«Осенний фестиваль знаний 2024»

Классный час на тему: "Гражданская оборона"

Классный час посвящен Всемирному дню Гражданской обороны, который ежегодно отмечается 1 марта. Данная разработка поможет классному руководителю при проведении классного часа.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час по теме «Гражданская оборона», 9 класс

Цели: формирование у учащихся понятия «Гражданская оборона»; формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях; воспитывать дисциплинированность, собранность в критических ситуациях и взаимопомощь; обобщить знания учащихся о ЧС, действий при пожаре.

Оборудование: кроссворды, раздаточный материал, сетка станций на доске, защитные маски и шапочки для оказания первой мед.помощи.

План:

  1. Беседа о гражданской обороне;

  2. Основная часть:

- станция «При пожаре, как один, набираем «101»!»;

- станция «Стихийные бедствия»;

- станция «Тише едешь, дальше будешь»;

- станция «Изломанный телефончик»;

- станция «Как поступите Вы?»;

- станция «Эстафета».

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

4. Рефлексия. Награждения.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы проводим классный час, посвященный Всемирному дню Гражданской обороны, который отмечается ежегодно 1 марта. А что же такое «Гражданская оборона» нам расскажет Аня.

( Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.)

В России государственная организация защиты населения берет свое начало в 1932 г., когда было утверждено положение о местной противовоздушной обороне. В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Ежегодно в организациях проводятся дни ГО. «Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны. Денис нам расскажет для чего необходимо обучение по гражданской обороне.

Ученик 2: Обучение по гражданской обороне является обязательным для всех граждан Российской Федерации. Каждый человек должен уметь защитить себя, в случае необходимости применить навыки самопомощи и помощи пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения. Активное и добросовестное выполнение обязанностей по ГО – долг каждого человека.


В настоящее время в МОГО (Международная организация гражданской обороны) входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателей. Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах - членах МОГО - с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств.

Задачи ГО:

  • Обучение населения в области ГО.

  • Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  • Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

  • Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

  • Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

  • Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

  • Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие других неотложных мер.

  • Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  • Обнаружение и обозначение районов, подвергших радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

  • Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.

  • Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

  • Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

  • Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

  • Обеспечение сил и средств ГО.

  • Задачи Гражданской обороны.

  • В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия.

  • Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь.

  • Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей.

  • Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий – токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГО при выполнении спасательных работ в очаге. Эти виды оружия могут повлечь огромные потери. Отсюда вытекает огромное государственное значение ГО.


Какие ЧС случаются в мирное время?

Понятие «гражданская оборона» давно перестало быть символом исключительно военного времени. Вой сирены, команда «надеть противогазы» и бежать в бомбоубежища – это было. С этого начиналась, так зарождалась современная система защиты гражданского населения. Но ведь крупные пожары, техногенные и природные катастрофы, теракты и другие чрезвычайные ситуации могут принести не меньше разрушений. Сегодня в задачу системы гражданской обороны входит защита населения и культурных ценностей от опасностей природного и техногенного характера, а также пропаганда и распространение знаний о средствах и методах защиты. Гражданская оборона постоянно совершенствуется, чтобы максимально профессионально реагировать на возникающие риски. Войска ГО составляют основу сил быстрого реагирования чрезвычайного ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени.


  1. Основная часть

Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей и т.д. И сегодня на каждой станции для вас подготовлены разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам нужно показать свои знания и умения, а где-то проявить смекалку.

Класс делится на 2 команды. Выбирается капитан. Представление команд.


Станция №1. «При пожаре, как один, набираем 101!»

На этой станции вы должны будете отгадать загадки и ответить на вопросы несложной викторины.


Я мала, да зла, чуть - чуть свечу,

Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)


Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)


Схоронилось солнышко

В маковое зернышко.

Пробежит по земле –

Вспыхнет весело во мгле. (Спичка)


Черный дым валит в окно – очень страшное оно,

от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)


С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (Пожарники)


А сейчас еще немного подумаем своими головками и ответим на вопросы викторины:

  1. Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям)

  2. Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания первой медицинской помощи)

  3. Если ты в квартире один и начался пожар. Что следует делать? (Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по номеру «01». Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу звони «01». После этого зови на помощь из окна соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма)

  4. Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «01» и покинуть помещение)

  5. Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах около электрощитов, не прикасаться к упавшим на землю проводам под напряжением).


Станция №2. «Стихийные бедствия»

Здесь ребята вы должны отгадать кроссворд (групповое задание на листочках).

  1. атмосферное явление, сопровождающееся многократными электрическими разрядами, между облаками и земной корой (гроза);

  2. смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и или подмыва склона (оползень);

  3. сильный вихрь диаметром до 1000 метров, обладающий большой разрушительной силой (смерч);

  4. бурный грязевой или грязекаменный поток (сель);

  5. затопление местности в результате подъема уровня воды (наводнение);

  6. сильный ветер, со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий большие волны на море (шторм);

  7. ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с (ураган);

  8. ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов способных поражать людей, наносить материальный ущерб (опасность);

  9. доведение до населения информации о ЧС (оповещение);

  10. морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях (цунами);

  11. реакция на опасность, когда человек, испытывая страх, стремится убежать, забыв обо всем (паника);

  12. состояние защищенности жизненноважных интересов личности (безопасность).




Станция №3. «Тише едешь, дальше будешь»

Ребята, вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться. Сейчас вам предстоит вспомнить ваши знания по правилам дорожного движения, а самое главное вспомнить известные знаки и подобрать их.

- пешеходный переход;

- дети;

- дорожные работы;

- движение без остановки запрещено;

- въезд запрещен;

- остановка запрещена

Станция №4. Игра «Изломанный телефончик»

Здесь вы должны объяснить слово или какую-либо ситуацию при помощи жестов.

- приглашение в кино или приглашение покататься на машине;

- загорелся электроприбор;

- начался пожар;

- отстал в лесу от своего класса на экскурсии;

- оказание медицинской помощи.

Станция №5. Конкурс «Как поступите Вы?»

В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте


1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете

а) растирать ее снегом;

б) согреваться около костра;

в) согревать ее собственным теплом?

2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

а) вниз по течению;

б) перпендикулярно течению;

в) против течения;

г) под углом 45' к течению?


3. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега:

а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;
в) прыгать в мокрой одежде?

4. Рядом с вашим биваком (походный военный лагерь) — ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для при­готовления пищи вы будете брать:

а) из ручья; б) из болотца; в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем?
Болота —это естественные фильтры, поглощающие токсичные элементы, поэтому в них меньше, чем в других водоемах загрязняется вода.


5. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освеща­ет и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:

а) желтом; б) голубом; в) красном?

Желтый цвет пламени горелки указывает на то, что в пещере скопился углекислый газ. В этом случае следует открыть входное отверстие для вентиляции. При появлении пламени красного цвета необходимо покинуть пещеру, проветрить ее до появления пламени синего цвета.




6. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:

а) спрячетесь под огромным деревом;
б) укроетесь под навесом скалы;
в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу,
г) найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу?

Станция №6. «Эстафета»

1 эстафета. В конце зала лежит пострадавший. По команде « Газы» спасатели надевают защитные маски, бегут к пострадавшему. Оказывают первую помощь. Одевают шапочку и маску на пострадавшего, закрывают открытые участки тела и переносят на руках в безопасное место.

2 эстафета. По команде «Газы» участники закрывают лицо маской, первый участник одевает сумку, одевает мешок и прыгает до конца зала. Прибегая к другим участникам, передает мешок и сумку.

3 эстафета. По команде «Газы» капитаны одевают противогаз. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

  1. Заключительный этап

А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Выявляется команда победитель. Награждение.

  1. Рефлексия

Понравился ли вам наш классный час? Что мы повторили? Какая из станций понравилась больше всего и почему?


Помните:

  • Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!

  • Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее