КЛАССНЫЙ ЧАС
Деловая игра
«В стране прав и обязанностей» для учащихся 8 класса
Цель:
-
познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции о правах и обязанностях граждан, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка,
-
раскрыть суть понятий: «закон», «право», «обязанность», подвести к выводу о том, что прав без обязанностей не бывает;
-
формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином;
-
развивать умение работать в команде; память, речь, умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;
-
воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат, иллюстративный материал, карточки для работы в командах, надписи названий команд.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1 | І.Организационный момент. |
Слайд 2 У. | ІІ.Актуализация опорных знаний.
Самое ценное сокровище планеты Земля, а, правильнее, – не имеет цены и стоимости? |
Д. | −Правильно, ЧЕЛОВЕК ! |
У. | Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете. |
Слайд 3 У. | Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. - Чего вам будет не хватать больше всего? |
Д. | Телевизора, еды, друзей, общения… |
У. Слайд 4 | Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей. |
У. Слайд 5 | Давайте поразмышляем. «Кто я?» Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для страны – ГРАЖДАНИН.
|
У. вывод | Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства. |
У. |
|
Д. |
|
У. |
|
Д. | Перечисление учащимися правил:
|
Слайд 6 У. | ІІІ.Сообщение темы. 1) Но есть такие ПРАВИЛА, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они ни были – взрослые или дети, рабочие или селяне, учителя или ученики. Это такие правила, которые устанавливают порядок во всей стране, обязанности и права её граждан. Эти правила утверждает государственная власть, а в нашей стране – Государственная Дума. Называются эти правила государственными законами. |
Слайд 7 У. | ЗАКОН – обязательное для всех правило. Принимается и защищается государством. ПРАВО - возможность определенных действий, которые охраняются законом. ОБЯЗАННОСТЬ - совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов. |
У. Слайд 8 | Сегодня мы проводим У игру «в СтранЕ прав и обязанностей». |
У. | Сегодня в игре принимают участие три команды: «Знатоки» и «Умники». А поскольку наша встреча – это игра, нам не обойтись без жюри. Сегодня игру судят …. |
У. На доске | Для начала повторим правила работы в команде.
Приступаем. |
У. Слайд 9
| Назовите известные вам ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ребёнка. (Ответы учащихся) Верно. В качестве домашнего задания вам необходимо было приготовить краткие сообщения об этих документах. |
Выступления уч-ся О Конституции РФ, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка | |
У. Слайд 25 | Работа по плакату «Права ребёнка». (Дети перечисляют права.) |
У. Слайд 26 | Мы повторили документы о правах ребенка, назвали права детей, а теперь самое время начать испытания. К доске прошу выйти по одному представителю от команды. Задание прикреплено на доске. Ваша задача найти «каждому символу – свою подпись!» (Приложение № 1) Работа сдается жюри. |
У. Слайд 27 | Задание для осталььных членов команды. Игра «Прав без обязанностей не бывает!» Я имею ПРАВО…. , но я ОБЯЗАН… . Задача дописать фразы. Работают команды самостоятельно. Приложение 2 |
У. Слайд 28 | Пока команды готовятся, ИГРА с болельщиками «Да» или «Нет»
|
У. | Российская федерация провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей. |
У. Слайд 29 | Наши игроки готовы. Давайте посмотрим, как ребята справились со своими заданиями. Работы проверены. Правильные ответы на экране. Жюри ошибки зафиксировало. Свои ошибки, если они есть, ребята видят. |
У. Слайд 30 | Возвращаемся к заданию «Прав без обязанностей не бывает!» . (Поочередно выслушиваем каждую команду). |
У. Слайды 31 - 43 | Нашу игру продолжает правовая викторина «По страницам сказок». Поочередно отвечает каждая команда. Ваша задача определить какие права героев были нарушены?
|
У. | Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной, хорошо поработали и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок. |
У. Слайд 44 | ИГРА «Права и обязанности». Каждой команде поочередно я буду произносить фразу. Ваша задача определить, что это – права или обязанности.
|
М.Г. Слайд 45 - 48 | Проверочный тест. Звучит вопрос. Каждая ком анджа поочередно дает ответ. На экране появляется правильный ответ. Ответившая правильно команда зарабатывают очко. 1.Какой документ был утвержден в 1989г. ООН о правах детей? а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка; в) Конституция. 2.Совокупность действий, подлежащих беспрекословному выполнению вследствие общественных требований или внутренних стимулов: а) права; б) законы; в) обязанности. 3.Выбери правильное утверждение: а) незнание законов освобождает от ответственности за преступление; б) незнание законов не освобождает от ответственности; в) незнание законов помогает избежать наказания. 4.Основной Закон государства, где записаны все права и обязанности. а) Декларация прав ребенка; б) Конвенция о правах ребенка; в) Конституция Российской Федерации. 5.Обязательное для всех правило, которое принимается Верховным Советом: а) закон; б) право; в) обязанность. 6.То, что ты можешь делать и никто не может тебе в этом отказать, эти возможности охраняются законом: а) обязанность; б) право; в) правило. |
У. Слайд 49 - 51 | У нас осталось последнее конкурсное задание. Пока жюри подводит итоги нашей встречи, предлагаю вам разгадать кроссворд. Вопросы с кроссворду на экране. Впишите ответы в соответствующие клетки. Каждой команде по 3 вопроса. |
Слово жюри | Награждение. |
У.
| Наш классный час подходит к концу, но путешествие в страну прав и обязанностей» должно продолжаться для того, чтобы вы стали настоящими гражданами и патриотами нашего государства. |
У. | Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро. Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к Отчизне, он молча хорошо делает своё дело, остаётся верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________
|
|
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________ |
|
Я имею право__________________________________ но я обязан __________________________________ |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
6