Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки, тучки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход внеклассного занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! А теперь улыбнитесь нашим гостям!
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну Вежливости.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 2
1. Море Доброты.
2. Гору народной мудрости.
3.Аллею « Волшебных слов»
4.Сказочный лес.
5.Долину вежливости.
Баба Яга: Интересно! Куда это вы собрались без меня? Никакого путешествия, никакой вежливости и доброты!
Ведущий: Послушайте, а кто вы?
Баба Яга: Неужели непонятно кто я? Приглядитесь-ка получше и сразу узнаете. Узнали? Кто я?
Баба Яга: Правильно Баба Яга – самая добрая и вежливая бабушка на свете!
Ведущий: Бабушка-Яга, раз вы самая вежливая, дайте детям несколько полезных советов.
Баба Яга: Да, пожалуйста!
Если ты пришёл к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Ведущий: Ребята, правильные советы даёт Баба Яга?
Ведущий: Вижу, бабушка, вам и вправду надо отправиться с нами в путешествие и поучиться вежливости и доброте. Милости просим, будьте нашим почётным гостем.
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.
- Итак, все готовы? Отправляемся!
Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.
Звучит фонограмма песни.
Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
1. - Мы должны переплыть – «Море Доброты».
- Ребята, а что такое – ДОБРОТА?
Ответы детей.
- Давайте прочитаем, что говорит великий русский писатель Л.Н.Толстой о доброте.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
-Что же означает слово «добрый»?
Ответы детей.
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.
- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы.
Работа в парах. На каждой парте рисунок солнышка. Дети записывают на лучики синонимы к слову добрый.
На слайде появляется солнышко со словами.
– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”(появляются на слайде стрелки).
– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?
Ответы детей.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Доброта
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
-А теперь Барбарики споют нам песню, которая называется «Что такое доброта?»
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди гора «Народной мудрости»
На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и
поговорки о доброте.
- Вы должны соединить начало и конец пословицы.
Добрые дела красят человека.
Про доброе дело говори смело.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово и кошке приятно
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
-Дети, наше старшее поколение не довольно поведением детей. Вот послушайте их.
Я, ребята, огорчен
Расскажу вам вот о чем…
- Видел Настю , второклассницу
Я на улице сейчас
,Настя – славная девчонка.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова ….(здрасте)
А слово- то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была :
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слова…( извините)
А слово –то какое –
Очень дорогое.
Я про внучку расскажу.
- Экая досада,
Я портфель ей подарил
Вижу очень рада.
Но- нельзя ж молчать как рыба
Ну сказала бы …( спасибо)
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Очень дорогое.
-Да, действительно некоторые дети не знают вежливых слов.
-А какие вежливые слова знаете вы?
-А это стихотворение называется «Перестарался»
Ахмед в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
Что с тобой?!- вскричала мать,-
Заболел сыночек?...
Я забыл тебе сказать:
« Мама , доброй ночи». (Входит Незнайка)
Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Учитель. Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
А я ведь тоже знаю волшебные слова.
Учитель. А сейчас мы это проверим. Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром бабушка разбудила тебя, что ты должен сказать?
Незнайка. Бабуль, давай скорее завтракать, а то я в школу опоздаю!
Учитель. А еще раньше ты что говоришь?
Незнайка. Ба, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.
Учитель. А еще раньше, что надо сказать?
Незнайка. Еще раньше? Ой, ба , чего ты меня будишь? Ведь рано еще!
Учитель. Да нет, ты забыл, что надо сказать бабушке в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята!
(Высказывания детей)
Незнайка. Ах, с добрым утром! Понятно
Незнайка. Ясно, я все понял. Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Слушайте, так про меня скоро будут говорить – пошёл самый вежливый человек. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.
-Дети, давайте пройдёмся вместе с Незнайкой по аллее «Волшебных слов»
Видеоролик «Вежливые слова»
-Сила волшебных слов зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, кому говоришь, к кому обращаешься.
-Послушайте стихотворение «Вежливый индюк»
Два ученика читают по ролям.
-Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать он кричал:
-Эй вы, невежи:
Заходите, что ли, в гости-
Поучиться вежливости!
-Я и сам,-кричал Индюк,
Доктор вежливых наук.
И жена моя-пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
-Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
-Ты не будь свиньей, Свинья,-
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как не бился он ,однако,
К Индюку никто не шел-
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
-Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!
И добавил с высоты
Своего величия:
Не усвоили, балды,
Правила приличия.
Ведущий:
-Давайте обсудим поведение Индюка. Назовите ошибки, которые совершил Индюк. Правильно ли он вел себя, приглашая гостей? Можно ли считать Индюка вежливым?
–Частое употребление “вежливых” слов, не является показателем вежливости человека.
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
-Давайте, прочитаем на слайде.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Сейчас послушайте, полезные советы С.Я.Маршака.
Аудиозапись стихотворения «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
-А теперь мы пришли в сказочный лес.
- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
-А теперь мы пришли в долину вежливости. Здесь мы посидим и обсудим разные ситуации.
Групповая работа.
1.Входят двое детей.
1-й ученик:
-Отдай мне книжку, ну отдай же…
2-й ученик:
-Не отдам…
-Ребята, как вы думаете, почему один мальчик не отдает книжку другому?
-Совершенно верно. Мальчик забыл сказать слово «пожалуйста».
2.-Катя, какое у тебя вкусное яблоко.
2-й ученик:
-Возьми его, пожалуйста, оно все равно кислое. Я такое не люблю.
-Ребята, как вы расцениваете поступок Кати? Почему даже после того, как девочка произнесла волшебное слово, ее поступок нельзя назвать вежливым?
3.-Пусть Таня будет мамой, а Катя и Саша - ее дети. Вы собираетесь в гости. Мама должна объяснить детям, как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
4.1-й ученик:
-Дима, поделись, пожалуйста, со мной конфетой.
2-й ученик:
-Ни за что! Мне она самому нравится.
-Какое ваше мнение по поводу этой ситуации?
/Ответы детей./
-Ребята, будем мы такими, как 2-й мальчик? Вежливый человек не может быть жадным.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия
- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним правила вежливости.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Старайся быть хорошим верным другом.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
В заключение праздника мы посмотрим мультфильм о вежливости.
/Просмотр мультфильма/
10 |
|