«Мы – дети Земли» в начальной школе
Тема: Мы – дети Земли.
Цели: 1. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и ее роли в жизни людей, дать информацию о Всемирном Дне Земли (22 апреля).
2. Способствовать формированию и развитию основ экологической грамотности, развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
Оборудование: мультимедийная презентация, стихи русских поэтов по теме, плакат «Мы –дети Земли» с изображением Земли посередине, листы белой бумаги для каждого ребенка.
Ход классного часа.
I. Орг.момент.
Проверка готовности к уроку. Звучит песня «Притяжение Земли» (1 куплет и припев.) (Слайд 1)
II. Устный журнал.
- Ребята, в последнее время мы часто слышим слово «экология». В энциклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище».
- А что мы называем общим домом? (Природу, планету Земля).
- Верно. 22 апреля – праздник, который знают во всем мире – День Земли. (Слайд 2)
(Звучит стихотворение Р. Рождественского)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
- Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы. (Слайд 3)
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
- Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.
(Страницы комментируют ученики, заранее подготовившие сообщения.)
Страница 1. «Почва». (Слайд 4)
Сообщение: Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могут, а вот без плодородной почвы – нет. Мусорных свалок, массовой вырубки лесов не должно быть! Один сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет! Мы должны беречь и охранять нашу почву. (Слайд 5)
- Ребята, а что должен делать человек, чтобы сохранить почву для потомков? Какие предложения вы могли бы внести по сохранению плодородных почв, если нельзя избежать нарушения? (Снимать аккуратно плодородный слой и перевозить в места, где почвы плодородны. Нужно восстанавливать слой почвы там, где ранее велись работы по добыче полезных ископаемых.)
Страница 2. «Вода». (Слайд 6)
- (Звучит стихотворение А.Плотникова «Черные пятна».)
Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету –
Чёрные, сотрешь ли, человек?
- Ребята, почему океан «звенит набатно»? Что такое «набат»? (Набат – удары в колокол как сигнал тревоги. Люди загрязняют океан, он просит помощи.)
- О каком загрязнении идет речь в этом стихотворении? (Загрязнение нефтью.) (Слайд 7)
- А почему нефтяные загрязнения губительны для всего живого? (Нефть пленкой покрывает воду, перекрывая доступ кислорода для обитателей водоемов. Гибнет все живое.)
- Человек отходами загрязняет водоемы. Происходят экологические катастрофы.
Сообщение: Фосфатные заводы в африканском городе Того сбрасывают ядовитые отходы в море. Это самый дешевый способ избавляться от вредных веществ, но как долго море сможет принимать смертельные яды?! (Слайд 8)
- 23 марта 1989 года на Аляске танкер «Эксон Валдиз», груженый нефтью, напоролся на рифы. Случилась экологическая катастрофа. Более 44 млн тонн нефти вытекло в море. Погибли тысячи уток, крабов, рыб, медведей, орлов и других обитателей моря и суши. После очистки от нефти понадобиться не один десяток лет, чтобы акватория приобрела прежний вид. (Слайд 9)
- Что же должен делать человек, чтобы сохранить чистоту воды для потомков? Что вы можете предложить для сохранения мирового океана? (Не выбрасывать в воду отходы, нефть, ставить на предприятиях очистные сооружения, использовать воду экономно.)
Страница 3. «Растения и животные». (Слайд 10)
Сообщение: Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу. (Слайд 11)
- В нашей Воронежской области многие растения и животные охраняются государством. Одни из них– Дрофа и ушастый ёж –. (Слайд 12), Серый журавль и тетерев ( Слайд 13), Речная выдра и русская выхухоль ( Слайд 14)
- А как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды? Что вы можете предложить для этого? (Создавать заповедники, оранжереи; не рвать растения в природе, не убивать животных.)
(Звучит стихотворение Э. Мошковской.) (Слайд 15)
На заре зеленую березку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом. В шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал.
Только кто-то, ласковый и мудрый,
Рану у нее забинтовал.
И ушел, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
И огонь, ликующий, зеленый
С той поры в ветвях ее не гас.
Очень уж хотелось знать спасенной,
Кто ее от верной смерти спас.
- Ребята, для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь. (Слайд 16)
- Активисты «Гринпис» пытаются помешать захоронению радиоактивных отходов в море, сжиганию отходов, борятся за чистоту природы. Членам этой организации удалось добиться международного соглашения о запрете сжигания отходов с 1994 года.
III. Итог.
- Вот мы и перелистнули очередную страницу нашего устного журнала. Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано. (Слайд 17)
( Учащиеся читают стихотворение М. Дубина)
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.)
- Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже.)
- (Слайд 18. )Ребята, желаю вам быть внимательными к друг другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету! На этом наш классный час окончен.