«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект открытого урока по теме "Няне" А. С. Пушкин

Пушкин написал в 1826 году, поднимая тему материнской любви. Для поэта эта любовь воплотилась в образе няни. Именно она дарила все годы настоящую материнскую любовь, ласку, тепло, заботу и внимание.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект открытого урока



Предмет: литературное чтение.

Тема: А.С. Пушкин «Няне».

Цели: 

  • познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание».

  • познакомить с фрагментами биографии Пушкина.

  • развивать коммуникативные УУД посредством ознакомления с биографией А.С. Пушкина, анализа стихотворения «Няне».





Задачи:



Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;



Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение, обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность 



Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему, воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», иметь представления о биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне».   Воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам.  Воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.



Планируемый результат:



Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии  А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне».  Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют  положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.



Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные



Предметный: имеют представления о биографии А. С. Пушкина, знакомы с его стихотворением  «Няне».













ХОД УРОКА



  1. Вступительная беседа.

- Наш урок посвящен творчеству А.С.Пушкина, гения русской поэзии. Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями.

И вот – новая встреча. Но  сегодня мы будем говорить  о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина. Как звали няню? Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов. Что означает фраза «была крепостной»? В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Воспоминания поэта о няне:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

  Приговорки, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины…





  1. Работа над текстом.



а) первичное ознакомление



  • Ребята, переверните страницу. Что мы видим на этой странице? Сейчас мы будем слушать запись, и одновременно следить по тексту. Будьте внимательны, потому что потом вам будут заданы вопросы.

(Запись)


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.


б) словарная работа


- В стихотворении есть выделенные слова, как вы их понимаете?


Светлица? Ссветлая комната в избе.

Вороты? Широкий вход или проезд в стене.

Всечасно обозначает каждый час.

Какие еще слова вызвали у вас интерес?

Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

- Кто автор и как называется стихотворение?
- Как Пушкин относится к няне? (с уважением, с добротой).

- Найдите эти строки.
- Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- С какой интонацией прочитаем это стихотворение?

- Какое настроение стихотворения? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.)
- На какие части можно разделить? (1 часть благодарность, 2 часть сопереживание, сочувствие. )
- Какие картины нам представлялись, когда мы читали стихотворение?
- Какие личные впечатления у вас остались после чтения стихотворения?
- Какие чувства хотел донести автор до читателя?
- Ребята, какое чувство у вас вызывает это стихотворение?
- А вы знаете, когда было написано стихотворение? (Очень давно в 19 веке. Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил признательность мудрой и терпеливой Арине Родионовне за все, что довелось им вместе пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к няне очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.) .
Кто напомнит, как звали няню?
- Вот какое отношение было у Пушкина к няне.

- А как вы относитесь к своим близким ?
- Назовите имя человека, которому было посвящено данное стихотворение.


в) самостоятельная работа


- Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать выразительное чтение стихотворения «Няне».
Теперь самостоятельно про себя прочитайте это стихотворение. Подумайте, с какой интонацией нужно читать его? (спокойно, размеренно).

- Кто прочитал, поднимите руку.
- Теперь мы прочитаем стихотворение по цепочке.
- Ребята, чувствуете ли вы в стихотворении грусть, боль? (стихотворение пронизано грустью, потому что герой не рядом с няней и обращается к ней мысленно).

- Теперь вслух и выразительно прочитайте стихотворение.



  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведем итог нашей работы. Какая была тема урока?
- С каким стихотворением мы работали?

- Кто его автор?

- Какие у нас были задачи?

- Мы смогли их выполнить?

- Что особенно запомнилось на уроке? -

- Что понравилось?

- Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно?

- Почему?




  1. Домашнее задание.



Выучить наизусть стихотворение «Няне».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее