«Зимний фестиваль знаний 2025»

Композиция рассказа Джека Лондона "Сказание о Кише"

Урок предназначен для проведения урока литературы в 5 классе в групповой форме.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок литературы в 5 классе «Композиция рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».


Цель:

Познакомить учащихся с произведением Джека Лондона «Сказание о Кише», особенностями сказового повествования, с композицией рассказа.

Задачи урока:

Личностные УУД: испытывают положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; воспитывать культуру диалога, грамотную речь; обеспечивать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1.Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

2. Составлять план и последовательность действий;

3. Вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действий;

4. Контролировать и корректировать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свои мысли в устной речи;

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3. Работать в паре и группе.

Познавательные УУД:

1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе.

2. Выполнять аналитические, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

Предметные:

Знать понятия композиция, вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение, сказание, основные особенности сказания.

Уметь пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Основные понятия:

Сказание; композиция, вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.

Межпредметные связи:

Русский язык, культура речи, окружающий мир.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация.

Тип урока:

Урок-исследование (урок творчества) в форме лабораторной работы.

Организация пространства:

Работа фронтальная, групповая, коллективная.


ХОД РАБОТЫ

І. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП - ЛАБОРАТОРИЙ.

Инструкция к лабораторной работе и формирование групп (3 группы), выбор руководителя лаборатории (в каждой группе свой руководитель).

ІІ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие учащихся, настрой на урок.

iii. актуализация знаний.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд №1). Скажите, что вы видите? А какое, на ваш взгляд, эти картинки имеют отношение к нашему уроку?

Правильно, мы сегодня с вами будем говорить о рассказе Джека Лондона «Сказание о Кише»

Что каждый из этих предметов означает? Давайте посмотрим, насколько внимательны вы были при прочтении рассказа (слайды 2 – 5). Что изображено на картинке?

Обратите внимание, что этот рассказ называется сказание. А вы знаете, что такое сказание?

Да. Скажите, пожалуйста, что это такое.

Нет. Тогда воспользуйтесь, пожалуйста, справочниками, найдите определение сказания.

(Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов).

Докажите, пожалуйста, что произведение Джека Лондона «Сказание о Кише» действительно сказание.

(учащиеся высказываются и доказывают) Спасибо вам большое.

iV. Операционно-исполнительский этап.

  1. постановка проблемы (создание проблемной ситуации).

Вспомним изученное.

Перед вами картинки, на которых изображен тот или иной момент из рассказа. Расположите эти картинки в нужном порядке.

  1. постановка проблемы (постановка проблемы исследования).

Почему вы разложили картинки именно в такой последовательности? Правильно, потому что они в такой последовательности даны автором в рассказе.

А кто может сказать, как в литературе называется построение произведения?

Правильно, композиция.

  1. определение темы и цели исследования.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки, находящиеся перед вами, и скажите, какое из этих событий, на ваш взгляд, будет знаменовать начало действия в сказании?

А какая из этих картинок, на ваш взгляд, описывает наивысший момент напряжения в сказании?

А какой рисунок можно считать заключительным моментом в сказании?

Хорошо, тогда какой вывод вы можете сделать.

Правильно, композиция состоит из определенных частей.

А знаете ли вы, из каких частей состоит композиция рассказа?

Что сегодня на уроке мы с вами должны будем узнать? Над чем мы будем работать?

(ученики выдвигают свои предположения)

Запись темы в тетрадки.

  1. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ.

Предположите, какой вывод вы сможете сделать после определения и нахождения композиционных частей рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише». Это ваша гипотеза. Запишите её.

5. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ («открытие» детьми нового знания).

Теперь вы можете приступить к выполнению работы. Давайте посмотрим, что же вам нужно будет сделать. Рассматриваем только три первых опыта (после того, как мы обсудили, учащиеся самостоятельно проводят опыты, делают выводы и готовят выступление).

1. Опыт № 1. Познакомьтесь с композицией рассказа (смотри схему).

Определите, что такое вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение (смотри справочный материал).

2. Опыт № 2. Указать вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение рассказа «Сказание о Кише».

3. Опыт № 3. Используя схему, подготовить выступление на тему «Композиция рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».

V. оценочно-рефлексивный этап.

1. Выступления учащихся.

Спасибо вам большое за ваши ответы.

А теперь вернитесь, пожалуйста, к вашим гипотезам, высказанным в начале урока, и скажите, удалось ли вам сделать то, что вы предполагали, записывая гипотезу.

2. Творческая работа.

А теперь с целью осмысления содержания и результатов своей работы хотелось бы попросить вас написать синквейн на тему композиция.

Составление синквейна - стихотворения из 5 строк.

1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).

2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Слушаем ответы учащихся.

  1. Самооценка собственной деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ!!!

VI. домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о жизни Киша (от лица Киша).

  2. Нарисовать рисунки, описывающие определенный момент жизни Киша.

  3. Составить кроссворд, викторину.


Всем большое спасибо за урок!!!!




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее