Классный час "Спешите делать добро
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
способствовать расширению кругозора детей;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать доброжелательность;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Участники: учащиеся 2 класса.
Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, магнитофон, запись песни Кота Леопольда.
Подготовительная работа:
рисунки детей о добре и зле
сценка «Про Незнайку»
выученные пословицы о добре
вырезанные на уроке технологии разноцветные цветочки
Предполагаемый результат:
уметь различать добрые поступки от злых;
расширить кругозор детей;
формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Ход мероприятия
Эмоциональный настрой на урок
Звучит аудиозапись песенки кота Леопольда из мультфильма. Дети слушают песенку.
-Ребята, вспомните, кто поёт эту песенку? (кот Леопольд)
-А о чём эта песенка? (о доброте)
-Почему кот Леопольд поёт о доброте? (потому что всё время мыши его обижали)
-А вы бы хотели оказаться на месте кота Леопольда? (нет)
-Почему? (когда обижают – это плохо)
-А какой был кот Леопольд в мультфильме? (добрый)
-Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать?
Вступительное слово учителя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Учитель: Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
-Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Тема занятия «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Ученик: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки?
Ученик: Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты в городе Доброграде! Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)
Добро помни, а |
| пожнёшь |
Что посеешь, то и |
| зло забывай |
За добро |
| добра не делает никому |
Худо тому, кто |
| добром плати |
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Дети:
Доброе слово лечит, а злое калечит.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит. и т.д.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Сделаешь худо, не жди добра.
Добро творить – себя веселить.
Делать добро спеши.
С добрым жить хорошо
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево
Дерево второе «Рисунки о добре»
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили второе дерево
Дерево третье «Волшебные слова»
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до 100
Говорить пожалуйста!
Если друзей вы уважаете,
При встрече спросите: как поживаете?
Не забудьте, что на прощание
Нужно вам говорить «До свидания!»
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
Физкультминутка:
-Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
(Дети выполняют упражнение только тогда, когда учитель добавляет вежливое слово!)
Дерево четвёртое «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!
Это волшебное дерево. С нашей помощью на нем будут расти волшебные листья (показ).
-Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет листики на дерево)
-Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)
-Послушаем какие добрые дела можете сделать и вы.
Игра «Добрый или злой».
Учитель: Вы все любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый, делаете хлопок, если злой – закрываете лицо ладошкой.
(наглядность на доске)
(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Красная Шапочка, Гуси – лебеди, Водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
Дерево пятое « Наши Добрые поступки»
Ученик: Совершая доброе деяние
Не жди добра в ответ.
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
-Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Ученик: Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
Ученик 1: Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
Ученик 2: На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он:
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей!
Ученик 3: А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем -
Галопом сестренка помчалась на нем!
Ученик 4: Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать:
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо -
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Молодцы! Сажаем следующее дерево.
«Ласковое солнышко»
Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)
Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)
Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд
Обобщение. «Цветочная поляна»
Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад Доброграда наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.
Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)
Итог занятия
Учитель: О чем мы сегодня говорили?
-Что взяли для себя?
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
-Вы еще дети, но впереди вас ждут много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
-И в заключение я хочу вам сказать:
«Спешите делать добро, ведь жизнь дана на добрые дела».
8