, и, ж. Промышленное предприятие с машинным способом производства. Бумажная, суконная, кондитерская, ткацкая, швейная ф. Ф.-кухня. Ф.-прачечная.

ЗАВОД, а, м. Промышленное предприятие с механизированными процессами производства. Металлургический з. )

- Совпали наши ответы со значением слов?

- Ребята, а вы знаете, что в нашем городе Астрахань работает крупный Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина (ССЗ имени Ленина), на котором производят строительство и ремонт судов. Завод был создан еще в 19 веке. В то время в России развивалась нефтеперерабатывающая промышленность. Для перевозки нефтепродуктов по Волге был нужен флот, а флоту требовались ремонтные базы и места стоянки. Так и основали судоремонтные мастерские, со временем выросшие в крупный завод.

Какие еще фабрики и заводы есть у нас в Астрахани? (Показываю на слайде).




- Кто из ваших родителей работает на фабрике или заводе?

- Что нужно знать и уметь человеку, чтобы работать на современном предприятии?

- Завод и фабрика – это промышленные предприятия, где в работе широко применяются машины.

- На фабрике производят необходимые в быту, в хозяйстве человека предметы и вещи (ткани, мебель, одежду и прочее). Завод – крупное промышленное предприятие. Здесь производят станки, различные машины.

- Завод крупнее фабрики, потому что здесь производят изделия больших размеров, сложных в изготовлении.

- Во времена Петра 1.

- Только за первые двадцать лет 18 века в России открылось около двухсот предприятий, среди них

текстильные, стекольные, пороховые.

- Заводы, где плавили металл, возникли на Урале.

- Это позволило строить корабли, делать пушки, станки и многое другое.


- На рынке появилось больше товаров. Теперь их могли купить не только очень богатые люди, но и простые горожане.


- На фабрике производят необходимые в быту, в хозяйстве человека предметы и вещи (ткани, мебель, одежду и прочее). Завод – крупное промышленное предприятие. Здесь производят станки, различные машины.

- «Швейная фабрика», «кондитерская фабрика» называются так потому, что на фабрике производят то, что необходимо человеку в быту. На швейной фабрике шьют одежду, а на кондитерской фабрике изготавливают кондитерские изделия, которые употребляют в пищу люди. «Машиностроительный завод», «металлургический завод» называются так потому, что на заводе производят различные вещества, машины. На машиностроительном заводе производят машины, на металлургическом заводе выплавляют различные металлы.

Читают значения слов













- Да, совпали.


Слушают учителя














Астраханский тепловозоремонтный завод,

Кондитерская фабрика КАРОН, Астраханская сетевязальная фабрика, Первомайский судоремонтный завод.


-Ответы учащихся.


-Нужно уметь быстро ориентироваться, быть ответственным, умным, уверенным в себе.


5. Первичное закрепление

- Теперь давайте закрепим ваши знания.

-Что такое Мануфактура?

-Как называется крупное промышленное предприятие, на котором изготавливают…?

-Что обычно производят на фабриках?

-Как называются промышленные предприятия, где в работе широко применяются машины?

-Кто работает на мануфактурах, заводах и фабриках?

- Ребята, на ваших партах лежат листы с заданиями. Вам необходимо в паре самостоятельно выполнить небольшой тест, состоящий из 6 вопросов. Но для начала, напомните мне правила работы в парах.

(на слайде картинка)

- Отлично. Вам необходимо обвести букву ответа. На выполнение задания вам дается 5 минут. Как только закончили, покажите мне свою готовность.

Тест:

1. С чего началось развитие промышленности в России?

а) с создания мануфактур

б) с создания заводов

в) с создания фабрик

2. Где использовался ручной труд?

а) на мануфактурах

б) на заводах и фабриках

3. Где широко применяются машины?

а) на мануфактурах

б) на заводах и фабриках

4. Во времена какого правителя заводам и фабрикам стали уделять особое внимание?

а) во времена Ивана IV Васильевича Грозного

б) во времена Петра I

в) во времена князя Владимира Святославовича

5. Где возникли заводы, на которых плавили металл?

а) на Кавказе

б) в Москве

в) на Урале

6. Что случилось, когда количество заводов и фабрик увеличилось?

а) товары стали дешевле и доступнее

б) товары подорожали

- А теперь сверьте ваши ответы с ответами на слайде. Поднимите руки, у кого нет ошибок; у кого 1-2 ошибки; у кого больше ошибок

Слушают учителя


-Предприятие, где используется ручной труд.

-Завод.

-Предметы и вещи, необходимые в быту.

-Завод и фабрика.



-Рабочие.



Вспоминают правила работы в парах






Выполняют тест






























Сверяют свои ответы с эталоном на слайде

Познавательные:

использовать новую информацию для решения учебных заданий; систематизировать, обобщать изученное

Коммуникативные:

осуществлять работу в паре

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

заданий;


6. Итоги урока

Ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?



- Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы ее?




- Смогли ли мы решить задачи, поставленные в начале урока?

- Ребята, ответьте на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было интересно..

- Запишите домашнее задание:

Учебник, стр. ___ читать и пересказывать

Раб тет. Стр. ___ №



- О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

- Целью нашего урока было узнать о первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. Да, мы достигли цели.

- Да, смогли


Отвечают на вопросы

Познавательные:

умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


7. Рефлексия

- Ребята, а сейчас оценим свою работу на уроке.

-У меня в руках два конверта: Мануфактура и завод (фабрика). Если у вас не было затруднений во время урока, вы узнали что-то новое для себя, то вставьте человечка в конверт со словом фабрика, если ваши знания не пополнились, у вас возникали какие-то затруднения, то вставьте человечка в конвертик со словом мануфактура.

- Спасибо за урок. До новых встреч!

Оценивают свою деятельность

Регулятивные:

соотносить цели и результаты собственной деятельности; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее