Тема: «Конфликты в обществе».
Цели: профилактика конфликтов
Задачи:
-
Познакомить с понятием «конфликт»;
-
Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
-
Дать определение понятия «компромисс»;
Оборудование:
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
памятки.
Ход занятия:
I. Введение в тему
Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш классный час, я хотела бы рассказать одну притчу.
Чтение притчи «Коробочка»
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (ответы детей)
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи? (ответы детей)
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать.
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием «компромисс».
II. Основная часть
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? (ответы детей)
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.
Уильям Линкольн
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Давайте проиграем наш первый конфликт… Для этого необходимо разделиться на две группы: одна – мальчики, другая – девочки.
Игра «Перетягивание каната» (Играют)
-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт? (ответы детей)
-А из–за чего он мог возникнуть? (ответы детей)
Примерные ответы: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.
-Да, эта ситуация похожа на конфликт. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация где присутствуют участники конфликта (оппоненты) и предмет конфликта.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Примерные карточки:
-
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
-
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
-
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
-
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
- Здорово! Разбирая эти ситуации, вы сами пришли к решению проблем. И действительно большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
Ситуация:
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.
- Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Каждой группе я раздам карточки, задание которых вы должны выполнить.
Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.
Примерная инструкция для медиаторов:
-
Медиатор – посредник в конфликте.
-
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
-
Медиатор должен быть готов решить проблему.
-
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
-
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
-
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.
Вопрос к участникам игры:
-
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений? (ответы детей)
III. Заключительная часть
- Делаем вывод: если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. И это надо помнить.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь,
чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
- Спасибо. До свидания.