Комплексное логопедическое сопровождение детей с речевой патологией посредством интегрированных занятий.
В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождения детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений вербального общения детей с нарушениями речи становится важным для общества. Общество заинтересованно в облегчении процесса социальной адаптации ребенка с нарушениями речи путем коррекции речевого общения детей в ситуациях вербального и невербального поведения.
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Успешной коррекционная работа в детском саду может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы – является оказание комплексной педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Известно, что эффективность усвоения речевых навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому логопедическая работа по преодолению речевых нарушений в нашем дошкольном учреждении осуществляется в тесной взаимосвязи между всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
На наш взгляд, для успешной работы в рамках педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны интегрированные занятия. Поэтому для качественного обеспечения воспитательно-образовательного процесса планируем педагогическую деятельность с учетом приоритетного направления образовательного учреждения, общей образовательной программы ДОУ, рабочей программы. Весь комплекс работы ведется последовательно, с постепенным усложнением, повторяемостью и на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
развитое артикуляционного и голосового аппарата; развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
развитие мотивации к обучению;
развитие самоконтроля за своей речью.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.
Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение развивающего коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглвдно-двдактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками,
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами общей образовательной программы;
- упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;
- формирование связной речи;
- закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза.
Единообразие подходов учителя - логопеда и музыкального руководителя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе.
«Логопедизированные» музыкальные занятия включают упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений, голосовые и дыхательные упражнения; на формирование выразительных средств мимики, жестов и движений; изучение поз и походки; динамические упражнения, ритмические упражнения, пальчиковые игры, пение, игры на музыкальных инструментах, речедвигательные упражнения, танец.
Также в различных частях своих занятиях музыкальный руководитель с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации использует логоритмические упражнения. Применяет в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Интегративные связи учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию основных видов деятельности, мелкой моторики рук.
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.
К сотрудничеству привлекаются и родители, учитель-логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома.
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Все занятия проходят в игровой форме, чтобы вызвать живой интерес.
Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться.