«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час в 1 классе “Будь природе другом".

Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира;

обсудить важнейшие правила поведения детей в природе;

формировать коммуникативную компетентность.

Задачи:

1. Общеобразовательный аспект:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) выявить основные пути загрязнения природы;

в) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитывающий аспект:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Оборудование: листы со знаками «Правила поведения в природе» (для работы в парах); цветики-семицветики для раскрашивания (на каждого ученика); цветные карандаши; ПК; маски для сценки

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Классный час для 1 класса «Будь природе другом»

Класс: 1 

Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира;

обсудить важнейшие правила поведения детей в природе;

формировать коммуникативную компетентность.

Задачи:

1. Общеобразовательный аспект:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) выявить основные пути загрязнения природы;

в) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитывающий аспект:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию«Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Оборудование: листы со знаками «Правила поведения в природе» (для работы в парах); цветики-семицветики для раскрашивания (на каждого ученика); цветные карандаши; ПК; маски для сценки.

Ход КЛАССНОГО ЧАСА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

- Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны ответить на вопрос: Как называется то, что нас окружает, но не сделано руками человека?

- На уроке окружающего мира мы с вами говорили на какие группы можно разделить понятие природа.

- Назовите эти группы.

- Мы будем говорить не только конкретно о природе, но и об отношении человека к ней.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

1. Знакомство с наукой «Экология»

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

- Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки.

Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы. Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология».

В энциклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище».

- А что мы называем общим домом?

- Много во Вселенной удивительных планет, но есть одна совершенно сказочная. Когда в верхней её половине лето, то в нижней - зима. Если в одной части планеты день, то в другой – ночь. Мир этой планеты соткан из множества загадок.

Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

- Экология — это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя. С 1 января 1981 г. в нашей стране действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха и почвы». Ученые — экологи, биологи всего мира забили тревогуприрода в опасности! Человек своей хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Экология подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Вот об этом мы с вами и поговорим.

- Сейчас мы совершим небольшое путешествие, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек природу.

2. Сценка «Путешествие солнечного лучика»

Действие первое

Комната. В постели спит девочка. Лучик танцует и нежно будит девочку.

Девочка (просыпается, потягиваясь.) Доброе утро! Какое оно прекрасное! Ой! Кто ты?

Лучик.

Я — Лучик Солнца золотой,

Пришел к тебе с небес прекрасных

Увидеть Землю. Но постой,

А нет ли здесь врагов опасных?

Девочка О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь?

Нет на Земле врагов ужасных.

Земля нам дарит мир, покой.

Попутешествуй же со мной!

Лучик.

Я рад, что мы с тобой вдвоем

Большую землю обойдем!

Звучит песня Красной Шапочки (сл. Ю. Михайлова, муз. А. Рыбникова). Лучик и девочка танцуют.

Действие второе Звуки леса (звукозапись).

Белка бросает шишку в Лучика.

Лучик. Ой, что это, мне больно!

Белка (не показываясь детям). Мне тоже больно.

Девочка. Кто ты такая? И от чего тебе больно?

Белка. Угадайте, кто я:

Не мышь, не птица, в лесу резвится,

На деревьях живет и орешки грызет?

Нас было много на Земле,

Любили мы резвиться вволю,

Но появился человек, —

И стало много нас в неволе.

Мой брат стал «белкой в колесе»,

И шубы носят из сестричек.

Из всех моих друзей вообще

Осталось чуть — спроси у птичек.

Соловей.

Это правда. Что лукавить!

Человек не знает меры,

Я готов людей прославить,

Но у нас исчезла вера!

Лучик. Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?

Соловей. Верить, что мы нужны. Без нас плохо на земле. Вот я — Соловей.

Я — певец любви и счастья,

Я встречаю здесь весну,

Славлю жизнь, гоню несчастья,

Воспеваю красоту.

Девочка. Да, соловушка! Поешь ты прекрасно. Душа радуется! А белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.

Березка И нас становится все меньше и меньше. А ведь мы символ России.

Она славится березовыми рощами.

Во поле березоньки стояли,

Летом всех от зноя укрывали,

А зимой у печки согревали,

В баньке веничком здоровья прибавляли.

Люди, мы вас любим!

Почему вы бываете с нами жестоки?

Зачем вам нож и топор?

Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.

Девочка Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу.

Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой.

Действие третье. Луг, цветы, бабочки.

Лучик. А здесь как красиво! Вот Кузнечик поскакал! Какая чудесная Бабочка полетела. Пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят! А как здорово поют птицы. Куда мы попали? Что это за музыка звучит?

Девочка. Вы догадались, ребята, куда мы попали?

Лучик. Ну, тут, наверное, проблем нет!

Бабочка. Как ты ошибаешься! Мои крылышки протерлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях! Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не ловите нас. Лучше рисуйте или фотографируйте.

Ромашка. Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?

Сердцевинка желтая у цветка того,

Будто крошка солнышка забралась в него.

Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?

Появляется Кузнечик, прихрамывая.

Лучик. Что с тобой, Кузнечик?

Кузнечик. Мальчик меня поймал, хотел поиграть. И лапку сломал. Как же я теперь буду прыгать, скакать?

Лучик. Давайте, ребята, беречь бабочек, кузнечиков, ромашки и все другие цветы!

Действие четвертое. На сцене Ручей и Водяной.

Девочка. Лучик, посмотри!

Лучик. Что это?

Девочка. Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!

Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!

Ручейки. Не пей, девочка. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды — в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы — это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.

Водяной (исполняет песню на мотив песенки Водяного из мультфильма).

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилы.

Не озеро — помойка,

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки,

А мне так жить,

А мне так жить,

А мне так жить охота!

Лучик, помоги! Девочка, ведь люди все знают и могут, помоги!

Девочка. Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Лучик.

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Девочка.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, — Злых и свирепых.

Березка.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд.

Белка.

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

Кузнечик.

Если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все.

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети Запомнить должны!

Все участники представления поют на мотив песни «Я шагаю по Москве» (муз. А. Петрова):

А мы идем, шагаем по Земле,

И долго нам идти по ней,

А на Земле растут цветы,

Деревья и кусты.

Беречь природу очень нужно нам,

Чтоб лучше наша жизнь была,

И всех друзей с собой мы позовем,

Зверей и птиц всех вместе соберем,

Природу сохраним.

3. Знакомство с «Красной книгой»

- Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много.

Послушайте, что же произошло по вине человека.

Сообщение: Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу.

- В нашей Саратовской области многие растения и животные охраняются государством. Одни из них редкое животное – дрофа и растение – тюльпан Шренка.

- А как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды? Что вы можете предложить для этого? (Создавать заповедники, оранжереи; не рвать растения в природе, не убивать животных.)

Работа в парах. (Выбор верных ответов)

- Ребята, для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь.

4. Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля».

- Я предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм, где планета Земля расскажет как правильно нужно людям вести себя, чтобы всем было хорошо.

- Что интересного вы узнали?

- Что надо запомнить, чтобы сохранить природу?

- Как мы тоже можем помочь природе?

Когда зацвели одуванчики, мы их не рвали, а рвали, когда они созрели, дули на них, помогали ветру.

Мы посадили клумбу с цветами и поливали.

Весной мы нашли желторотого воробышка и отпустили его, а сами ушли подальше от того места, чтобы его нашла мама-воробьиха и не испугалась нас.

На деревьях мы видели дупла, стояли и смотрели издалека, как туда влетали птички и вылетали обратно. Тихо стояли и слушали пение птиц.

Когда мы отдыхали на пруду, то весь мусор, который у нас образовался, забрали с собой в пакете и выбросили в мусорный ящик.

5. Работа в группах.

- Объясни экологические знаки и соедини их с правилами друзей природы.

6. Разгадай кроссворд.

• Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)

• Ценное лекарственное растение, в переводе с китайского языка«Человек-корень»(Женьшень)

• Как называется книга,в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные? (Красная)

• Кто наносит самый большой вред природе(Человек)

• Наука о связях между живыми существами и окружающей средой. (Экология).

• Солнце, воздух, вода, растения, животные, человек – всё это (Природа).

Ключевое слово: БЕРЕГИ

Давайте будем к этому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

IV. ИТОГ.

1. Дети, читая стихотворение, передают друг другу глобус.

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

— Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

- Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги.

- Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус — шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

- Я сберегу вас, сберегу!

2. Коллективно творческое дело.

- Есть такой замечательный мультфильм «Загадочная планета» о добром сказочном герое Галактионе, который очень любил цветы и мог превращать все предметы на своей планете только в цветы. Так вот, мы с вами тоже попытаемся сделать нашу землю красивей. С помощью цветных карандашей разукрасьте эти цветики-семицветики и под каждым подпишите своё имя. Затем, мы поместим каждый необычный цветок на плакат «Земля»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее