ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.
| ФИО (полностью) | Смирнова Екатерина Геннадьевна |
| Место работы | МОУ Шахунская СОШ № 2 |
| Должность | учитель информатики |
| Предмет | информатика и ИКТ |
| Класс | 9 |
| Тема и номер урока в теме | Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавит. 1 урок в теме «Кодирование и обработка текстовой информации» |
| Базовый учебник | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 |
Цель урока:
познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
способствовать развитию информационной культуры и познавательного интереса учащихся, через использование современных средств ИКТ и материалов из коллекций ЭОР НП;
воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.
9. Задачи:
- обучающие
содействовать формированию представления по теме “кодирование и декодирование текстовой информации”;
научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.
- развивающие
развивать познавательный интерес, опыт, навыки анализа и самоанализа;
развивать информационную культуру, через развитие практических умений пользоваться предложенными инструментами.
- воспитательные
формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.
формировать коммуникативные навыки;
Тип урока:
Урок – введения нового материала с использованием ЭОР НП
Формы работы учащихся
фронтальная, на этапе закрепления,
индивидуальная, на этапе проверки усвоенного.
Необходимое техническое оборудование
компьютерный класс,
интерактивная доска,
мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
I | Организация урока |
| Организация начала урока | Готовность к уроку | 1 |
II | Актуализация знаний | ЭОР 1 | Тема урока. Демонстрация ЭОР 1 и повторение с учащимися понятий кодирования текстовой информации в компьютере, полученных ранее при изучении данной темы в 7 классе. | Актуализация собственных знаний и конспектирование отдельных фрагментов.
| 4 |
III | Объяснение нового материала | ЭОР 1 | Объясняет новый материал, используя материалы презентации (приложение 1) и ЭОР 1 (проверь себя) Отвечает на вопросы учащихся. | Просмотр презентации с конспектированием нового материала. Задают вопросы. (условно-пасивная) | 10 |
IV | Закрепление материала | ЭОР 2 ЭОР 3 | Обеспечивает необходимые условия работы учащихся на интерактивной доске и анализирует результаты выполнения учащимися заданий. | Общеклассная работа выполнение заданий ЭОР 2 (1,2,4,5*) и ЭОР 3 (2,3,4*) на интерактивной доске (условно-активная) | 10 |
IV | Практическая работа |
| Обеспечение выполнения правил ТБ при работе на ПК и проверка выполнения практической работы. (ответ: школа) | Индивидуальная практическая работа за компьютерами (приложение 2) (активная) | 5 |
V | Проверка усвоенного | ЭОР 4 ЭОР 5 | Проверка выполнения проверочной работы и выставление оценок (хороших по желанию учащихся в дневники). | Индивидуальная проверочная работа за компьютером. 1 вариант – ЭОР 4 2 вариант – ЭОР 5 Используют таблицы кодов (приложение 3). (активная) | 10 |
VI | Рефлексия и итоги урока | ЭОР 6 | Осуществление обратной связи с помощью интерактивной доски | Фронтальная устная работа. (условно-активная) | 3 |
VII | Домашнее задание |
| Учебник 9 класса Н.Д. Угриновича § 3.1, ? стр. Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов). | Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по инструктажу. | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЭОР1Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Кодировки КОИ-8 и Windows-1251 | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ И – типа
| http://www.fcior.edu.ru/card/9235/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
2 | ЭОР2
| Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ К – типа | http://www.fcior.edu.ru/card/28692/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
3 | ЭОР3 | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ К – типа | http://www.fcior.edu.ru/card/28605/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
4 | ЭОР4 | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ П – типа | http://www.fcior.edu.ru/card/2524/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
5 | ЭОР5 | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ П – типа | http://www.fcior.edu.ru/card/5505/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
6 | ЭОР6 | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | ЭУМ К – типа | http://www.fcior.edu.ru/card/10902/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html
|
Приложение 1
Приложение 2
Практическая работа
«Кодирование текстовой информации»
Цель работы. Научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов.
Задание: В текстовых редакторах Блокнот и MS Word ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS-DOS.
Ввод символов с помощью числовых кодов
Запустить стандартное приложение Блокнот командой [Программы-Стандартные-Блокнот].
С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.
С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 224, в документе появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 12 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке MS-DOS.
Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу «ALT», наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре: 152 170 174 171 160.
Какое слово получили?
Приложение 3
Стандартная часть кодировочной таблицы КОИ-8 (русская)
| .0 | .1 | .2 | .3 | .4 | .5 | .6 | .7 | .8 | .9 | .A | .B | .C | .D | .E | .F |
| ─ | │ | ┌ | ┐ | └ | ┘ | ├ | ┤ | ┬ | ┴ | ┼ | ▀ | ▄ | █ | ▌ | ▐ |
| ░ | ▒ | ▓ | ⌠ | ■ | ∙ | √ | ≈ | ≤ | ≥ | | ⌡ | ° | ² | · | ÷ |
| ═ | ║ | ╒ | ё | ╓ | ╔ | ╕ | ╖ | ╗ | ╘ | ╙ | ╚ | ╛ | ╜ | ╝ | ╞ |
| ╟ | ╠ | ╡ | Ё | ╢ | ╣ | ╤ | ╥ | ╦ | ╧ | ╨ | ╩ | ╪ | ╫ | ╬ | © |
| ю | а | б | ц | д | е | ф | г | х | и | й | к | л | м | н | о |
| п | я | р | с | т | у | ж | в | ь | ы | з | ш | э | щ | ч | ъ |
| Ю | А | Б | Ц | Д | Е | Ф | Г | Х | И | Й | К | Л | М | Н | О |
| П | Я | Р | С | Т | У | Ж | В | Ь | Ы | З | Ш | Э | Щ | Ч | Ъ |
Стандартная часть кодировочной таблицы Windows 1251 (синоним СР 1251)
| .0 | .1 | .2 | .3 | .4 | .5 | .6 | .7 | .8 | .9 | .A | .B | .C | .D | .E | .F |
| Ђ | Ѓ | ‚ | ѓ | „ | … | † | ‡ | € | ‰ | Љ | ‹ | Њ | Ќ | Ћ | Џ |
| ђ | ‘ | ’ | “ | ” | • | – | — |
| ™ | љ | › | њ | ќ | ћ | џ |
| | Ў | ў | Ј | ¤ | Ґ | ¦ | § | Ё | © | Є | « | ¬ | | ® | Ї |
| ° | ± | І | і | ґ | µ | ¶ | · | ё | № | є | » | ј | Ѕ | ѕ | ї |
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
| Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
| а | б | в | г | д | е | ж | з | и | й | к | л | м | н | о | п |
| р | с | т | у | ф | х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII
Номер | Символ | Номер | Символ | Номер | Символ | Номер | Символ |
32 |
| 56 | 8 | 80 | P | 104 | h |
33 | ! | 57 | 9 | 81 | Q | 105 | i |
34 | “ | 58 | : | 82 | R | 106 | j |
35 | # | 59 | ; | 83 | S | 107 | k |
36 | $ | 60 | 84 | T | 108 | l | |
37 | % | 61 | = | 85 | U | 109 | m |
38 | & | 62 | 86 | V | 110 | n | |
39 | ‘ | 63 | ? | 87 | W | 111 | o |
40 | ( | 64 | @ | 88 | X | 112 | p |
41 | ) | 65 | A | 89 | Y | 113 | q |
42 | * | 66 | B | 90 | Z | 114 | r |
43 | + | 67 | C | 91 | [ | 115 | s |
44 | , | 68 | D | 92 | \ | 116 | t |
45 | - | 69 | E | 93 | ] | 117 | u |
46 | . | 70 | F | 94 | ^ | 118 | v |
47 | / | 71 | G | 95 | _ | 119 | w |
48 | 0 | 72 | H | 96 | ` | 120 | x |
49 | 1 | 73 | I | 97 | a | 121 | y |
50 | 2 | 74 | J | 98 | b | 122 | z |
51 | 3 | 75 | K | 99 | c | 123 | { |
52 | 4 | 76 | L | 100 | d | 124 | | |
53 | 5 | 77 | M | 101 | e | 125 | } |
54 | 6 | 78 | N | 102 | f | 126 | ~ |
55 | 7 | 79 | O | 103 | g | 127 |
|
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________