МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Конспект открытого урока по русскому языку
«Правописание глаголов с частицей НЕ»
(3 класс, технология игрового метода)
Подготовила
учитель нач. классов
Касюхина Е.Е.
г. Армавир
2016 год
Тема:
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ.
Цели:
Развивать умения правильно употреблять и писать частицу НЕ с глаголами.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся находить глаголы в предложении по вопросу и значению; употреблять в предложении в разных формах времени и числа; правильно употреблять и писать частицу НЕ с глаголами; исправлять ошибки в тексте.
Оборудование:
Картинки сказочных героев, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Урок с игры я начинаю,
Всех в части речи превращаю.
1 ряд – существительные,
2 ряд – прилагательные,
3 ряд – глаголы.
Защищайте себя, уважаемые ЧАСТИ РЕЧИ. Составьте рассказ о себе в виде текста – рассуждения.
Дети защищают свою часть речи:
«Я считаю прилагательное одной из главных частей речи, потому что оно обозначает признак и качество предмета. Это самая красивая часть речи».
«Почему без прилагательного невозможно обойтись? Да потому, что оно помогает описать предмет, уточнить его признак».
«Почему существительное – главная часть речи? Потому, что оно обозначает предмет».
«Почему без глагола речь была бы немыслима? Глагол обозначает действие предмета, является главным членом предложения. Это самая живая часть речи».
Учитель:
- Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место сегодня займёт ГЛАГОЛ.
II. Актуализация знаний.
- Незнайка, зная, что у нас в школе дети изучают ПДД, составил такое предложение:
Слайд № 1.
Кто меня признаёт,
Тот в беду попадёт.
- Всё ли правильно сделал Незнайка? (Он пропустил частицу НЕ)
Слайд № 2.
Вариант 1 Кто меня НЕ признаёт, Тот в беду попадёт.
|
Вариант 2 Кто меня признаёт, Тот в беду НЕ попадёт.
|
- Какой смысл вносит частица НЕ? (Отрицание)
- А как пишется с глаголом? (Раздельно)
III. Сообщение цели урока.
- Определите тему и цель урока.
Слайд № 3.
Появляется Гном. В правой руке у него частица «НЕ», в левой карточка «ГЛАГОЛ». Гном говорит:
Дружит НЕ с глаголом?
- НЕТ! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал.
Между ними – интервал!
Дети читают стихотворение, движениями рук показывают интервал между глаголом и частицей НЕ.
- Напишите любой вариант загадки о светофоре. (Дети проговаривают, помогая жестом руки написать НЕ с глаголами: НЕ попадёт, НЕ признаёт.
Проверка написанного.
Работа по теме урока.
- Светофор даёт мудрые наставления, но Незнайка, как всегда, всё перепутал. Чтобы беду предотвратить, Незнайку будем мы учить. Составим памятку пешехода для Незнайки. Перед вами правила Светофора (перед каждым учеником правила ДД), они написаны в утвердительной форме, а вы должны изменить текст или составить свой, чтобы смысл был отрицательный, чтобы были глаголы с частицей НЕ на тему: «Не шали на улице!»
Проводится орфографическая подготовка перед записью трудных слов, проверяется, предупреждается написание безударных гласных в корне.
Проверка самостоятельной работы.
Физкультминутка.
Красный свет – хода нет.
Жёлтый свет – не снят запрет.
Зелёный горит: «В добрый путь», - говорит.
Продолжение работы по теме урока.
- Зелёная улица привела нас на поляну пословиц.
Игра «Добавь слово». (Добавить нужное по смыслу слово – глагол)
Друзей и водой … (не разольёшь)
Без беды друга … (не узнаешь)
Дружбу на деньги … (не купишь)
Дружбой дорожи, забывать … (не спеши)
Хорошие друзья в беде … (не оставят)
Новых друзей наживай, а старых … (не теряй)
- О чём эти пословицы? Как вы их понимаете? Нужно следовать этим мудрым советам!
- Задание: напишите глаголы с частицей НЕ из этих пословиц.
Проверка.
Творческая работа.
Встреча с героями продолжается. Каждый из них собирает слова со своей орфограммой: Заяц собирает слова с безударной гласной, не проверяемой ударением; Марья-Краса – с разделительным мягким и твёрдым знаком; Солнце – слова с непроизносимой согласной; Снегурочка – слова с безударной гласной, проверяемой ударением; Человек Рассеянный – слова с двойной согласной. Доска разделена на 5 частей, каждая часть – герои. Учитель диктует слова, а дети распределяют их в столбики:
Заяц | Марья-Краса | Солнце | Снегурочка | Человек Рассеянный |
сегодня победу вместе работы | Илья с друзьями по необъятным объяснения | участвовал радостную неизвестного устные | в спортивном разделил шагал давал выполнял | кроссе долгожданную с классом письменные |
- Из слов каждой строчки составьте предложения, в третью строку добавьте слово «просторам». Получится текст:
Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал устные объяснения, выполнял письменные работы.
- Докажите, что это текст. Озаглавьте.
-Измените текст, используя частицу НЕ с глаголами.
- Что могло случиться с Ильёй? (Мог заболеть)
- Может ли концом текста быть такое предложение: Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!? (Может, но следует добавить несколько предложений, чтобы связать две части)
- Выполните это творческое задание и из пословиц, записанных в начале урока, выбрать такую, которая могла бы стать названием этого текста.
Хорошие друзья в беде не оставят
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья заболел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли, подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
Рефлексия.
- Незнайка вместе с друзьями увлечёно работал весь урок. Всё понял, но неясно ему, почему в слове Незнайка НЕ пишется слитно? (В этом слове приставка НЕ пишется с существительным Знайка)
Подведение итогов.