Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Конкурсно - познавательное мероприятие
«Простые механизмы вокруг нас»
Капарова Дженет Ахмедовна
педагог организатор, ПДО
МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Новый Уренгой
Новый Уренгой
2019 г.
Конспект итогового занятия-игры«Простые механизмы вокруг нас»
Оборудование:
Мультимедиа проектор, экран, ноутбук (компьютер), наборы ЛЕГО, распечатки с заданиями к конкурсам.
Возраст детей: 8 – 12 лет
Тип занятия
Итоговое занятие: обобщение материала.
Цель занятия:
обобщение материала, изученного по теме "Простые механизмы"
Задачи занятия:
Образовательные:
обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме "Простые механизмы".
создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие:
способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию робототехнического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения,
содействовать воспитанию интереса к робототехнике и ее приложениям.
воспитывать информационную культуру воспитанников, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, умение работать в команде
воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе,
Здоровьесберегающая задача занятия:
обеспечить благоприятные условия для сохранения здоровья в процессе учебы через создание благоприятного физического и эмоционального климата, через смену деятельности на занятии.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать
основные простые механизмы и их применение в быту
иметь представление о свойствах основных простых механизмов
Уметь
рассуждать и делать выводы;
применять изученные понятия для решения задач.
Личностные:
Обучающиеся будут формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, внутреннюю позицию по отношению к изучаемому предмету.
Обучающиеся будут обучаться навыкам коммуникативной компетентности
Метапредметные:
Обучающиеся будут формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Обучающиеся будут формировать умение оценивать правильность выполнения учебных и иных задач
Обучающиеся будут формировать умение работать в группе по решению общих учебных задач
План занятия:
Организационный момент
Приветствие команд
Кроссворд
Шифровка
Составь слова + капитаны
Ребусы
Робототехнический крокодил
Подведение итогов
Ход мероприятия.
Этап занятия, действия преподавателя | Действия воспитанников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перед уроком |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Столы и стулья в кабинете расставлены так, чтобы сформировать команды по 3-4 человека. Преподаватель выбирает себе помощника, например другого преподавателя, для проверки результатов выполнения заданий. На экране заставка конкурса | По просьбе преподавателя ребята разбиваются на команды и занимают места. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагог, приветствует воспитанников Ребята! Сегодня нам предстоит проверить свои силы в знаниях по робототехнике. Придумайте название своей команде, девиз и выберите капитана. Я думаю, что девиз и название будут связаны с робототехникой? | Ребята придумывают название команд, девиз, выбирают капитана. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Приветствие команд |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Преподаватель дает слово командам по очереди, предлагая капитану команды назвать команду и огласить ее девиз. Названия команд фиксируются жюри. | Капитаны каждой команды оглашают название и девиз команды. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Кроссворд
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Воспитанникам раздаются кроссворды – по два на команду для удобства использования. Ребята! Перед вами кроссворд. Все слова, загаданные в нем, напрямую связаны с конструированием. Ваша задача разгадать кроссворд. Время на выполнение – 10 минут. Если возникают вопросы по прочтению задания – спрашивайте, окажу вам посильную помощь. По истечении 10 минут кроссворды собираются, помощник преподавателя оценивает решения, суммирует баллы за слова, результаты записываются в таблицу. Если какой-то из вопросов остался не решенным, преподаватель вместе с ребятами обсуждает вопрос, дает наводящие подсказки и разгадывает слово. | Ребята разгадывают кроссворд, в случае каких-либо затруднений задают вопросы учителю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране пояснения к кроссворду
Дифференциал — это часть трансмиссии автомобиля, которая передает крутящий момент от двигателя и коробки передач к колесам. В основе этого важного автомобильного узла лежит планетарный механизм, благодаря которому скорость вращения разных колес может различаться.
Штифт — крепёжное изделие в виде цилиндрического или конического стержня, предназначенное для неподвижного соединения. Штифт плотно вставляется в отверстие, проходящее через обе детали...
Курви́метр (от лат. curvus — изогнутый) — прибор для измерения длины извилистых линий, чаще всего на картах, планах и чертежах. Курвиметр состоит из зубчатого ролика известного диаметра на ручке и счётчика... Т.е. курвиметр – это колесный или роликовый измеритель расстояния.
Полиспаст — это грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков огибаемых веревкой, канатом или тросом, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Шифровка | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Каждой команде раздается комплект заданий шифровки и кодировочная таблица. - Сейчас вам предстоит расшифровать слова. Способы шифровок различны. В шифровке 1 и 2 нужно внимательно прочитать задание и найти что-то необычно в составлении фразы. В шифровке 3 спрятаны 2 слова. Как они были получены? Сначала были записаны два ответа подряд. Буквы ответов перемешаны. Затем они заменены на символы по кодировочной таблице. Ваша задача сначала расшифровать буквы, а затем составить слова. Причем буквы, которые уже использованы для составления первого слова, нужно вычеркивать. А из оставшихся букв составить второе слово. В шифровке 4 необходимо разгадать целую фразу. Время на выполнение – 10 минут.
| Ребята распределяют задания, приступают к решению. Время от времени обмениваются заданиями внутри команды – для ускорения процесса решения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Составь слова + капитаны |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Помощник раздает задания капитанам и командам. - Сейчас я попрошу капитанов покинуть команды и выбрать себе места за столами. Вам предлагается решить теоретические задания – можете приступать. Время на выполнение –5минут.
А команда будет занята составлением слов. - Перед вами лежат листки со словами. Ваша задача составить как можно больше слов (существительных) из букв этого слова. Каждая буква может использоваться только один раз. Если в исходном слове 2 буквы О, то в итоговом слове их не может быть 3 Обязательно нумеруйте слова. Время на выполнение – 5 минут. | Ребята приступают к составлению слов. Если капитан освободился раньше времени, он присоединяется к команде и принимает участие в решении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Ребусы |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Помощник раздает задания командам. - Настало время конкурса ребусов. Давайте вспомним правила решения На экране слайды с правилами решения ребусов. Преподаватель озвучивает правило и предлагает ребятам решить ребус. - Итак, правила, мы вспомнили. Давайте приступим. Время на выполнение – 7 минут. Если какой-то из ребусов не был разгадан, преподаватель озвучивает ответ и обсуждает его с ребятами. |
Ребята разгадывают тренировочные ребусы
Ребята разгадывают ребусы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Робототехнический крокодил |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране название этапа соревнования. Сейчас нам предстоит поиграть в знакомую вам игру "Крокодил". Только слова на этот раз будут связаны с робототехникой. Напомню правила: вам нужно показать пантомимой загаданное слово. Вы не можете говорить в процессе показа, можете только отвечать на вопросы да или нет. Правила оценивания ответов следующие: от каждой команды выходит один игрок, показывает слово. Если команда не может отгадать слово, то право отгадывания переходит к другим командам. Команда, отгадавшая слово, получает один балл. Во время соревнования помощник фиксирует отгаданные слова командами, затем суммирует баллы и записывает на доску. | Ребята отгадывают слова. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагог подводит итог занятия, дает "обратную связь" по результатам соревнования. - Ребята! Вы успешно справились со всеми заданиями! По результатам соревнования победила команда .................................... Давайте поздравим победителей. Все вы молодцы, показали свои знания и умения. Спасибо вам за занятие. До новых встреч. | Ребята поздравляют победителей. Прощаются. |
Кроссворд
По горизонтали:
1. Она бывает параллельная, перпендикулярная и наклонная
2. Механизм позволяющий колесам авто вращаться с разной скоростью при повороте.
3. Элемент конструктора ЛЕГО. Назначение : вращение или фиксация
4. Синий или белый, красный или серый / с выступом или без выступа / с шипами и без.
5. Карта + линия + ... = 21 см.
6. Королева носила бы его с удовольствием, но ... (П).. это слово прилагательное и относится к робототехнике.
7. Колесо с канавкой по окружности
По вертикали:
8. Он может легко поднять тяжелый груз
9. Цилиндрическая деталь с отверстием по оси предназначена для прочности сцепления
10. У земли она мнимая, а мы используем ее в конструировании
11. Есть он и она. Чем меньше ее шаг, тем быстрее заподлицо. Кто она?
12. Он - основной объект для отвертки
13. Он является основным элементом в конструкции
14. Главный герой поговорки, в которой что-то чем то вышибают
15. Она бывает трех видов, но в нашем случае нам нужна самая быстрая (П)
16. Бывает и коробка, бывает и телевизионная
Шифровка
Команда ________________________________________________________________
Расшифруй 1: Красив Олимпийский лес. Еле Слышны оводы.
Ответ: ________________________________________________________________________ 1 |
Команда ________________________________________________________________
Расшифруй 2: Без артистов Любой концерт Абракадабра
Ответ: ________________________________________________________________________ 2 |
Команда ________________________________________________________________
Расшифруй 3:
Ответ: ________________________________________________________________________ 3 |
4
Составь слова
ПОЛИСПАСТ |
ШЕСТЕРЕНКА |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ |
Капитаны
Команда ____________________________________________________________
Какой клин легче вбивать?
Какой винт быстрее ввинтить?
А какой легче?
1 | 2 | 3 | 4 |
Определите шаг винта:
Постройте модели, содержащие передаточное число:
3 : 1 5 : 3
Ребусы
Кодировочная таблица
Робототехнический крокодил
ШЕСТЕРЕНКА |
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА |
РЫЧАГ |
ПОЛИСПАСТ |
КУРВИМЕТР |
ОСЬ |
КУБИК 2 НА 4 |
НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ |
ВИНТ |
КЛИН |
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО |
РОБОТ |
ШАГ РЕЗЬБЫ |
ПРОТИВОВЕС |
ПЛЕЧО РЫЧАГА |
ВТУЛКА |
БАЛКА С ШИПАМИ |
и ответы на задания разработки занятия-игры «Простые механизмы вокруг нас»
Кроссворд
Кроссворд распечатать в 2-х экземплярах на команду и раздать для удобства разгадывания. В заданиях 6 и 15 в конце вопроса стоит знак (П) – это означает, что ответом на вопрос будет словосочетание, а в кроссворд нужно записать прилагательное из словосочетания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
| В |
| Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д | И | Ф | Ф | Е | Р | Е | Н | Ц | И | А | Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З |
|
| Н |
| О |
|
| П |
|
|
|
|
|
| П | Л | О | С | К | О | С | Т | Ь |
|
| Т |
| К | О | Р | О | Н | Н | А | Я |
|
| О |
|
|
|
| С |
|
| Б |
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
| Л |
| В |
|
| Ь |
| Б | А | Л | К | А |
|
| П |
| Ы |
|
|
|
|
Ш | Т | И | Ф | Т |
|
|
|
|
|
|
| Л |
|
|
| Е |
| Ш | К | И | В |
|
|
| С |
| У |
|
|
| К | У | Р | В | И | М | Е | Т | Р |
| А |
|
|
|
|
|
| П |
| Л |
|
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
| Е |
| Ю |
|
|
|
|
|
| А |
| К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
| Щ |
|
|
|
|
|
| С |
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
| А |
|
|
|
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ч |
| Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
Каждое верно отгаданное слово оценивается в 1 балл.
Шифровка
Первые две шифровки зашифрованы по принципу первых букв. В качестве подсказки с большой буквы начинается слово "Слышны" и "Абракадабра". В третьей шифровке закодированы два слова. При кодировании были перемешаны буквы двух слов и затем заменены на символы. Ребята должны составить слово из части букв, а из оставшихся букв – другое слово. В четвертой шифровке необходимо догадаться, что на пересечении строки и столбца находится буква, соответствующая тому символу, который получается наложением знака в заголовке столбца на знак в заголовке строки.
Например, наложение на даст символ .
В этой шифровке зашифрована шуточная пословица.
Ответы на шифровки:
БАЛКА
КОЛЕСО
ВТУЛКА ПОЛИСПАСТ
И роботы сыты, и программисты целы.
Каждое верно отгаданное слово оценивается в 1 балл, фраза – 2 балла
Составь слова
Из слова, напечатанного на листке, необходимо составить как можно больше слов, обозначающих существительные. На команду необходимо распечатывать все три слова и раздавать их ребятам на 2-3 минуты. Затем ребята должны обменяться словами и листками с ответами и попытаться придумать другие слова, которые еще не записаны на листках.
Каждое слово – 1 балл.
Капитаны
Для организации конкурса капитанов необходимо рассадить капитанов на достаточном расстоянии и выдать каждому коробку с конструктором.
В
2 4
5 3
Варианты решений
Каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Ребусы
Ребусы распечатываются, разрезаются и раздаются командам. Можно напомнить правила разгадывания:
ребус "СУХОВ" | ребус "СОН" | ||
ребус "МРАК" |
| ||
ребус "ЯД" | ребус "ОЧКИ" | ||
ребус "ВИД" |
|
|
Ответы:
Робот
Винт
Втулка
Программа
Курвиметр
Передача
Каждый верный ответ – 1 балл.
Робототехнический крокодил
До проведения итогового занятия необходимо неоднократно поиграть в игру "Крокодил" по обычным правилам: загадывается слово. Это слово нужно показать, используя пантомиму. Отвечать на вопросы можно только да и нет. Слова вырезаются, сворачиваются в трубочку и помещаются в емкость или на крышку конструктора LEGO.
ШЕСТЕРЕНКА
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА
РЫЧАГ
ПОЛИСПАСТ
КУРВИМЕТР
ОСЬ
КУБИК 2 НА 4
НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
ВИНТ
КЛИН
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО
РОБОТ
ШАГ РЕЗЬБЫ
ПРОТИВОВЕС
ПЛЕЧО РЫЧАГА
ВТУЛКА
БАЛКА С ШИПАМИ
Каждый верный ответ – 1 балл.
№ | Название команды | 1 кроссворд | 2 шифровка | 3 слова | 4 капитаны | 5 ребусы | 6 крокодил | Итого баллов | Место
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист
ФИО жюри.....................................................................................................................
Список использованных источников при разработке занятия-игры:«Простые механизмы вокруг нас»
Ребусы составлены на сайте http://rebus1.com/
Сайт для создания 3D-моделей https://www.tinkercad.com/
Книга Исогава Йошито "LEGO Technic Tora no Maki"
Сайт дистанционного изучения физики http://www.getaclass.ru
Изображение с сайтов:
http://yaruse.ru/posts/show/id/1205
http://www.liveinternet.ru/users/svetlana_gribacho/rubric/4117776/
http://class.neretin.ru/reports/shifr.html
http://online-altair.com/blog/news/privetstvie-na-raznyx-yazykax/
http://archive.constantcontact.com/fs138/1103731747773/archive/1114906417909.html
http://marinecrew.info/2011/01/blog-post_28.html
http://nachalo4ka.ru/zanimatelnaya-azbuka-dlya-detey-anagrammyi/
http://www.metod-kopilka.ru/rebusy_po_informatike_terminy-47790.htm
http://newmat.mpt.ru:8080/media/img/creatives/grats1.gif