государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
КЛАССНЫЙ ЧАС
для обучающихся 1 классов
«Светофор»
Исполнитель: Давыдова Юлия Леонидовна
учитель начальных классов
Цель: 1. Объяснять обучающимся, для чего служат светофоры; познакомить с последовательностью расположения его сигналов и их значением.
2. Развивать внимание, память, мышление, речь.
3. Воспитывать грамотного пешехода
Оборудование: Незнайка, модель светофора, сигнальные карточки красного, зеленого и желтого цвета.
Учитель:
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
А урок расскажет всем
Как без обид и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
Сегодня наш классный час посвящен изучению правил дорожного движения.
Для чего необходимо знать правила дорожного движения? (ответы ребят).
- У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно – транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы поговорим, как нужно вести себя на улице.
- Первые правила дорожного движения появились 329 лет тому назад. В 1683 году царь Пётр I издал указ о правилах движения. А через 129 лет в Москве действовали самые настоящие правила, они ограничивали скорость экипажей, ведь автомобилей ещё не было.
Шло время, и появился первый автомобиль. Собаки с лаем убегали от этого чудовища, люди крестились, как при виде «нечистой силы», прятались по домам, а если встречали автомобиль по дороге, то прижимались к заборам.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, ему очень нужна ваша помощь.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал,
Не знал законов я дороги,
чуть под машину не попал.
Кругом автобусы, трамваи,
Кругом машины на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти?
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, помогите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить?
Ведущий:
Ну что, поможем Незнайке?
С каждым годом на улицах города и дорогах появляется все больше и больше разнообразных машин. Скорость машин превышает первоначальную скорость. Как сделать так, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, чтоб всем было удобно и безопасно. На помощь приходят наши верные друзья.
А кто может назвать друзей, регулирующих дорожное движение?
Дорожные знаки и сигналы, регулирующие движение на улицах и дорогах.
Отгадайте загадку:
Встало с краю у дороги
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
людям перейти.
- Светофор – добрый друг и помощник водителей и пешеходов.
- Кто знает, зачем нужен светофор?
Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам.
Слово светофор состоит из двух частей: русского свет и греческого форос – носитель. Светофор – носитель света.
Ученик:
То, что дети знают даже,
Подтвердим для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
Учитель:
Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, и водителям сигналы светофора помогают избежать как столкновений другими машинами, так и прочих несчастных случаев.
Незнайка:
- Какие цвета имеет светофор?
- И как сигналы светофора регулируют движение?
Ученик:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Учитель:
- Давайте Незнайке расскажем, а что обозначает каждый цвет светофора?
О работе светофора хорошо сказал известный всем писатель- поэт С. Михалков.
Ученик 1:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Ученик 2:
Свет зеленый говорит:
«проходите, путь открыт».
Ученик 3:
Желтый свет предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Учитель:
- Сигналы в светофоре располагаются сверху вниз в следующей последовательности: красный, желтый, зеленый.
Игра « Будь внимателен.»
Я показываю зеленый цвет – вы шагаете на месте.
Желтый цвет – хлопаете в ладоши.
Красный цвет – стоите на месте.
«Раскрась нужный цвет светофора»
У каждого на парте листок с нарисованным светофором. Читаю стихотворение, обучающиеся слушают и раскрашивают нужный цвет.
Бурлит в движении мостовая
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажем правильный ответ
Какой горит для пешехода свет?
Красный свет нам говорит
Стой. Опасно, Путь закрыт.
Особый свет – предупреждение
Сигнала , ждите для движения
Скажите правильный ответ
Какой на светофоре свет?
Желтый свет- предупреждение
Жди сигнала для движения
Иди вперед!. Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ-
какой горит при этом свет?
Зеленый свет открыл дорогу
Проходить ребята могут.
Незнайка:
Ребята, я вам приготовил игру на внимание.
Игра «Перейди улицу»
Проводятся две параллельные линии, - это улица.
Когда показываю зеленый – шаг вперед,
Желтый – стоите на месте, красный шаг назад. Тот, кто ошибается, возвращается на исходную позицию. Побеждает тот, кто первым перейдет улицу.
Учитель:
Но есть и другие светофоры, которые предназначены только для пешеходов. На этих светофорах изображены человечки. Красный человечек изображен неподвижным, а зеленый – идущим.
Зажегся красный свет с красным человечком – значит, стой, пока не загорится сигнал с зеленым человечком – можешь шагать.
И днем и ночью, всегда светофоры остаются на своих постах, оберегая пешеходов и машины от несчастных случаев.
«Три говорящих света»
Ученик 1:
Днем и ночью,
В дождь и в стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.
Ученик 2:
Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы. И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов
Вот глазок зажегся красный
Путь закрыт.
Идти опасно.
Желтый свет – предупреждение
Наберись дружок терпения
Увидал зеленый свет
Проходи
Препятствий нет.
Ученик 3:
Цель этих правил
Всем ясна
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя ходить в огромном городе.
Ю. Могутин
Учитель:
Итог:
- О чем говорит красный (желтый, зеленый) свет светофора?
- В какой последовательности расположены сигналы светофора?
- Какие дает команды светофор для пешехода?
ДА или НЕТ
Быстрая в городе езда?
Правила знаешь движения?
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу?
Ну, а зеленый горит, вот тогда
Можно идти через улицу?
Молодцы ребята запомним,
Что нет и что да
И делать как нужно
Старайтесь всегда.
Надеемся и Незнайка запомнил сигналы светофора и их значение.
Литература:
Н.А. Горбунова ОБЖ 1 класс Волгоград Учитель 2003г.
Н.А. Горбунова ОБЖ 2 класс Волгоград Учитель 2002г.
Н.А. Горбунова ОБЖ 4 класс Волгоград Учитель 2004г.
Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва «Просвещение» 1989г.