Каждый ребенок имеет какие-либо особенности. С раннего детства дети начинают проявлять себя в различных видах деятельности, показывая свои таланты. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы помочь детям развить задатки таланта и способностей. Но, как говорилось ранее, существует такой тип детей, которые отличаются от других какими-либо качествами, к примеру, повышенной сообразительностью, быстрым усвоением полученной информации на иностранном языке, большим количеством словарного запаса, умением поставить грамотно вопрос и т.д. Такой тип детей мы называем – одарёнными.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь: - разнообразить учебную деятельность, обновлять и расширять содержание образования; - стимулировать познавательные способности учащихся; - работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; - принимать взвешенные психолого-педагогические решения; - анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; - отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Формы работы с лингвистически – одарёнными детьми: - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия; - игры.
Данный комплекс упражнений является дополнением к УМК, который мы анализировали ранее. Для составления данного комплекса мы взяли темы, предложенные в учебнике, а также использовали дополнительные. Данный комплекс заданий рассчитан для одаренных детей при обучении английскому языку.
Эти задания разделены по блокам:
Блок 1. Чтение
Блок 2. Говорение
Блок 3. Письмо
Блок 4. Игры
Блок 5. Задания на логическое мышление
Данный комплекс заданий содержит большое количество лексических единиц, которые не используются в учебно-методическом комплексе, который мы анализировали ранее. В отличие от заданий в обычном учебнике, данный блок заданий разнообразен и требует не только знаний английского языка, а также логическое мышление, реакции, умения быстро давать ответы на поставленные вопросы. В теоретической части данной работы мы выявили, что всеми этими качествами обладает лингвистически одаренный ребенок. Степень трудности данных заданий превышает возможности обычных детей. Данный комплекс заданий рассчитан на углубленное изучения английского языка, его можно использовать на уроке, предварительно разделив класс на 2 части. Также этот комплекс можно использовать в центрах дополнительного образования и в кружковой деятельности. Данный комплекс заданий разделен по блокам и является дополнением к УМК «Happy English» К.И. Кауфман.
Для примера, мы взяли 3 темы из учебника «Happy English» и разработали по ним комплекс упражнений: 1. Моя школа 2. Мир моих увлечений 3. Продукты питания
В каждом блоке данного комплекса по 3 задания. Названия блоков было представлено выше. В блоке «Задания на логическое мышление» присутствую самые разнообразные виды заданий, такие как, задания на узнавание «Крылатой фразы», а также загадки на которые не так просто и ответить.
При выборе и составлении данного комплекса заданий, в первую очередь, мы обращали внимание на сложность данных заданий, а также пытались разнообразить учебную деятельность. Тем самым в данном комплексе использованы разнообразные задания для обучения и воспитания одаренных детей. Также нашли и придумали разнообразные игры и задания на логическое мышление. Одно из заданий из блока «Задания на логическое мышление» было сделано в виде, всем известной, телевизионной программы «Где логика?».
Блок 1: Чтение (Reading)
Учитель раздает листы с текстом по предложенной теме, объясняет детям, как нужно работать с текстом и после этого дает задание «В данном блоке вам нужно прочитать текст и ответить на предложенные вопросы». Оценивается правильное понимание текста, а также связная и правильная речь. После того, как дети выполнили данное задание, учитель собирает работы и выставляет оценки.
Блок 2: Говорение (Speaking)
Учитель выдает детям листы с готовым диалогом, читает вместе с детьми данный диалог, после просит детей прочитать его по ролям. Учитель внимательно слушает каждого ребенка и исправляет речевые ошибки. Затем учитель просит детей составить по парам их собственный диалог по предложенной теме, выйти перед классом и рассказать его по ролям. После того, как дети выполнили данное задания, учитель выставляет оценки, учитывая оригинальность, правильное произношение.
Блок 3: Письмо (Letter)
Учитель выдает детям листы с готовым письмом, читает вместе с детьми данное письмо, объясняет, как писать подобные письма, после чего просит написать их собственное письмо другу по парте. Объем письма должен быть не менее 50 слов. После того, как дети выполнили данное задание, учитель собирает работы на проверку и выставляет оценки. При оценивании, учитель смотрит на грамотность письменной речи.
Блок 4: Игра (Games)
Учитель объясняет детям правила игры, раздает им необходимые материалы, если потребуются, и начинает проводить игру. В конце урока учитель оценивает каждого ребенка. Учитывается активность ребенка.
Блок 5: Задание на логическое мышление
Учитель готовит раздаточный материал (картинки). Объясняет детям, что задания требуют логического мышления и на них не просто ответить. Помогает детям справиться с заданием для дальнейших упражнений такого типа. В конце урока учитель оценивает учеников. При оценивании учитель смотрит на работу ребенка.
Тема 1. Моя школа (“My school”)
Блок 1: Чтение (Reading)
В данном блоке вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы после
текста.
Mike likes his school. He goes to school 5 days a week. Mike has a lot of
lessons on his timetable. He has Belorussian, Russian, English, Math, Russian
reading, Belorussian reading, PE, Technology, Art, Man and the World and music.
His favourite day is Monday. He has four lessons on Monday – English, Math, Music and PE. The first lesson is English. Mikes speaks English, reads stories, writes and learns new words. He wants to go to Britain.
The second lesson is Math. Pupils solve problems and do sums.
The third lesson is Music. Mike likes his teacher. They sing songsand listen to
music together. The fourth lesson is PE. Mile plays sports games in the gym. When the weather is fine pupils go outside to so sports.
Questions:
1. Does Mike like his school?
2. How many lessons has Mike got on Monday?
3. What is the second lesson on Monday?
4. Where does Mike want to go?
5. What Mike do on the lesson PE?
Блок 2. Говорение (Speaking)
В данном блоке вам нужно прочитать представленный диалог и составить, по
образцу, свой собственный. Задание выполняется в парах.
- Hi, Jane! Haven’t seen you for ages!
- Hello, John! I’m so glad to meet you! You see, we moved to a new flat last month so now I go to another school.
- Oh, I see. And how is new school? Do you like it?
- Yes, very much. It’s situated right behind our house. It’s newly built three-stored
building with large classrooms and wide windows. The classrooms are light with
comfortable desks and chairs.
- And what about the gym?
- There are even two gyms – a big one for the senior pupils and a small one for
juniors. They have all the necessary sport equipment. There we can play basketball,volleyball and football. And also there is a stadium near the school.
- That’s great, Jane!
Блок 3. Письмо (Writing)
В данном блоке вам нужно прочитать предложенное ниже письмо и написать
своё, по образцу.
Dear Ashley,
Thank you for your letter. It was great to hear about your new house.
As for my new school it's very big! It has three computer rooms and wonderful
sport facilities. Actually, it seems a nice place and I enjoy studying there. The kids in my class are very friendly.
I've already made some new friends and often meet after classes.
I've got only one new subject this year. It's Economics and I'm beginning to
think that it's not difficult, after all!
By the way, what music styles do you enjoy? Have you got any favorite bands? Would you like to go to their concert? As for me, I prefer The Beatles. They are cool!
I'd better go now.
Lots of love,
Samantha
Блок 4. Игра (Game)
“Simon says”
Один ребенок принимает роль кота Саймона и становится лицом к своим
одноклассникам. Затем Саймон говорит предложение на английском языке, а
остальные выполняют задания. К примеру: Simon says put your pen on your
textbook. Чтобы подловить своих одноклассников иногда следует упускать
фразу “Simon says”. В этом случае, кто совершает действие, выбывает их игры.
Побеждает последний оставшийся. Чтобы усложнить детям задачу, можно
ускорять темп и давать более сложные задачи.
Блок 5. Задание на логическое мышление (Tasks for logical thinking)
В данном блоке вам нужно логически подумать и отгадать, какая «крылатая»
фраза подразумевается под картинками. ( картинки)
Разработанный комплекс упражнений, позволяющий учащимся с повышенными способностями к языкам развиваться в условиях обычного учреждения среднего образования. Данный комплекс затрагивает все необходимые языковые компетенции и направления изучения английского языка, требуемые федеральным образовательным стандартом. Конечно, упражнения обладают повышенной сложностью, однако не создают стрессовой ситуации для ученика, а напротив, вызывают его интерес и работу мышления в области иностранных языков.