План-конспект урока на тему: месяц и год
Класс: 2 «Б»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли
Задачи:
Образовательные:
- учить давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца
- учить устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»
- сформировать представление о единице измерения времени «год» как последовательности 12 месяцев
Развивающие:
- развивать познавательную активность
- развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение
- развивать творческие способности
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к времени
Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкой, тетрадь с печатной основой, глобус, видео-фрагменты
Структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (1 минута).
Актуализация знаний (3 минуты).
Сообщение темы и цели урока.
Усвоение новых знаний. (27 минут).
Физкультминутка (1 минута)
Обобщение и систематизация знаний. (5 минут).
Подведение итогов урока, рефлексия. (2 минута).
Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.
| Дети проверяют свою готовность к уроку и дают понять это учителю |
Актуализация знаний | - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок? - Что такое неделя? - Сколько в неделе ночей и сколько дней? - Почему происходит смена дня и ночи?
- Ребята, давайте вспомним какие единицы измерения времени нам известны.
|
- Сутки.Неделя
- неделя – семь суток
Земной шар все время вращается вокруг своей оси, подставляя солнечным лучам то одну сторону, то другую.
|
Сообщение темы и цели урока | Время измеряют не только сутками и неделями, но и месяцами. Сегодня мы с вами узнаем интересные сведения о месяце и годе.
|
|
Усвоение новых знаний | - Что такое месяц? - Эта единица измерения времени появилась в результате наблюдений за Луной. - Вспомните, что такое Луна.
- А теперь вопрос для наблюдательных! Всегда ли Луна на небе выглядит одинаково? Еще в древности люди заметили, что Луна не всегда выглядит одинаково. Временами ее вовсе не видно на небе. - А кто-нибудь знает, как называются разные формы луны? - Посмотим видео-фрагмент, из которого мы узнаем, какие фазы Луны бывают. - А сейчас, давайте рассмотрим схему на страницах 24-25. Что происходит с Луной в новолуние? - Что происходит с Луной в первую неделю месяца? - Как это можно определить?
- Что происходит с Луной во вторую неделю месяца? - Что такое полнолуние?
- Что происходит с Луной в третью неделю месяца? - Как это можно определить?
- Что происходит с Луной в четвертую неделю месяца? - Да, Луну снова не видно на небе. Так ее жизнь от «молодости» до «старости» повторяется вновь и вновь. - Как вы думаете, чем объясняется изменение облика Луны? Изменение облика Луны объясняется ее движением вокруг Земли. Поскольку Луна сама не светится, мы с Земли видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. У многих народов второе название Луны – месяц. Поэтому время от одного новолуния до другого и было названо месяцем. - Как вы думаете за какой промежуток времени, Луна совершает полный оборот вокруг Земли? - Луна совершает полный оборот вокруг Земли примерно за 27 суток и 7 часов. - Давайте посмотрим, как же она это делает в следующем видео-фрагменте. |
- Луна – холодное небесное тело, спутник Земли
- нет
- фазы Луны
- ее не видно на небе, как будто рождается новая Луна - Луна растет
- Рожки Луны повернуты влево, если мысленно приставить палочку, получится буква Р - Луна выросла до полукруга - Луна видна полностью - Луна начинает стареть
- Рожки Луны повернуты вправо, похоже на букву С - Луна постепенно исчезает
Внимательно слушают и анализируют |
Физкультминутка | Контролирует выполнение всеми обучающимися упражнений. | Дежурный показывает упражнения. Дети встают и следуют указаниям дежурного. |
| - Скажите, а по возрастанию, какая единица времени следует за месяцем? - Что такое год? - Сколько месяцев в году? - Давайте назовем все месяцы, начиная с первого. - Какой первый месяц в году? - Называем, январь… Посмотрим видео-фрагмент, и уточним наши знания о годе новой информацией. - Как иначе можно дать определение понятию год? Год – это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. - Сколько суток в году? - Как называется год, в котором 366 суток? - Ребята, давайте посмотрим на годовой круг. Что вы можете о нем сказать? - А сможете ли вы определить количество дней в месяце, не видя этого круга и даже у вас нет в руках календаря? - Существует старинный способ, пользуясь которым вы без проблем сможете определить количество дней в месяце. Сейчас мы с ним познакомимся. (видео-фрагмент) - Давайте потренируемся. Сколько дней в октябре? В мае? |
- год
Год – это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
Коллективная работа
- 365 - високосный
- нет |
Обобщение и систематизация знаний | - А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 15 и выполните задание под номером 4. - Что нам нужно сделать в этом задании? Год - это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. - Выполните задание под номером 5. - Что нам нужно сделать в этом задании? Самостоятельно пронумеруйте месяцы в правильной последовательности, а потом мы все вместе проверим. - Проверяем. | Самостоятельное выполнение задания
|
Подведение итогов урока, рефлексия | - Какая единица измерения времени появилась в результате наблюдения за Луной? - Что такое год? - Какой год называется високосным? - Что на уроке вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? | Дети отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | - Дома, прочитайте параграф учебника на страницах 24-27. И выполните задания в рабочей тетради №1,2,3 на страницах 18-19 | Дети записывают домашнее задание в дневниках |