КЛАССНЫЙ ЧАС
Деловая игра
«В стране прав и обязанностей» для учащихся 8 класса
Цель:
познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции о правах и обязанностях граждан, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка,
раскрыть суть понятий: «закон», «право», «обязанность», подвести к выводу о том, что прав без обязанностей не бывает;
формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином;
развивать умение работать в команде; память, речь, умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;
воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат, иллюстративный материал, карточки для работы в командах, надписи названий команд.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1 | І.Организационный момент. |
Слайд 2 У. | ІІ.Актуализация опорных знаний. Ребята, послушайте выражение Самое ценное сокровище планеты Земля, а, правильнее, – не имеет цены и стоимости? |
Д. | −Правильно, ЧЕЛОВЕК ! |
У. | Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете. |
Слайд 3 У. | Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. - Чего вам будет не хватать больше всего? |
Д. | Телевизора, еды, друзей, общения… |
У. Слайд 4 | Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей. |
У. Слайд 5 | Давайте поразмышляем. «Кто я?» Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для страны – ГРАЖДАНИН. В какой стране мы живём? Кто мы по национальности? Наш родной язык? Кого называют гражданином? (Ответы уч-ся) |
У. вывод | Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства. |
У. | Как же сделать так, чтобы такие разные люди жили с уважением друг к другу? |
Д. | Ответы детей |
У. | Правильно, для этого существуют ПРАВИЛА, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу. Какие правила вы знаете? |
Д. | Перечисление учащимися правил: В школе. В общественных местах. В транспорте. На пляже. ПДД, ППБ, ОБЖ и т.д. |
Слайд 6 У. | ІІІ.Сообщение темы. 1) Но есть такие ПРАВИЛА, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они ни были – взрослые или дети, рабочие или селяне, учителя или ученики. Это такие правила, которые устанавливают порядок во всей стране, обязанности и права её граждан. Эти правила утверждает государственная власть, а в нашей стране – Государственная Дума. Называются эти правила государственными законами. |
Слайд 7 У. | ЗАКОН – обязательное для всех правило. Принимается и защищается государством. ПРАВО - возможность определенных действий, которые охраняются законом. ОБЯЗАННОСТЬ - совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов. |
У. Слайд 8 | Сегодня мы проводим У игру «в СтранЕ прав и обязанностей». |
У. | Сегодня в игре принимают участие три команды: «Знатоки» и «Умники». А поскольку наша встреча – это игра, нам не обойтись без жюри. Сегодня игру судят …. |
У. На доске | Для начала повторим правила работы в команде. Выбрать лидера. Внимательно читать задание. Выслушивать мнение каждого члена группы. Придерживаться отведённого времени. Ответ на задание дает только один член команды. Придерживаться правила «поднятой руки». Приступаем. |
У. Слайд 9
| Назовите известные вам ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ребёнка. (Ответы учащихся) Верно. В качестве домашнего задания вам необходимо было приготовить краткие сообщения об этих документах. |
Выступления уч-ся О Конституции РФ, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка | |
У. Слайд 25 | Работа по плакату «Права ребёнка». (Дети перечисляют права.) |
У. Слайд 26 | Мы повторили документы о правах ребенка, назвали права детей, а теперь самое время начать испытания. К доске прошу выйти по одному представителю от команды. Задание прикреплено на доске. Ваша задача найти «каждому символу – свою подпись!» (Приложение № 1) Работа сдается жюри. |
У. Слайд 27 | Задание для осталььных членов команды. Игра «Прав без обязанностей не бывает!» Я имею ПРАВО…. , но я ОБЯЗАН… . Задача дописать фразы. Работают команды самостоятельно. Приложение 2 |
У. Слайд 28 | Пока команды готовятся, ИГРА с болельщиками «Да» или «Нет» Все дети имеют право на любовь и заботу. Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы. Дети, которые уважают родителей, должны пользоваться особым уважением с их стороны. Все дети равны в своих правах. Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны. Особенная забота – детям-инвалидам. Все дети имеют право на полноценное питание. Все дети имеют право на отдых. Ни один ребенок не должен мыть посуду. Все дети имеют право на образование. Ни один ребенок не должен убирать свою комнату. Дети имеют право свободно выражать свои взгляды. Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда. Все дети имеют право на медицинскую помощь. Дети имеют право на свободное общение. Дети имеют право на информацию. Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен. Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель. Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии. Дети, которые имеют брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу. Дети не должны работать на общешкольных субботниках. |
У. | Российская федерация провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей. |
У. Слайд 29 | Наши игроки готовы. Давайте посмотрим, как ребята справились со своими заданиями. Работы проверены. Правильные ответы на экране. Жюри ошибки зафиксировало. Свои ошибки, если они есть, ребята видят. |
У. Слайд 30 | Возвращаемся к заданию «Прав без обязанностей не бывает!» . (Поочередно выслушиваем каждую команду). |
У. Слайды 31 - 43 | Нашу игру продолжает правовая викторина «По страницам сказок». Поочередно отвечает каждая команда. Ваша задача определить какие права героев были нарушены? Какое право хотел предоставить своему сыну папа Карло? «Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться». Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Сказки «Термок», «Три поресенка») Какое право героев нарушено в сказках «Колобок», «Красная шапочка»? Кто из сказочных персонажей пользовался правом на свободное перемещение? Какое право нарушено в сказке «Гуси-лебеди? Чьи права нарушены в сказке «Гадкий утенок»? Какие? Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке «Царевна-лягушка»? Какое преступление совершила Снежная королева? Что совершил Карабас Барабас в этой сказке с героями, нарушив права ребёнка? На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? |
У. | Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной, хорошо поработали и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок. |
У. Слайд 44 | ИГРА «Права и обязанности». Каждой команде поочередно я буду произносить фразу. Ваша задача определить, что это – права или обязанности. Беречь школьное имущество. Принимать участие в конкурсах, соревнованиях. Придерживаться правил дорожного движения. Придерживаться правил личной гигиены. Старательно учиться. Пользоваться библиотеками, спортзалами, оборудованием школы. Охранять природу, памятники культуры. Заботиться о жизни и охране здоровья. Придерживаться норм поведения. Игры, развлечения, отдых. Свободно выражать собственные взгляды. Полноценно питаться. Уважать старших. Не быть жертвой насилия или войны. Любовь и забота. Свобода совести, мысли, религии.
|
М.Г. Слайд 45 - 48 | Проверочный тест. Звучит вопрос. Каждая ком анджа поочередно дает ответ. На экране появляется правильный ответ. Ответившая правильно команда зарабатывают очко. 1.Какой документ был утвержден в 1989г. ООН о правах детей? а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка; в) Конституция. 2.Совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов: а) права; б) законы; в) обязанности. 3.Выбери правильное утверждение: а) незнание законов освобождает от ответственности за преступление; б) незнание законов не освобождает от ответственности; в) незнание законов помогает избежать наказания. 4.Основной Закон государства, где записаны все права и обязанности. а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка; в) Конституция Российской Федерации. 5.Обязательное для всех правило, которое принимается Верховным Советом: а) закон; б) право; в) обязанность. 6.То, что ты можешь делать и никто не может тебе в этом отказать, эти возможности охраняются законом: а) обязанность; б) право; в) правило. |
У. Слайд 49 - 51 | У нас осталось последнее конкурсное задание. Пока жюри подводит итоги нашей встречи, предлагаю вам разгадать кроссворд. Вопросы с кроссворду на экране. Впишите ответы в соответствующие клетки. Каждой команде по 3 вопроса. |
Слово жюри | Награждение. |
У.
| Наш классный час подходит к концу, но путешествие в страну прав и обязанностей» должно продолжаться для того, чтобы вы стали настоящими гражданами и патриотами нашего государства. |
У. | Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к Отчизне, он молча хорошо делает своё дело, остаётся верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________
|
|
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________ |
|
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________ |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
6