Конспект коррекционно-логопедического занятия на тему: "Звуки и буквы Ш-Ж".

Представленный конспект разработан с учетом особенностей детей с ОВЗ (ЗПР) 1 класса. В нем сочетаются различные приемы и формы работы. Рекомендую использовать его с детьми в конце учебного года.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект коррекционно-логопедического группового занятия

с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР)

Тема: Звуки и буквы Ж-Ш.

Автор : учитель-логопед Пушкарева Ольга Валентиновна

МОУ «ООШ№4», г.Кыштым.

Программное содержание:

  1. Закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении два акустически и артикуляционно близких согласных звука [Ш]-[Ж].

  2. Продолжать учить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и выстраивать коммуникативное взаимодействие;

  3. Совершенствовать фонематическое восприятие через специальные упражнения.

  4. Закреплять умение обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах. Развивать графический навык письма.

  5. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

  6. Расширить словарный запас за счет введения в активный словарь названий профессий людей.

  7. Формировать саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации)

  8. Формировать планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

  9. Развивать контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  10. Развивать сплоченность, групповое взаимодействие. Снять интеллектуальную усталость школьников.

  11. Развивать внутреннюю собранность. Снять нервно – психическое напряжение.

Оборудование:

Тетради, ручки, простые карандаши, схемы для характеристики звуков [Ш] и [Ж], карточки со словами с пропущенными буквами (По ... ар, лу ... а, ланды ... и, ма ... ина, пи ... ама, по ... арный, ло ... адь, гру ... а, ... урнал, пры...ок), сюжетные картинки (демонстрационный материал) с изображением людей разных профессий (в названии которых есть звуки [Ш] или [Ж]: журналист, сапожник, швея, пожарный, машинист, инженер, сторож), картинки –изображения героев мультфильма «Смешарики» - Ёжик и Нюша, магнитофон, музыкальные фрагменты (громкая и тихая музыка), жетоны с изображением Нюши и Ёжика, раскраски по количеству детей (Нюша и Ёжик), предметные картинки на звуки [Ш] и [Ж],.

Ход занятия.

  1. Логопед:

- Я приглашаю вас в круг. Сегодня у нас приветствие – пожелание. Пожелание относится к нашему занятию. Начинаю приветствие – пожелание я! Доброе утро, Саша! Саша, я желаю тебе узнать о звуках как можно больше. Далее приветствия – пожелания говорят дети по очереди, стоя по кругу.

Логопед обращается к детям: сегодня у нас с вами пойдет речь о звуках. Для какой цели нам нужны знания о звуках? Где мы можем их встретить? В словах. А слова? (в предложениях). А предложения встречаем где? (в рассказах, сказках и т.д.). Сказки и мультфильмы вы любите. Сегодня на наше занятие герои мультфильма прислали для вас жетоны. Посмотрите и скажите из какого м/ф эти жетоны? («Смешарики»). Жетоны будут выдаваться в каком случае, как вы думаете? (при правильных ответах). Все готово и вас ждет прогулка в страну звуков.



  1. Логопед:

- Посмотрите на доску. Каких героев из м/ф «Смешарики» вы видите? (Нюшу и Ёжика). На прошлом занятии мы с вами начали разговор о паре согласных звуков? Вспомните, есть ли такие звуки в именах наших героев? (ш, ж). Как вы думаете, какой из этих звуков любит Нюша? (звук Ш). Кто сможет расказать для Нюши и всё про звук Ш? (смотрите на схемы). Кто расскажет о звуке Ж для Ёжика? (смотрите на схемы) – дети рассказывают и логопед их хвалит. От Ёжика и от Нюши вы получаете по жетону.

  1. А ещё они принесли с собой сегодня картинки и мы с вами поиграем в сказку. Я начну рассказывать, а договаривать вы будете, называйте картинки по очереди, когда я их буду показывать: начинает называть Настя, потом Игорь, Алина и Саша и опять по кругу. Поняли? Если правильно словечко произнесёте и точно проговорите в нём звук Ж или Ш, то в рифму получится. (Дети садятся в кружок за один стол.) Начинаем?

Жили-были поживали никаких забот не знали: КОШКА и МАРТЫШКА, ЖИРАФ и МЫШКА.

Сидели как-то глядели вокруг, и вдруг в окно залетел… ЖУК

Принёс им приглашение на весёлый день рождения.

Друзья и подружки - рады, стали примерять наряды:

КОШКА приколола БРОШКУ, ЖИРАФ повязал ШАРФ,

ШОРТЫ надела МАРТЫШКА, а ШАПКУ – МЫШКА.

Быстро по коробкам ярким разложили всем подарки:

ЁЖИКУ – НОЖИК, ЛЯГУШКЕ – ПОДУШКУ, МЕДВЕЖОНКУ – ПУШКУ, ЛОШАДКЕ – ПОГРЕМУШКУ.

Две подружки так спешили, что отправиться решили: одна на ЛЫЖАХ, а другая – на МАШИНЕ!.

Именинники встречали и гостей всех угощали: ШОКОЛАДКОЙ, ПЕТРУШКОЙ, КАШЕЙ и ГРУШЕЙ.

А потом все гости встали и гармошку в руки взяли.

Начались тут песни, пляски, наступил конец той сказке!

Получилась у нас сказка? Я тоже думаю, что получилась. Слова с какими звуками встречались часто в этой истории (со звуками Ш и Ж). От наших героев вам снова жетончики.

4. Ёжик любит читать. Он уже, наверно, 100 книг прочитал. Теперь он вам предлагает рассказать его любимую скороговорку . А мы не только её расскажем, но и поиграем глазками. Итак: зрительная гимнастика:

2 вороны ворожили…

Десять сено ворошили

И сороки не тужили – у реки пожар тушили

А журавль рыбу жарил,

Шмель в цветах душистых шарил

И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.

Какие слова в тексте скороговорки очень похожи друг на друга? (ворошили и… ворожили; тужили и … тушили, шарил и … жарил, ужами и ушами.

5. Логопед:

- Ох, и хитрые эти смешарики – посмотрите, спрятали буквы в словах, а вы сможете их обратно вернуть? (просматривают карточку). Расскажите, на кого похожа буква Ж, а буква Ш. (зарисовывает на доске рисунки-символы буква Ж – превращается в жука, а Ш – в змею). Похожи ли они друг на друга? (нет) А звуки Ш и Ж похожи? (да, а чем они отличаются, скажите ещё раз: голосом). (работа с карточкой №1) – раздаются жетоны от героев урока.

6.Логопед:

- А сейчас прочитайте внимательно слова с доски и зарисуйте в тетрадь слоговую схему слов, а потом допишите слог с буквой Ш или Ж из этого слова. Вы умеете это делать. Поработайте сначала сами, а потом мы проверим. Слова: малыш, шуточка, жук, мышонок, прыжок (самоконтроль, самооценка и самокоррекция со стороны детей – выдача жетонов).

7.Логопед: (физкультминутка)

- Наступило время поиграть. Предлагаю упражнение «Изобрази букву». Буква «Ж» - руки вверх с наклоном в стороны, ноги на ширине плеч. Изобразите букву Ж вдвоем. Замечательно! Изобразите букву Ш вчетвером на ковре. Пожалуйста! Я предлагаю вам музыку, а вы скажите какую музыку к какому звуку можно отнести (звучит громкая, звонкая музыка, затем тихая ). Прослушали. А сейчас будьте внимательны, звучит музыка и вы изображаете ту букву, которая, на ваш взгляд, отражает ее звучание. Играем! Было ли трудно показать на себе как выглядит буква? Легко ли было выполнить упражнение с музыкой и определить звук, соотнести его с буквой? (ответы детей)

Пока мы играли, смешарики что-то опять приготовили для вас.

8. Логопед:

- Нюша пока к нам бежала выронила картинки (с изображением людей разных профессий) Выберите профессии, в названии которых есть звук Ж или Ш и расположи картинку на доске под изображением Нюши или Ёжика. Догадайтесь сами как. (дети работают вместе). Расскажите, почему вы расположили так картинки. Вы знаете, чем занимаются люди этих профессий? Составьте предложения с этими словами? Сосчитайте, сколько слов в твоём предложении? Нарисуй схему предложения на доске (дети получают жетоны, перед этим самостоятельно оценивают себя – поднимает руку тот, кто считает, что правильно выполнил задание).

9. Ёжик очень любит играть в игру «Жмурки с буквами». Давайте и мы поиграем. Откройте тетради и приготовьте ручку. Теперь закройте глаза и отгадайте наощупь букву, которая «записана» песочком на дощечке. Когда узнаете букву – переворачивайте дощечку и записываете букву в тетрадь, а потом проверьте себя – правильно ли вы записали? Скажите, когда мы пишем заглавную букву? ( в имени человека, в кличке животного, в названии города, страны, в начале предложения). Молодцы (выдаются жетоны).

10. Итог: Логопед:

- Как вы запомнили чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]? Что надо помнить, чтобы не спутать на письме букву Ш и буквой Ж? (на что они похожи представлять, хорошо знать элементы букв).

- Вам понравились игры со звуками и буквами Нюши и Ёжика? Что вам было выполнять легко? В какие задания были трудными? Посчитайте свои жетоны. Зарисуйте как всегда смайлик в тетради, показывающий ваше настроение и не забудьте записать количество полученных жетонов цифрой рядом.

Логопед: На память о звуках Ш и Ж наши герои дарят вам раскраски: девочкам Нюшу, а мальчикам – Ёжика. Потом, когда раскрасите их дома, обязательно подпишите имена Смешарикам. Хорошо? Занятие окончено. До свидания.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее