«Осенний фестиваль знаний 2024»

Клубный час "Удивительное рядом"

Цели данного мероприятия: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;

вызвать чувство удивления, восхищения;

воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМАРИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1










КЛУБНЫЙ ЧАС


« Удивительное – рядом»


2 класс














Воспитатель ГПД


Павлюнина О.И.















Комаричи 2016




Клубный час «Удивительное рядом»


Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;

вызвать чувство удивления, восхищения;

воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.


Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.


Ход клубного часа.


  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.


Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала.


Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)

Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики?

( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)

Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.)

А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(показ иллюстраций по ходу беседы)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется « Удивительное – рядом».


  1. ЖИВОТНЫЕ - СИНОПТИКИ


-Отгадайте загадку.


Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.


- Посмотрите, чей это домик?

Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком идет речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?


На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион.


Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.


Вот еще загадка.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи пчел! (паук)

Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье. Они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?


У родителей и деток

Вся одежда из монеток?

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему?

Оказывается. В засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Ласточки летают низко перед дождем.

На кустах акации много пчел – перед дождем.


  1. РАСТЕНИЯ - СИНОПТИКИ.

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте, о каком синоптике идет речь?


Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух?

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый.


Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем « плачут» -выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.


Физминутка.


- Еще одно удивительное свойство есть у растений.

Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.


Удивительные часы


Выйди летом за село –

От цветов светлым – светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

- Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Показать иллюстрации цветов)



Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел здесь, в уединении.

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.


-Какие вы знаете лесные цветы?

- Среди них есть такие цветы, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавиц- колокольчик.


У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик –

Зазвенит бубенчик.


-Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.


Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я , и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Показать письмо, один ученик читает.)

-Ребята, вам прислали письмо с просьбой : «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы можем ответить цветам?


  1. ИГРА «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой дети должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или: «Спорим – спорим!», если не согласны.

Осенью идут дожди.

Ждет весна нас впереди.

Целый день мели метели.

Птицы с юга прилетели.

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде – лишь бурьян.

И каникулы всех ждут

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждем экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали замерзать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

Молодцы.

  1. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…

Существует трава от 99 болезней. (зверобой)

Лягушка может пить ногой.

Пингвин – это птица.

Есть сладкое дерево в наших краях. (липа)

Выше всех летает орел.

В лесу растут разноцветные грибы. (сыроежки)

Самая маленькая птица в нашей стране – королек.

Самая маленькая птица в мире колибри.

Летучая мышь спит вниз головой.

Самая высокая трава – бамбук.

Страус – самая большая птица в мире.

Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (оляпка)

Ухо у кузнечика на ноге.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Сегодня вы узнали много нового и интересного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.

Что вам запомнилось больше всего на занятии?

Что вас особенно удивило?

Спасибо вам за работу.


(Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»)


Домашнее задание: найти народные приметы о погоде.


Дополнительный материал

  1. Угадай цветок

Родился (ландыш) в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты ?

( Е. Серова)


На солнечной опушке

(Фиалка) расцвела.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

(Е. Серова)


Прибежал (подснежник)

В мартовский лесок,

Заглянул (подснежник)

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна»


2.Викторина «Деревья и травы».


1)Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (лиственницы)

2)Назовите лекарственные травы нашего края. (зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, душица и т. д.)

3) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)

4)В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (сирень)

5)Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (дуб)

6)Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, поэтому оно стало символом праздника Троицы. (береза)


Литература

1. Максимова Т. Н. Классные часы: 2 класс. М.: «ВАКО», 2008.

2.Андреев о. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994

3.В мире животных. 1999. №5; 2004 №1,3.

4.Зоомир. 2003.№3.

5.Дик Н.Ф. Веселые классные часы и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей. М. ,1994.

6. Аралова М.А. Классный час играючи. Вып.1. М.: ТЦ Сфера, 2002.

7. Герасимова В.А. Классный час играючи. Вып. 5. М.:ТЦ Сфера, 2003











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее