«Зимний фестиваль знаний 2026»

Классный час «Огонь – друг и враг человека»

Повторить правила пожарной безопасности, научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления, воспитывать навыки осторожного обращения с огнём.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

10



Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №30 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


























Подготовила:

Лазарская Татьяна Александровна,

учитель начальных классов,

учитель-методист








Д онецк

2025 г.

Классный час «Огонь – друг и враг человека»


Цели:

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

  • предупредить баловство детей с огнём;

  • развивать внимание, память, мышление;

  • воспитывать навыки осторожного обращения с огнём.

Задачи:

  • научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

  • формировать чувство самосохранения;

  • пропагандировать труд пожарных;

  • побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Х од классного часа

I. Организационный момент

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

– Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Отгадайте загадку.

Пламя бьётся из-под крыши,

Крик о помощи мы слышим,

Суетятся все, кошмар!

Это бедствие ....... пожар.

– Сформулируйте тему классного часа.

– Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

Когда-то, очень давно, на нашей планете Земля не было зимы. Ярко светило солнце, климат был влажный и тёплый, поэтому землю покрывала буйная растительность. В небе летали большие причудливые птицы, в лесах водились огромные звери, наводившие на людей страх и ужас.

         Люди радовались теплу. Ведь им не нужно было беспокоиться об одежде, можно было питаться тем, что росло рядом с их жилищами: плоды деревьев, кореньев. Мясо убитых ими животных они ели сырым, потому что ничего не знали об огне. Только иногда, во время грозы, они видели красные языки пламени, съедающие деревья, в которые попадали стрелы молний. Видели, но большого значения этому явлению природы не придавали.

         Но вот наступило время, когда Земля стала остывать и огромные ледники стали покрывать ее поверхность. Гибла растительность, от холода и голода вымирали животные и птицы. Трудно стало жить и людям. Теперь им приходилось искать себе место, где они могли бы спрятаться от холода и, дождя и пронизывающего ветра, но и те пещеры, в которых они укрывались, не спасали их от морозов и голодной жизни.

         Вот тогда-то и вспомнили люди про тот красный «язык», который появлялся во время грозы, и от которого исходило благодатное тепло, и человек научился использовать огонь, как источник тепла. Однажды, попробовав мясо животных, погибших в огне, люди убедились, что оно вкуснее сырого мяса, и они научились готовить пищу на огне. Так огонь вошел в жизнь человека, став его помощником и другом.

         У древних людей не было спичек, и поэтому в пещере возле огня всегда находился человек, который поддерживал в нем жизнь. Такая работа доверялась не каждому и была очень почетна.

Столетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь самостоятельно.

Какими способами древние люди добывали огонь? 

С помощью камней, путем трения палки о деревянную щепку добывали искры и затем раздували пламя, подкладывая сухой мох, траву, листья и ветки.







2. Злой огонь

Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего всё на своем пути.

Пожар это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, разрушения зданий, уничтожение растительного и животного мира. Пожары приносят неисчислимые беды, травмы и гибель людей, уничтожают всё на своём пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.

3. Причины пожаров

  • Использование неисправного оборудования или бытовых приборов;

  • оставление открытого огня без присмотра;

  • поджёг травы, мусора;

  • взрыв горючих веществ, снарядов;

  • поврежденная электропроводка;

  • неправильная установка электро- и нагревательного оборудования;

  • утечка взрывоопасных веществ;

  • удар молнии.

Отгадайте загадку.

Ох, опасные сестрички эти маленькие (спички)

Н е играй, дружок, со спичкой,

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Младшим братьям и сестричкам,

Дошколятам говорят:

«Крепко помните, что спички

Не игрушка для ребят!» Б. Миротворцев

4. Описание пожаров в литературных произведениях

– Из каких произведений взяты следующие строки?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

Корней Чуковский «Путаница»

С треском, щёлканьем и громом.

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Самуил Маршак «Кошкин дом»

5. Игра «Это я, это, я, это все мои друзья!»

  • Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

  • Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

  • Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

  • Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?

  • Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

  • Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

  • Кто костров не разжигает? И другим не разрешает?

6. Правила поведения при пожаре

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.

  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «101» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.

  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.

  • набери номер «101» или попроси об этом соседей.

Знает каждый гражданин этот номер «101».

Если к вам придёт беда – позвони скорей туда.
А если нету телефона – позови людей с балкона.

7. Эстафета «Юные помощники пожарных» 

«Кто быстрее сообщит о пожаре?» 

Нужно добежать до телефона, набрать нужный номер и сообщить о пожаре, называя адрес.

«Спасательные работы»

 Проползти, спасаясь от дыма, под стульями до «места пожара», взять на руки куклу и вынести «из огня»

«Кто быстрее потушит огонь?» 

С ведерком необходимо добежать до места пожара, вылить предполагаемую воду и вернуться. Та команда, которая первая закончит тушить пожар, объявляется победительницей.



III. Итог классного часа

Тест по пожарной безопасности

1. Выбери предметы, с которыми можно играть безопасно:

а) бенгальские свечи,

б) плюшевый медвежонок,

в) спички,

г) деревянные кубики,

д) зажигалка,

е) резиновый мяч.

2. Выбери предметы, неправильное обращение  с которыми может привести к пожару:

а) электроутюг,

б) электрический фонарик,

в) настольная лампа,

г) радиоприемник на батарейках,

д) ёлочные игрушки,

е) электропаяльник.

3. Если в доме вечером отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения:

а) спичками,

б) свечой,

в) зажигалкой,

г) электрическим фонариком.

4. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?

а) бензин,

б) молоко,

в) клей резиновый,

г) сок яблочный,

д) лак.

5. Какие надписи предупреждают о пожарной опасности?

а) «Вход воспрещён!»

б) «Не курить!»

в) «Берегись автомобиля»

д) «Огнеопасно»


6. Где можно сушить белье?

а) над газовой плитой,

б) рядом с газовой плитой,

в) на балконе.

7. Какие из предложений являются правилами пожарной безопасности?

а) нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра;

б) отключили электричество, у тебя нет фонарика, воспользуйся свечой;

в) нельзя разжигать костер, используя керосин;

г) использованные баллончики из-под дезодорантов можно сжечь;

д) если тебе нужно срочно идти, но твоя обувь мокрая, высуши её у плиты.

8. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?

а) электроутюг,

б) кресло;

в) включенный в сеть телевизор;

г) жир на сковороде.

9. При возникновении пожара ты наберешь номер телефона «101» и расскажешь:

а) как тебе страшно;

б) как начался пожар;

в) что горит, адрес, фамилию, свой телефон.

10. В случае возникновения пожара в школе ученик должен:

а) бежать от него;

б) строго следовать указаниям учителя;

в) начать тушить пожар.


Д

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ

ля сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать

основные правила поведения при пожаре:

1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 101.

2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нет выходите на балкон, либо стойте возле окна.

3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.

4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нет задержите как можно дольше дыхание. ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:

1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.

2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т.к. при доступе свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.

3. Пользоваться во время пожара лифтом.

4. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше смертелен.

5. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.








































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее