Конспект открытого урока
Предмет: литературное чтение.
Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Цели:
познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание».
познакомить с фрагментами биографии Пушкина.
развивать коммуникативные УУД посредством ознакомления с биографией А.С. Пушкина, анализа стихотворения «Няне».
Задачи:
Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;
Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение, обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему, воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», иметь представления о биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне». Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне». Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные
Предметный: имеют представления о биографии А. С. Пушкина, знакомы с его стихотворением «Няне».
ХОД УРОКА
Вступительная беседа.
- Наш урок посвящен творчеству А.С.Пушкина, гения русской поэзии. Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями.
И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина. Как звали няню? Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов. Что означает фраза «была крепостной»? В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины…
Работа над текстом.
а) первичное ознакомление
Ребята, переверните страницу. Что мы видим на этой странице? Сейчас мы будем слушать запись, и одновременно следить по тексту. Будьте внимательны, потому что потом вам будут заданы вопросы.
(Запись)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
б) словарная работа
- В стихотворении есть выделенные слова, как вы их понимаете?
Светлица? Ссветлая комната в избе.
Вороты? Широкий вход или проезд в стене.
Всечасно обозначает каждый час.
Какие еще слова вызвали у вас интерес?
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
- Кто автор и как называется стихотворение?
- Как Пушкин относится к няне? (с уважением, с добротой).
- Найдите эти строки.
- Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- С какой интонацией прочитаем это стихотворение?
- Какое настроение стихотворения? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.)
- На какие части можно разделить? (1 часть благодарность, 2 часть сопереживание, сочувствие. )
- Какие картины нам представлялись, когда мы читали стихотворение?
- Какие личные впечатления у вас остались после чтения стихотворения?
- Какие чувства хотел донести автор до читателя?
- Ребята, какое чувство у вас вызывает это стихотворение?
- А вы знаете, когда было написано стихотворение? (Очень давно в 19 веке. Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил признательность мудрой и терпеливой Арине Родионовне за все, что довелось им вместе пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к няне очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.) .
Кто напомнит, как звали няню?
- Вот какое отношение было у Пушкина к няне.
- А как вы относитесь к своим близким ?
- Назовите имя человека, которому было посвящено данное стихотворение.
в) самостоятельная работа
- Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать выразительное чтение стихотворения «Няне».
Теперь самостоятельно про себя прочитайте это стихотворение. Подумайте, с какой интонацией нужно читать его? (спокойно, размеренно).
- Кто прочитал, поднимите руку.
- Теперь мы прочитаем стихотворение по цепочке.
- Ребята, чувствуете ли вы в стихотворении грусть, боль? (стихотворение пронизано грустью, потому что герой не рядом с няней и обращается к ней мысленно).
- Теперь вслух и выразительно прочитайте стихотворение.
Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведем итог нашей работы. Какая была тема урока?
- С каким стихотворением мы работали?
- Кто его автор?
- Какие у нас были задачи?
- Мы смогли их выполнить?
- Что особенно запомнилось на уроке? -
- Что понравилось?
- Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно?
- Почему?
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Няне».