Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме «Конфликты в организации»
по программе подготовки специалистов среднего звена по профессии 38.01.02 Продавец, контролер - кассир
Учебная дисциплина: «Основы культуры профессионального общения»
Разработчик: Володина А.М.
преподаватель 1 категории
г. Череповец
2018 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по теме «Конфликты в организации», предназначена для проведения в группе студентов по программам подготовки специалистов среднего звена по профессии «Продавец, контролер – кассир». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена по профессии 38.01.02 Продавец, контролер - кассир и рабочей программе по дисциплине «Основы культуры профессионального общения» в области освоения видов деятельности и формирования компетенций.
Выпускник по программе подготовки специалистов среднего звена по профессии Продавец, контролер – кассир должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
В результате освоения темы «Этика поведения на предприятия» студенты должны знать понятие «конфликт» и осознать последствия конфликта на работу коллектива. Эти знания помогут им подготовиться к основному виду профессиональной деятельности. Данное учебное занятие целесообразно проводить в виде открытого урока, это также позволяет использовать деятельностный подход.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема: Этика поведения на предприятия.
Тема занятия: Конфликты в организации.
Место и роль урока в изучаемом разделе дисциплины: один из уроков темы.
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 1 академический час.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях
Цель занятия:
усвоение понятия «конфликт» и осознание последствий конфликта на работу коллектива;
освоение способов управления конфликтами;
воспитание терпимости, ответственности, доброжелательности, коммуникативных способностей
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования первичных знаний о конфликтах;
Развивающая: развитие навыков самооценки, самоконтроля и рефлексии собственной практической деятельности с целью последующей корректировки.
Воспитательная: формирование профессионального достоинства, инициативы, развитие индивидуальности, чувства долга и ответственности за качество выпускаемой продукции.
Прогнозируемые результаты занятия:
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Тип урока: слайдовая презентация, практика
Принцип обучения: принцип научности, принцип наглядности.
Методы обучения:
- словесный: объяснение;
- наглядный: демонстрация презентации определение конфликта, сущность, типы конфликтов, виды конфликтных личностей;
- практический: практическая работа, работа в коллективе, демонстрация конфликтных ситуаций;
- исследовательский: сбор данных, обсуждение полученных данных, формулировка обобщений, тест на конфликтность, выводы;
- рефлексивный: текущая.
Принципы:
- коммуникативной направленности,
- индивидуального и дифференцированного подхода,
- деятельностного подхода в обучении,
- прочности усвоения знаний, умений,
- наглядности, доступности и посильности.
Форма организации работы на учебном занятии: парная, индивидуальная, коллективная.
Деятельность студентов: работа в коллективном обсуждении.
Методическая цель: организация повторения изученного материала, демонстрация конфликтов в организации при закреплении изученного материала.
Методическое и дидактическое сопровождение занятия: слайдовая презентация в POWER POINT, показ плакатов, посвященных теме.
Межпредметные связи:
Основы эффективного поведения на рынке труда;
Основы предпринимательской деятельности;
Экономика организации;
Менеджмент.
Ход учебного занятия
Деятельность | |
Преподавателя | Студента |
Приветствие. Определение готовности студентов к работе: - Проверяет наличие студентов по списочному составу. | - Формулируют вывод о своей готовности к уроку. |
1.Демонстрирует студентам сущность и определение конфликтов, субъекты конфликтов, типы конфликтов и конфликтных личностей, причины конфликтов. 2. Рассказывает о видах конфликтов. 3. Демонстрирует стадии конфликтов. | - Воспринимают, запоминают материал. - Изучают слайдовую презентацию. подготовленную преподавателем. - Изучают раздаточный материал. -Разыгрывают ситуационные задачи по видам конфликтов. |
| - Заполняют тест. - Находят свой тип личности по отношению к конфликтам. - Анализируют прослушанный материал. |
Выдаёт домашнее задание: предлагает самостоятельно подготовить доклад или слайдовую презентацию, посвященную теме урока. | Определяют для себя уровень домашнего задания. |
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Борисов Е.Ф. Экономика. – М.: Инфра-М, 2012.
2. Гражданский Кодекс РФ. – М.: Юрист, 2013.
3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика. – М.: Риор, 2013.
4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика. – М.: нити-Дана, 2013.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Высшая школа, 2012.
6. Под редакцией Кожевникова Н.Н. Основы экономики. 7-е издание. М.: Академия, 2012.
7. Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2012.
8. Соколинский В.М. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2013.
Дополнительные источники:
Гомола А. И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
Гомола А. И., Кириллов В. Е., Кириллов С. В. Бухгалтерский учет: учебник. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2013.
Гомола А. И., Кириллов В. Е. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М., 2012.
Камаев В. Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. — 7-е изд., стер. — М., 2014.
5. Корниенко О.В. Настольная книга преподавателя экономики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
6. Соколова С.Р. Основы экономики. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
7. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: Инфра - М, 2012.
8. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории. – М.: Инфра – М, 2011.
9. Лебедев О.Т. Основы экономики. – СПб.: М и М, 2013.
10. Лебедев О.Т. Практикум по основам экономики. – СПб.: М и М, 2013.
Приложение № 1
Конфликты в организации
Виды конфликтных личностей
Демонстративные | Излишне эмоциональные, стремятся быть в центре внимания
| Инициаторы споров |
Ригидные | С завышенной самооценкой, нежеланием считаться с другими, некритичным отношением к себе
| Обидчивы |
Неуправляемые | Импульсивные, агрессивные | Непредсказуемы |
Сверхточные | Излишне требовательные, мнительные, подозрительные | Относятся ко всем как к врагам |
Целенаправленно конфликтные | Рассматривающие конфликт как средство достижения своих целей | Инициируют конфликты |
Бесконфликтные | Стремящиеся всем угодить
| Конфликт |
Приложение № 2
ТЕСТ НА КОНФЛИКТНОСТЬ
Цель: выявление уровня конфликтности.
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а/ не принимаете участия;
б/ коротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;
в/ активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».
2. выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а/ нет;
б/ только, если имеете для этого веские основания;
в/ критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а/ если только это люди не обидчивые;
б/ лишь по принципиальным вопросам;
в/ споры – ваша стихия.
4. Вы стоите в очереди, и кто-то хочет пролезть без очереди. Ваша реакция:
а/ возмущаетесь в душе, но молчите – «себе дороже»;
б/ делаете замечание;
в/ проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция:
а/ не будете поднимать бучу из-за пустяков;
б/ молча возьмете солонку;
в/ не удержитесь от мелких замечаний, и, может быть, демонстративно откажитесь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?
а/ с возмущением посмотрите на обидчика;
б/ сухо сделаете замечание;
в/ выскажитесь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?
а/ промолчите;
б/ ограничитесь коротким тактичным замечанием;
в/ устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а/ постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б/ не скроете досаду, но отнесетесь к происходящему с юмором, пообещав взять реванш;
в/ проигрыш надолго испортит настроение.
9. Обработка данных. За ответы на вопросы начисляются баллы:
а/ 4 балла;
б/ 2 балла;
в/ 0 баллов.
Результаты
22 – 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, легко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций, где бы то ни было. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его невзирая на лица.
12 – 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на ваших отношениях с людьми. При этом вы не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если вы слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться и грубость отталкивают людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!