Урок литературы в 5 классе «Композиция рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».
Цель:
Познакомить учащихся с произведением Джека Лондона «Сказание о Кише», особенностями сказового повествования, с композицией рассказа.
Задачи урока:
Личностные УУД: испытывают положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; воспитывать культуру диалога, грамотную речь; обеспечивать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1.Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
2. Составлять план и последовательность действий;
3. Вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действий;
4. Контролировать и корректировать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной речи;
2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. Работать в паре и группе.
Познавательные УУД:
1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе.
2. Выполнять аналитические, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
Предметные:
Знать понятия композиция, вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение, сказание, основные особенности сказания.
Уметь пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Основные понятия:
Сказание; композиция, вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.
Межпредметные связи:
Русский язык, культура речи, окружающий мир.
Ресурсы:
Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация.
Тип урока:
Урок-исследование (урок творчества) в форме лабораторной работы.
Организация пространства:
Работа фронтальная, групповая, коллективная.
ХОД РАБОТЫ
І. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП - ЛАБОРАТОРИЙ.
Инструкция к лабораторной работе и формирование групп (3 группы), выбор руководителя лаборатории (в каждой группе свой руководитель).
ІІ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие учащихся, настрой на урок.
iii. актуализация знаний.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд №1). Скажите, что вы видите? А какое, на ваш взгляд, эти картинки имеют отношение к нашему уроку?
Правильно, мы сегодня с вами будем говорить о рассказе Джека Лондона «Сказание о Кише»
Что каждый из этих предметов означает? Давайте посмотрим, насколько внимательны вы были при прочтении рассказа (слайды 2 – 5). Что изображено на картинке?
Обратите внимание, что этот рассказ называется сказание. А вы знаете, что такое сказание?
Да. Скажите, пожалуйста, что это такое.
Нет. Тогда воспользуйтесь, пожалуйста, справочниками, найдите определение сказания.
(Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов).
Докажите, пожалуйста, что произведение Джека Лондона «Сказание о Кише» действительно сказание.
(учащиеся высказываются и доказывают) Спасибо вам большое.
iV. Операционно-исполнительский этап.
постановка проблемы (создание проблемной ситуации).
Вспомним изученное.
Перед вами картинки, на которых изображен тот или иной момент из рассказа. Расположите эти картинки в нужном порядке.
постановка проблемы (постановка проблемы исследования).
Почему вы разложили картинки именно в такой последовательности? Правильно, потому что они в такой последовательности даны автором в рассказе.
А кто может сказать, как в литературе называется построение произведения?
Правильно, композиция.
определение темы и цели исследования.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки, находящиеся перед вами, и скажите, какое из этих событий, на ваш взгляд, будет знаменовать начало действия в сказании?
А какая из этих картинок, на ваш взгляд, описывает наивысший момент напряжения в сказании?
А какой рисунок можно считать заключительным моментом в сказании?
Хорошо, тогда какой вывод вы можете сделать.
Правильно, композиция состоит из определенных частей.
А знаете ли вы, из каких частей состоит композиция рассказа?
Что сегодня на уроке мы с вами должны будем узнать? Над чем мы будем работать?
(ученики выдвигают свои предположения)
Запись темы в тетрадки.
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ.
Предположите, какой вывод вы сможете сделать после определения и нахождения композиционных частей рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише». Это ваша гипотеза. Запишите её.
5. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ («открытие» детьми нового знания).
Теперь вы можете приступить к выполнению работы. Давайте посмотрим, что же вам нужно будет сделать. Рассматриваем только три первых опыта (после того, как мы обсудили, учащиеся самостоятельно проводят опыты, делают выводы и готовят выступление).
1. Опыт № 1. Познакомьтесь с композицией рассказа (смотри схему).
Определите, что такое вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение (смотри справочный материал).
2. Опыт № 2. Указать вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение рассказа «Сказание о Кише».
3. Опыт № 3. Используя схему, подготовить выступление на тему «Композиция рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».
V. оценочно-рефлексивный этап.
1. Выступления учащихся.
Спасибо вам большое за ваши ответы.
А теперь вернитесь, пожалуйста, к вашим гипотезам, высказанным в начале урока, и скажите, удалось ли вам сделать то, что вы предполагали, записывая гипотезу.
2. Творческая работа.
А теперь с целью осмысления содержания и результатов своей работы хотелось бы попросить вас написать синквейн на тему композиция.
Составление синквейна - стихотворения из 5 строк.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
Слушаем ответы учащихся.
Самооценка собственной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ!!!
VI. домашнее задание.
Подготовить рассказ о жизни Киша (от лица Киша).
Нарисовать рисунки, описывающие определенный момент жизни Киша.
Составить кроссворд, викторину.
Всем большое спасибо за урок!!!!