«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час на тему : "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"

Праздник вежливых наук. Открытый классный час, проведенный на семинаре во 2 классе

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.


Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.


Задачи:

– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;


– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;


– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки, тучки.


Литературный ряд: стихотворение «Доброта», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.        

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.             

Форма проведения: беседа с элементами игры.


Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».



Ход внеклассного занятия:


I. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! А теперь улыбнитесь нашим гостям!


II. Вступительное слово.


- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.

– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.


– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.


– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?


Дети: Страна Вежливости.


Слайд 1

- Я приглашаю вас  в путешествие в волшебную страну Вежливости.

По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:


Слайд 2


1. Море Доброты.

2. Гору народной мудрости.

3.Аллею « Волшебных слов»

4.Сказочный лес.

5.Долину вежливости.


Баба Яга: Интересно! Куда это вы собрались без меня? Никакого путешествия, никакой вежливости и доброты!

Ведущий: Послушайте, а кто вы?

Баба Яга: Неужели непонятно кто я? Приглядитесь-ка получше и сразу узнаете. Узнали? Кто я?

Баба Яга: Правильно Баба Яга – самая добрая и вежливая бабушка на свете!

Ведущий: Бабушка-Яга, раз вы самая вежливая, дайте детям несколько полезных советов.

Баба Яга: Да, пожалуйста!

Если ты пришёл к знакомым –

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.


Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.


Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.


Ведущий: Ребята, правильные советы даёт Баба Яга?

Ведущий: Вижу, бабушка, вам и вправду надо отправиться с нами в путешествие и поучиться вежливости и доброте. Милости просим, будьте нашим почётным гостем.

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.


- Итак, все готовы? Отправляемся!


Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.


Звучит фонограмма песни.


Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.

1. Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра.


Припев

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Припев повторяют все еще 1 раз.



1. - Мы должны переплыть – «Море Доброты».

- Ребята, а что такое – ДОБРОТА?


Ответы детей.


- Давайте прочитаем, что говорит великий русский писатель Л.Н.Толстой о доброте.


Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)


-Что же означает слово «добрый»?

Ответы детей.

- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).


Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.

Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.


– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.


- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы.

Работа в парах. На каждой парте рисунок солнышка. Дети записывают на лучики синонимы к слову добрый.


На слайде появляется солнышко со словами.


– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”(появляются на слайде стрелки).


– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?


Ответы детей.


- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?



Доброта

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.


Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.


-А теперь Барбарики споют нам песню, которая называется «Что такое доброта?»


- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди гора «Народной мудрости»

На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и

поговорки о доброте.

- Вы должны соединить начало и конец пословицы.

Добрые дела красят человека.

Про доброе дело говори смело.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово дороже богатства.

Доброе слово и кошке приятно

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Дети, наше старшее поколение не довольно поведением детей. Вот послушайте их.

Я, ребята, огорчен

Расскажу вам вот о чем…

- Видел Настю , второклассницу

Я на улице сейчас

,Настя – славная девчонка.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова ….(здрасте)

А слово- то какое –

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была :

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла.

Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слова…( извините)

А слово –то какое –

Очень дорогое.

Я про внучку расскажу.

- Экая досада,

Я портфель ей подарил

Вижу очень рада.

Но- нельзя ж молчать как рыба

Ну сказала бы …( спасибо)

А слово-то какое!

Очень дорогое!


Очень дорогое.

-Да, действительно некоторые дети не знают вежливых слов.

-А какие вежливые слова знаете вы?

-А это стихотворение называется «Перестарался»

Ахмед в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

Что с тобой?!- вскричала мать,-

Заболел сыночек?...

Я забыл тебе сказать:

« Мама , доброй ночи». (Входит Незнайка)

Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?

Учитель. Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

А я ведь тоже знаю волшебные слова.

Учитель. А сейчас мы это проверим. Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром бабушка разбудила тебя, что ты должен сказать?

Незнайка. Бабуль, давай скорее завтракать, а то я в школу опоздаю!

Учитель. А еще раньше ты что говоришь?

Незнайка. Ба, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.

Учитель. А еще раньше, что надо сказать?

Незнайка. Еще раньше? Ой, ба , чего ты меня будишь? Ведь рано еще!

Учитель. Да нет, ты забыл, что надо сказать бабушке в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята!

(Высказывания детей)

Незнайка. Ах, с добрым утром! Понятно

Незнайка. Ясно, я все понял. Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Слушайте, так про меня скоро будут говорить – пошёл самый вежливый человек. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.

-Дети, давайте пройдёмся вместе с Незнайкой по аллее «Волшебных слов»

Видеоролик «Вежливые слова»

-Сила волшебных слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, кому говоришь, к кому обращаешься.

-Послушайте стихотворение «Вежливый индюк»

Два ученика читают по ролям.

-Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать он кричал:

-Эй вы, невежи:

Заходите, что ли, в гости-

Поучиться вежливости!

-Я и сам,-кричал Индюк,

Доктор вежливых наук.

И жена моя-пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана.

-Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»

-Ты не будь свиньей, Свинья,-

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!

Как не бился он ,однако,

К Индюку никто не шел-

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

-Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!

И добавил с высоты

Своего величия:

Не усвоили, балды,

Правила приличия.

Ведущий:

-Давайте обсудим поведение Индюка. Назовите ошибки, которые совершил Индюк. Правильно ли он вел себя, приглашая гостей? Можно ли считать Индюка вежливым?

–Частое употребление “вежливых” слов, не является показателем вежливости человека.

- А как вы думаете, что такое вежливость?

Ответы детей.


-Давайте, прочитаем на слайде.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Сейчас послушайте, полезные советы С.Я.Маршака.

Аудиозапись стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?  


Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.


-А теперь мы пришли в сказочный лес.


- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.


Мальвина: Здравствуйте, дети!


Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!


Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?


Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?


Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?


Буратино: А что я тебе такого сказал?


Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.


Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!



Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?


Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.


Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.


Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.


Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?


Ответы детей

Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.

Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.


Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?


Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.


- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.


-А теперь мы пришли в долину вежливости. Здесь мы посидим и обсудим разные ситуации.

Групповая работа.

1.Входят двое детей.

1-й ученик:

-Отдай мне книжку, ну отдай же…

2-й ученик:

-Не отдам…


-Ребята, как вы думаете, почему один мальчик не отдает книжку другому?

-Совершенно верно. Мальчик забыл сказать слово «пожалуйста».


2.-Катя, какое у тебя вкусное яблоко.

2-й ученик:

-Возьми его, пожалуйста, оно все равно кислое. Я такое не люблю.


-Ребята, как вы расцениваете поступок Кати? Почему даже после того, как девочка произнесла волшебное слово, ее поступок нельзя назвать вежливым?


3.-Пусть Таня будет мамой, а Катя и Саша - ее дети. Вы собираетесь в гости. Мама должна объяснить детям, как нужно и как нельзя вести себя в гостях.


4.1-й ученик:

-Дима, поделись, пожалуйста, со мной конфетой.

2-й ученик:

-Ни за что! Мне она самому нравится.

-Какое ваше мнение по поводу этой ситуации?

/Ответы детей./

-Ребята, будем мы такими, как 2-й мальчик? Вежливый человек не может быть жадным.


- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!


- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!


IV. Итог занятия


- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним правила вежливости.


- Здоровайся при встрече.

- Не груби, даже если сердит.

- Проявляй доброжелательность.

- Будь вежлив и воспитан.

- Старайся быть хорошим верным другом.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.


- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!


В заключение праздника мы посмотрим мультфильм о вежливости.

/Просмотр мультфильма/

10



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее