Беседа для детей младшего школьного возраста на тему «Умение прощать»

Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека, развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям, научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Классный час на тему «Умение прощать»


Любить – это значит прощать,
прощать – это понять, понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Николай Рерих

Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека, развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям, научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, дети! Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что сегодняшний классный час принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Пусть работа будет нам в радость и день пройдет удачно! А говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении. Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

- Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста...

- Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы участников

– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
– Возникают сомнения в существовании справедливости.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Учитель: Ребята, а вы кого-нибудь обижали
? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого – обидчик?

Ответы участников:

- Укоры совести, неудобство, волнение, раскаяние, злость, обида.

Учитель: Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

Перед вами карточки: возьмите их в руки.

Продолжите каждую из трех фраз:

Чего вы не можете простить в дружбе…………………………………………

Чего вы не можете простить в любви……………………………………………

Чего вы не можете простить в семье……………………………………………

Давайте прочтем первую фразу: чего вы не можете простить в дружбе….Почему вы выбрали именно это? Почему это нельзя простить?

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их нужно беречь. Как это сделал герой стихотворения  Сергея Погореловского.

Побил меня Гуляев Колька – зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько.

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбе не бывать.

Ты дружбы не сберег хорошей, и вот всему конец теперь.

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:

Прости уж. Сердишься? За дело.

Беда, горячий я какой.

Я подхожу к нему мириться.

И говорю ему ну, что ж,

Я не сержусь, чего сердиться.

Я так и знал, что ты придешь.

………………………………………………………………………………………

Что помогло ему простить друга? (умение признать вину, умение первым сделать шаг навстречу.)

………………………………………………………………………………………

Давайте прочтем вторую фразу: чего вы не можете простить в любви… Почему вы выбрали именно это? Почему это нельзя простить?

Сталкивались ли вы с этим в своей жизни? Приведите примеры (ответы). Да, это серьезные проблемы, но бывает, что люди, поссорившись из-за нелепого пустяка, расстаются навсегда. Он уходил. Она молчала. А так хотелось закричать: «Постой, давай начнем сначала! Давай попробуем начать!» Он оглянулся у порога, Свою решительность кляня, Хотел ей крикнуть: «Ради бога, Прости, пожалуйста, меня!» Не крикнул он. Не подошел. Она молчала. Он ушел…

…………………………………………………………………………………………………

Что помешало примирению этих двух любящих сердец? (ответы).

Гордость – это качество, которое иногда мешает прощению.

………………………………………………………………………………………

Прочтем третью фразу: Что мы не можем простить в семье? (зачитываются карточки). Такие проблемы чаще всего возникают из-за непонимания. Я уверена, у каждого из вас есть какие-то обиды на своих родителей, слова или поступки, которые вы в глубине души до сих пор не можете простить. Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на край стола.

………………………………………………………………………………………

- Придя сегодня домой, скажите родителям о том, как вы их любите. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению прощать близких.

- А как справиться со своей злостью, обидой, гневом, желанием отомстить? Какие выходы вы из этого видите?

Ответы учащихся

- Об этом рассказывает одна древняя притча.

Жил-был юноша с плохим характером.Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в воротасада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день:

Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.

Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам:

“ Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! ”

Никогда они уже не будут такими как раньше.

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана.

И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.

Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая

- Чему учит эта притча?

Ответы учащихся

- Конечно, я согласна вами, притча учит человеческой мудрости при общении с людьми.

Будь великодушен по отношению к людям, а если нанес кому-то обиду, сделай первый шаг навстречу к примирению и прощению.

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!». Используйте такую возможность, если хотите сделать первый шаг.


Рефлексия

Ребята, посмотрите на рисунок? Как вы думаете, что это за птица?

Птица Феникс – символ счастья. Она сгорает, чтобы вновь возродиться.

Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Подводя итог нашего общения, я вручаю вам открытку с изображением птицы Феникс, чтобы те, кто сделал шаг к умению прощать, прикрепил его к доске, а те, кто остался при своём мнении, унесут её с собой и еще поразмышляют над этой темой.


Слабый не может прощать.

Прощение есть свойство сильного.

Махатма Ганди

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее