«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час «Профилактика экстремизма и терроризма в начальной школе образовательных учреждений»

Цель классного часа: создание благоприятных условий для развития навыков безопасного поведения в ситуации террористического акта и его предотвращения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

13


Аннотация к методической разработке

«Профилактика экстремизма и терроризма в начальной школе образовательных учреждений»



Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Предназначена для использования в работе с педагогами, общеобразовательных школ. Разработка содержит материал для проведения классного класса с возможностью коррекции и подстраивания сценария мероприятия под индивидуальные особенности класса. На примере классного часа ожидается привлечение внимания младших школьников к современной ситуации в мире, закрепление правил поведения в ситуации столкновения с терроризмом и экстремизмом

Особенностью классного часа являются используемые методы: мультипликационный ролик, игровые упражнения, активное участие обучающихся. Данная форма поведения делает занятие интересным, информацию более запоминающейся.



Пояснительная записка2019 год


Современный техногенный мир ставит перед родителями и педагогами новые проблемы. 21 век принёс в нашу жизнь не только технологии, улучшающие жизнь, но и некоторые явления, жизнь отбирающие. В последнее время, одним из часто проявляемых таких явлений является терроризм. Он не отличает возраста, пола, национальности, поэтому жертвами становятся все. Задача сохранения жизни и здоровья детей не является новой, но она приобретает особые акценты.

Как никогда в образовательных учреждениях становятся актуальны воспитательные мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения, развитие свойств личности, препятствующих вовлечению в экстремистские группы и т.п., соответствующие требованиям ФГОС начального общего образования:

- по формированию социальных компетенций и установок на безопасный образ жизни;

- по формированию личностных качеств, снижающих виктимность, как личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель классного часа: создание благоприятных условий для развития навыков безопасного поведения в ситуации террористического акта и его предотвращения.

Задачи: создать условия для формирования представлений ребенка об опасных ситуациях и способах поведения в них; актуализировать знания обучающихся о явлении «терроризм»; акцентировать внимание на необходимости проявления бдительности и осторожного отношения к






















Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень серьезная и важная тема для разговора. Давайте попробуем узнать – о чем же мы будем говорить? СЛАЙД 1

Упражнение «Планеты». 2 круга – планета Добра и планета Зла. Обучающиеся называют всех, кто, по их мнению, живет на одной планете и на другой. Называют качества этих жителей. (СЛАЙД 2)

- Итак. Мы поняли кто на какой планете живет. А теперь представим, что жители планеты Зла прилетели на планету Добра. Что тогда будет? Как они себя поведут? Как себя будут чувствовать жители планеты Добра?

Ответы обучающихся.

- Вот так и в нашей с вами жизни сталкиваются жители обеих планет. И называют это «терроризм». Что же такое «терроризм»? Опишите это понятие своими словами. СЛАЙД 3

Ответы обучающихся.

1. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята !
Вас уже не водят за руку в школу, вы уже самостоятельно добираетесь до дома, ходите в магазины, ездите в трамваях, автобусах, троллейбусах. Каждый день вашей жизни приносит новые впечатления, знания, интересные события!
Но вы знаете, что в жизни бывают и огорчения, а иногда и горе: дорожные происшествия, пожары, ушибы, переломы и т.д. Об этом мы говорили с вами на классных часах.
А сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном горе, которое может случиться с каждым из нас в любом городе, в любой стране. Это терроризм.
Мы должны понять, что это такое, как правильно вести себя, если вдруг случится с тобой эта беда, какие есть способы защитить себя.

ТЕРРОР – в переводе с латинского- это «ужас» «зло», подавление, запугивание людей.
ТЕРРОРИЗМ –это убийства, поджоги, взрывы, захват заложников. Там, где террор, там смерть, искалеченные люди.
ТЕРРОРИСТЫ – это группа людей, которая совершает теракты. Это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас.
Все они – преступники, хотя очень часто прячутся за красивыми словами. Но этим словам верить нельзя. Они совершают теракты. Их задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнить требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
ТЕРАКТ не знает заранее своих жертв, ибо направлен против государства, но всегда при этом страдают люди.
К крупным терактам относятся события в Японии в метро в 1995 г (погибло-12 чел., было отравлено газом -5 тысяч чел.).
Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в 1999г (погибло более 300 чел.)

Атака захваченных самолётов башен Всемирного торгового центра в Нью – Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентябре В 2001г. ( погибло более 3 тысячи чел.) и много других страшных терактов.

Захват автобуса с заложниками

1 декабря 1988 г. в Минеральных водах 4 бандита потребовали крупную сумму денег в иностранной валюте и самолет для вылета за рубеж. В противном случае угрожали всех сжечь: под каждым сиденьем террористы поставили по три 3-литровых банки бензина. История с захватом детей прогремела на всю страну. По горячим следам были сняты 2 фильма: документальный «Заложники из 4-го «Г» и художественный «Взбесившийся автобус» 

Разрушение Всемирного Торгового Центра 

11 сентября 2001 года, в 28-ю годовщину подготовленного ЦРУ военного путча в Чили, и 11-ю годовщину речи Буша-старшего "Новый мировой порядок", террористы захватили четыре самолета. Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен. 

Террористический акт в Москве 2002 года 

23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли. 28 октября был объявлен день траура.

Террористический акт на Тушинском аэродроме 

05 июля 2003 года в Москве был совершён террористический акт: у входа на Тушинский аэродром, где в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы. По официальным данным погибло 13 и ранено 59 человек. Больших жертв удалось избежать только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в толпу участников фестиваля. 

Террористический акт около гостиницы «Националь» 

9 декабря 2003 года в результате взрыва около гостиницы "Националь" в центре Москвы, по уточненным данным, пять человек погибли и 13 получили ранения. Теракт возле гостиницы "Националь" совершила одна террористка-смертница. 


Когда – то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу.
Огонь жизни был дороже всего. Так же передаётся из поколения в поколение свет подвига. Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности, делает их духовно богаче, чище и благороднее. Одним из таких подвигов стал подвиг детей, учителей, военных в роковом теракте в г. Беслане.  
Захват заложников в Беслане.

1 сентября 2004 года. Торжественная линейка по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе №1 североосетинского города Беслан должна была только начаться. На площади перед школой со­бралась огромная толпа - нарядные школьники, их родные и учителя. То, что происходило около 9 часов утра, некоторые снача­ла восприняли как дурной розыгрыш, настолько это казалось невозможным: на школьный двор въехал грузовик, оттуда вы­скочили люди в масках и с оружием в руках. Они начали стре­лять и загонять толпу в школу. Тогда появились и первые жертвы. Три дня маленький город Беслан, о котором сегодня знает весь мир, напоминал большую пороховую бочку. Три дня все жители города проводили на улице, в страхе за своих близ­ких. Беслан стал черным от горя. Бандиты не случайно выбрали именно эту школу: они зна­ли, что в старейшей и очень престижной школе учились более тысячи детей, а значит, на линейке будут присутствовать око­ло 2000 человек. Ведь по национальной традиции детей про­вожают в школу не только родители, но и многочисленные родственники! Их расчеты оправдались: только детей до­школьного возраста было около 130 человек, самой младшей из них, Алине Сулеймановой, было 5 месяцев. 54 часа террористы удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, угрожали и расстреливали одних, чтобы запугать других. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел - кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно. Детям велели залезать на подоконник и сказали: тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать. Они стоя­ли на подоконниках, как щит, а из-за их спин стреляли, куда попало. В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их тем временем давно просят только об одном - передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. В перекличках люди проводили время с утра до вечера. Заложников получалось больше, чем по данным штаба, но родным, видимо, хотелось верить, что в школе 300, а не 1100 человек, и что их ребенок, может быть, где-то заблудился. Иногда чудо случалось. Одной из женщин ребенок позвонил на мобильный телефон и сообщил, что в безопасности. Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортза­ле что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уце­левшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки. Что это был за взрыв, стало ясно позднее. Террористы рас­тянули бомбы по спортивному залу и прикрепили к стене на скотче. Когда скотч оторвался, раздалось несколько взрывов. С этого взрыва и начался вынужденный штурм. Часть тер­рористов отстреливались, другие добивали из автоматов оставшихся лежать в спортивном зале заложников. Позывные «Рубин», «Агат» и еще десятки других в эфире теперь крича­ли об одном: «Скорую помощь сюда, срочно!» Местные жите­ли руками расчищали коридоры из автомашин и автобусов для машин медиков. А потом даже устроили что-то подобное эстафете, чтобы быстрее носить раненых. В городе в это время стоял плач и причитания. Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. На следующий день он сказал: «Все это можно было бы назвать победой, если не знать, какой ценой». В общей сложности, только вслушайтесь в эти страшные цифры: по официальным данным погибло 334 человека, из них – 186 детей, 17 учителей, 118 родственников, гостей и друзей, 13 бойцов спецназа, свыше 700 человек было ранены.

Учитель: - Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях угрозы террористических актов мы узнаем с вами из следующего сообщения.

Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах.

Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте. Во-первых, механизм лифта может быть повреждён. Во-вторых, обычно испуганные люди бегут к лифтам. Лифты не рассчитаны на перевозку столь большого количества пассажиров - поэтому драгоценные минуты, необходимые для спасения, могут быть потеряны.

В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков, как правило, именно они могут явиться причиной факторов вторичного поражения и большинства ранений.

Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.

Просмотр ролика «Социальный мультфильм на тему противодействия террористическим актам!». СЛАЙД 4

- Сейчас каждый из вас вытащит из сундучка фишку. Соответственно цифрам на фишках поделитесь на команды. СЛАЙД 5

Все делятся на команды по 6 человек (команда с «1» на фишках, с «2» на фишках и т.д.).

- Каждой команде я даю конверт с ситуацией. Ваша задача рассказать как вы себя поведете. Вам дается 5 минут.

Если возникают трудности, педагог дает подсказки.

Ситуации:

  • увидел подозрительный пакет на остановке

  • на перемене увидел в коридоре школы чужого человека

  • гуляя с друзьями, не раз замечал, как мужчина прячет за решеткой подвала свёрток

  • у входа в школу, мужчина в шарфе дает черный пакет и просит передать его учительнице

  • возвращаясь с магазина, увидел, что человек положил что-то под колесо машины соседа.

Каждая команда презентует свою ситуацию.

- Вы провели хорошую работу в командах и продемонстрировали очень полезные советы как же вести себя в подобных ситуациях. Но акты терроризма известны своей внезапностью. И очень важно, если вы стали жертвой нападения террористов, вести себя правильно.

Просмотр мультфильма «Зина, Кеша и террористы». СЛАЙД 6

- Давайте повторим основные правила, которым учил дядя Спасайл?

Обучающиеся вспоминают и называют правила. (Приложение №1)

- И всегда нужно помнить, что ежедневно работают множество спецслужб, которые борются с терроризмом. И мы можем им помочь – своим правильным поведением, если акт случился, и, опять же, правильным поведением, если мы можем его предотвратить. Какие такие службы вы знаете?

Ответы обучающихся.

- А номера каких из этих служб?

Следует напомнить еще раз обучающимся службы и их телефоны. СЛАЙД 7

- Сегодня мы обсудили очень важную тему. Что нового вы узнали?

Ответы обучающихся.

- А что стало интересным или полезным, на ваш взгляд?

Ответы обучающихся.

Все здравомыслящие люди объявляют войну терроризму. Такого не должно повториться. Мы хотим быть спокойными за свое будущее.

Мы все должны сплотиться для того, чтобы сказать «НЕТ» террору.

Пусть будет мир на нашей планете и пусть улыбаются солнцу дети!

Мы за братство и единство всех народов мира!


- И сейчас сделаем работу, которая сделает наш мир похожим на планету Добра - рисунки на тему «Мир в нашем Мире». СЛАЙД 8

У нас одна Земля

У нас одна Земля, одна, 
Она такая голубая. 
Нас к помощи зовет она, 
Незащищенная такая...

Не отзовешься — в тот же миг 
Она нам бросит в обвиненье: 
«Не защитили, не спасли!» 
Спаси, спасите эту Землю!

На ней одной цветут цветы, 
На ней одной смеются дети, 
И нет прекрасней красоты, 
И нету голубей планеты.

Она дарила радость нам, 
Дарила росы и рассветы, 
И не найти по всем мирам 
Прекрасней матери-планеты.
(Д.Зевина)



( после занятия рисунки вешаются в холле школы)

- До свидания, ребята!


Заключение

Данная методическая разработка классного часа направлена на углубление знаний о понятии «терроризм», создание условий для развития навыков безопасного поведения обучающихся.

Методы работы на занятии должны способствовать закреплению информации по навыкам осторожного поведения, знаниям о службах по борьбе с терроризмом, мерах по предупреждению терроризма.

Список используемой литературы

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144с.

    2. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения детей 3-7 лет, Учитель: Волгоград, 2011,168 с.

    3. Рулев М.А. Личная безопасность ребенка.- Екатеринбург, 2008.

    4. ФГОС начального общего образования, Приказ Минобразования и науки № 373 от 6 октября 2009 года.

    5. Мультфильм «Зина, Кеша и террористы. https://youtu.be/NhY6n3e45gY

6. Социальный мульт на тему противодействия террористическим актам! https://youtu.be/FqvADmBvWRY

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее