Классный час
«Как прекрасен этот мир!»
Тема: Как прекрасен этот мир!
Форма проведения: игра – путешествие.
Цель: закрепить знания учащихся по теме: «Экология».
Задачи:
расширить кругозор детей по теме: «Мореходство»;
развивать любознательность;
развивать умение работать в команде;
развивать навыки самоуправления.
Оборудование: карта путешествий, маршрутные листы для каждой команды, таблицы с названиями этапов игры, бланки с заданиями (по количеству команд), рисунки кораблей, метки разного цвета, сундук с «сокровищами».
Ход классного часа
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие, посетим острова, узнаем много нового. Конечный наш пункт – Остров сокровищ. Но попасть туда очень трудно. Нужно пройти ряд испытаний. Дружно работая в командах, вы достигните цели.
Входят 2 пирата.
1-й пират (обращаясь к детям). А это кто?
Учитель. Это искатели сокровищ.
2-й пират. Они искатели сокровищ?! (Смеется, подходит к первому пирату и говорит громким шепотом.) Надо отправить детей на разных кораблях и следить за ними. А когда они найдут сокровища, забрать их.
1-й пират. Согласен. (Обращается к детям.) Ну что, детки, хотите путешествовать? Но без наших меток еще никто за сокровищами не отправлялся. Мы вас определим на корабли, но сначала найдем самых умных и назначим их капитанами.
2-й пират. Попробуйте перевести на морской язык известные выражения, искаженные с точностью до наоборот.
Например: «Последними всплывающую подводную лодку посещают кошки» - первыми с тонущего корабля бегут крысы.
- «Распахнуть двери» - задраить люки.
- «Шипеть одному вниз» - свистать всех наверх.
- «Один метр над мачтой» - семь футов под килем.
- «Встречного штиля» - попутного ветра.
Тому, кто восстановит первое выражение, пират дает рисунок корабля и 4 зеленых метки; за второе выражение - рисунок корабля и 4 красных метки; за третье выражение - рисунок корабля и 4 синих метки; за четвертое выражение - рисунок корабля и 4 желтых метки.
1-й пират. Капитаны есть. Теперь набираем членов команды. Где там мои оставшиеся метки?
Достает из мешочка метки разного цвета и раздает детям. По цвету меток члены экипажа находят своего капитана.
2-й пират. Каждая команда получает судовой журнал. Там записан ваш маршрут.
Судовой журнал
Порядок следо-вания | Название острова | Задание | Баллы |
1. | Остров Исторический | Страницы истории России |
|
2. | Залив Водный | Вода – источник жизни |
|
3. | Остров Творческий | Художники |
|
4. | Остров Тайны | Знатоки природы |
|
1-й пират. Когда вы отправитесь на нужный вам остров, там вас встретит представитель и даст вам задание.
2-й пират. О выполнении задания он записывает в судовой журнал, и после этого вы отправляетесь на следующий остров.
Учитель. Да, но при этом вы должны оставить свою метку на том острове, где были, и не забывать переставлять свой корабль к тому острову, на который вы отправляетесь.
1-й пират. Экипажам подготовиться к отплытию! Поднять якоря! Ждем вас в проливе Узком.
Этапы игры
1.Остров Исторический.
Командам дается задание – 10 вопросов: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Кто является основателем Москвы? (Юрий Долгорукий.)
2. Кто придумал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)
3. Как прозвали Александра II за освобождение крестьян от крепостной зависимости? (Царь-освободитель.)
4. Какое событие произошло на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского в 1242 г.? (Ледовое побоище.)
5. В каком году началась Великая отечественная война? (В 1941 г.)
6. Назовите дату окончания Великой отечественной войны. (9 мая 1945 г.)
7. Город, выдержавший страшную блокаду во время Великой отечественной войны? (Ленинград.)
8. Какое событие произошло в 1961 году? (Первый человек полетел в космос.)
9. Главой государства в России является? (Президент.)
10. Что относят к символам государства? (Герб, гимн, флаг.)
2. Залив Водный.
Задание выполняют капитаны команд, за каждый правильный
ответ –1 балл.
Кругом вода, а с питьем – беда. (Море.)
Посмотрю в окошко: идет длинный Антошка. (Дождь.)
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
Горя не знает, а слезы проливает. (Туча.)
День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад.)
По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пропадет. (Волна.)
Самое глубокое озеро в России. (Байкал.)
Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)
Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический океаны.)
А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Волны плещут в океане».
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
3. Остров Творческий.
Нарисуйте экологический знак к следующему правилу:
«Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар».
Оценка: от 1 до 5 баллов (в зависимости от быстроты и качества выполненного задания).
4. Остров Тайны.
Требуется выбрать правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Какой предмет необходимо взять с собой в лес, чтобы не заблудиться?
Часы;
компас;
термометр.
Чем похожи шуба и снег?
Цветом;
содержанием воздуха;
способностью согревать.
Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает белье?
Прозрачность;
способность растворять различные вещества;
бесцветность.
О какой природной зоне идет речь в данном тексте: «Климат умеренный. Многообразие лиственных и хвойных деревьев, кустарников. Изобилие ягод и грибов. Богатый животный мир. В малиннике можно встретить бурого медведя. В июне месяце нет спасения от комаров»?
Тундра;
тайга;
лесная зона.
Как образуется песок?
Пригоняется ветром из пустыни;
разрушаются горные породы;
остается после высыхания водоемов.
На какой почве образуются болота?
На песчаной;
на глинистой;
на черноземе.
Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге?
Да;
нет;
только временные.
Название, какого вида животных происходит от слова «насечка»?
Насекомые;
пресмыкающиеся;
рыбы.
5. Остров Сокровищ.
Учитель. Вы оказались в проливе Узком, через который вы сможете попасть на Остров сокровищ. Первым там окажется команда, которая за 1 минуту ответит на большее количество вопросов. А в это время наши уважаемые представители каждого острова подведут итоги вашего путешествия и назовут самую дружную и умную команду. Именно эта команда будет иметь право открыть найденные сокровища. И, конечно, все команды будут награждены.
Вопросы для команд:
Как называется наука о животных? (Зоология.)
Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника.)
Как называется прибор для очищения воды? (Фильтр.)
Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное? (Лягушка или жаба.)
Животное, которое строит дом на реке. (Бобр.)
Молоком детенышей выкармливают… (звери, или млекопитающие.)
Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
На вид неказист, зато голосист. (Соловей.)
Самое быстрое животное из семейства кошачьих. (Гепард.)
Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива.)
Какому насекомому хлопают в ладоши? (Комару или моли.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Чудо-юдо – великан, на себе везет фонтан. (Кит.)
Днем слепа бывает, ночью прозревает. (Сова.)
Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
Растение видное, а прозвище обидное. (Лопух.)
Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб.)
Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый. (Огурец.)
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (Подорожник.)
Красная овечка, белое сердечко. (Малина.)
Какое животное все время проводит под землей? (Крот.)
Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей.)
Лесной доктор. (Дятел.)
Какое животное в минуту опасности свертывается клубком? (Еж.)
Самое большое животное. (Кит.)
Кого называют царем зверей? (Льва.)
Сколько крыльев у жука? (Две пары.)
У кого оба глаза на одном боку? (Камбала.)
Какую птицу море отучило летать? (Пингвина.)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)
На следах, какого хищного зверя не видно когтей? (Рыси.)
Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
Любимое лакомство оленя. (Ягель.)
Хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою. (Лиственница.)
Кора березы. (Береста.)
Самый первый цветок весны. (Мать-и-мачеха.)
Березовый лес. (Березняк.)
Солнечный цветок. (Подсолнечник.)
Какое растение называют вторым хлебом? (Картофель.)
Белоствольное дерево. (Береза.)
Хвойное дерево с вкусными орешками. (Кедр.)
Небольшой кустарник с мелкими шипами. (Шиповник.)
Цветок, растущий даже под снегом. (Подснежник.)
Другое название помидора. (Томат.)
Новогоднее дерево. (Ель.)
В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
Лесное травянистое растение с кистью белых душистых колокольчиков. (Ландыш.)
Прилет, каких птиц означает начало весны? (Грачей.)
У какой птицы хвост длиннее тела? (У сороки.)
Какая птица умеет прыгать? (Воробей.)
Для чего дятлу нужен хвост? (Для опоры.)
Хищная кошка с кисточками на кончиках ушей. (Рысь.)
Маленький лесной зверек с белыми полосками на спине. (Бурундук.)
Животное, которое пятится назад. (Рак.)
Как называют зайца, меняющего серую шубку на белую? (Беляк.)
Кто еще, кроме сороки, может стрекотать? (Кузнечик.)
Покров птицы. (Перья.)
В какое время года у медведицы рождаются медвежата? (Весной.)
Какая птица самая находчивая? (Синица.)
Как называются детеныши гепарда? (Котята.)
Какие птицы роют норы? (Стрижи, ласточки.)
Лесная птица, «царь ночи». (Филин.)
Экипаж, ответивший на большее количество вопросов, идет за сокровищами. Их опережают пираты и начинают тянуть каждый к себе сундук с сокровищами.
Учитель. Уважаемые пираты! А не кажется ли вам, что команды достойно прошли испытания и по праву должны получить сокровища?
Пираты соглашаются и отдают сундучок.
6. Подведение итогов.
Самая умная и дружная команда награждается медалями.
Каждый экипаж получает «монету» из сундука.