Тема: «Конфликты в обществе».
Цели: профилактика конфликтов
Задачи:
Познакомить с понятием «конфликт»;
Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
Дать определение понятия «компромисс»;
Оборудование:
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
памятки.
Ход занятия:
I. Введение в тему
Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш классный час, я хотела бы рассказать одну притчу.
Чтение притчи «Коробочка»
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (ответы детей)
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи? (ответы детей)
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать.
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием «компромисс».
II. Основная часть
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? (ответы детей)
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.
Уильям Линкольн
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Давайте проиграем наш первый конфликт… Для этого необходимо разделиться на две группы: одна – мальчики, другая – девочки.
Игра «Перетягивание каната» (Играют)
-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт? (ответы детей)
-А из–за чего он мог возникнуть? (ответы детей)
Примерные ответы: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.
-Да, эта ситуация похожа на конфликт. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация где присутствуют участники конфликта (оппоненты) и предмет конфликта.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Примерные карточки:
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
- Здорово! Разбирая эти ситуации, вы сами пришли к решению проблем. И действительно большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
Ситуация:
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.
- Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Каждой группе я раздам карточки, задание которых вы должны выполнить.
Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.
Примерная инструкция для медиаторов:
Медиатор – посредник в конфликте.
Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
Медиатор должен быть готов решить проблему.
Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.
Вопрос к участникам игры:
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений? (ответы детей)
III. Заключительная часть
- Делаем вывод: если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. И это надо помнить.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь,
чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
- Спасибо. До свидания.