Классный час ко Дню Знаний и Урок гражданственности и патриотизма
«Саналы ұрпақ - жарқын болашақ»
Цели:
1. Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность.
2. Помочь быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул.
3. Познакомить учащихся с понятиями в сфере благотворительной деятельности;
4. Формировать положительное отношение учащихся к благотворителям, спонсорам, меценатам, волонтерам на основе конкретных судеб людей;
5. Создавать условия для организации благотворительной деятельности.
Ход классного часа
Дорогие ребята! Слайд 1-2
Сегодня мы собрались на первый общий праздник – День знаний! Интересно, все ли собрались на наш праздник? Давайте проверим.
-Старательные милые девочки здесь?
-Умные красивые мальчики здесь?
Ребята, вам нужно встать и послушать ваши обещания, и если вы с ними согласны, произнести фразу «Обещаем!»
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?
Учебники, книги, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке – обещаете?
Друзьями хорошими, верными стать,
Товарищам всюду своим помогать – обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, вранье
Не пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?
Новый учебный год будет отмечен знаменательными событиями: Слайд 3
- 2019 год провозглашен в Казахстане Годом Молодежи, в СНГ - Годом Книги.
-2020 год знаменателен празднованием 175-летнего юбилея Абая Кунанбаева. 2020 год провозглашен в нашей стране Годом волонтеров.
Наш первый классный час я бы хотела начать со стихотворения
Слайд 4
Живу, как умею. Живу, как могу,
Путем мне начертанным, прямо иду.
Не прячусь от трудностей, верю в добро
И очень хочу, чтоб всем людям везло.
Люблю добродушных, а подлых боюсь,
Людей «толстокожих» всегда сторонюсь.
Неравнодушных людей я люблю
И сердцем тянусь к их теплу и огню.
Открыта душой я земной красоте,
Все добрые люди. Братья вы мне!
Как вы поняли о ком и о чем это стихотворение? (ответы детей).
Да ребята, о таких людях мы и поговорим сегодня. Добровольчество или волонтерство является неотъемлемым элементом современного общества. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество – фундамент гражданского общества.
Волонтеры. Анна Киященко (читает ученик)
Пусть дел не видят миллионы,
Но руки их спасают жизнь.
Со всей душою волонтеры
Стараются исправить мир.
В сердцах таких нет безразличья,
Душа наполнена теплом;
Они не делают различий
Между собакой и котом.
Волшебников на свете много.
Творят по своему они:
Кто шьет, кто вяжет понемногу,
А кто-то пишет вот стихи.
Но те, кто сохраняют жизни
Бездомных, кинутых зверей -
Волшебников не сыщешь лучше
Среди талантливых людей.
И пусть не видят миллионы
Как руки помогают жить,
Со всей душою волонтеры
Стараются исправить мир.
Слайд 5. Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Слайд 6. Как вы думаете, почему люди становятся волонтерами?
Волонтерство – возможность сделать мир счастливее.
Волонтерство – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.
Волонтерство – это встречи с интересными людьми.
Волонтерство – это получение навыков, которые могут пригодиться в повседневной жизни.
Ребята, сегодня мы познакомимся:
Слайд 7 –с заповедями волонтеров;
Слайд 8 – с девизом волонтеров;
Слайд 9 Направлениями волонтерской деятельности:
Просмотр мультфильма «Рука помощи» Слайд 10
Слайд 14. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Передай добро по кругу», мы с вами сегодня поучимся быть волонтерами.
Мы с вами будем кидать мяч друг другу. Тот ученик, у которого окажется мяч, должен ответить на вопрос: «Что я могу сделать, как волонтер сегодня?»
Ребята, я думаю, что каждый из вас понял значимость и необходимость волонтерского движения.
Стихотворение о добровольцах (читает ученик)
Труд добровольцев важен, нужен,
Они меняют мир порой
Тем, что в дожди, жару и стужу
Поддержат дружеской рукой.
Не ждут оплаты, поощрения,
Спокойно отдают свой труд.
У них такая точка зрения,
Они так чувствуют, живут.
Спасибо тем, кто помогает
Всем, кто слабей. Извечно так:
Кто чувствует и понимает,
В тех доброта — отличья знак.
Словесное рисование портрета волонтёра.
Каждой группе я даю карточки, на которых напечатаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтёра и объясняете свой выбор.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
заботливый | справедливый | отзывчивый |
добросовестный | вежливый | жизнерадостный |
понимающий | доброжелательный | честный |
самолюбивый | грубый | мстительный |
жадный | завистливый | злопамятный |
Вы начинаете словами:
- Мы считаем, что волонтёр должен быть ….
- Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.
-А почему вы не все карточки использовали? (на них написаны плохие качества)
- Может быть таким волонтёр? Нет
- Правильно!!!
Виды волонтёрства
- Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?
Дети перечисляют. (Учитель может добавить: волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры)
Территория Казахстана и длинна и широка,
Да и численность в стране, скажу, довольно велика.
И вот среди казахстанских граждан молодежь такая есть,
Волонтерами зовут их, и талантов в них не счесть.
Внутри людей огонь бессмертный добра и сострадания,
И трудности им нипочем – исполнят все задания!
Ведь если силы есть – нельзя им пропадать,
А лучше тратить их во благо – людям помогать.
Приятно видеть счастье радости в глазах детей,
И мир от этого становится светлей.
Ведь так приятно людям помогать,
И не за деньги, без награды – просто так!
Спортивное волонтёрство
- А я хочу поговорить с вами о спортивном волонтёрстве.
- Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т.д.)
- А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?
Ответы детей.
- Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, Олимпийский чемпион!
Не так давно завершились зимние Олимпийские игры 2018 года в Корее. Совсем недалеко до летней Олимпиады в Японии, которая планируется на 2020 год. Для нормального проведения такого грандиозного спортивного мероприятия, как Олимпиада, потребуется много помощников, так называемых волонтёров.
Слайды презентации
- Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках. И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов.
- И сразу, вслед за основной Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.
- Ребята, кто знает, что это за соревнование? (Соревнование спортсменов-инвалидов)
Эксперимент
- Давайте проведем небольшой эксперимент. Выходите, становитесь в круг.
- Я буду давать вам задание, а вы будете выполнять.
1 задание: Заведите за спину обе руки. Сомкните их в замок. А теперь попытайтесь поправить прическу, расстегнуть себе пуговицу.
- Получилось? Почему?
2 задание: Закройте глаза. Скажите, какой предмет у меня в руках?
- Удалось назвать предмет? Почему?
3 задание: Учитель говорит на языке жестов «У меня есть мама»
- Вы поняли, что я сказала? Почему?
4 задание: Подогните правую ногу. Попрыгайте на месте. А можете вы также, на одной ноге, добраться до своего дома? Почему нет?
- Спасибо. Садитесь, ребята.
- Легко ли вам было выполнять задания? Почему? (Нам не хватало части тела или органа)
- Т.е. вы были ограничены в своих действиях.
- Так что же является главным в жизни для человека? (Физическое здоровье)
- А легко ли спортсменам-инвалидам? (им очень трудно)
- Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов.
-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, поэтому существует еще один вид – это инклюзивное волонтёрство. Это поддержка и оказание помощи людям-инвалидам. Слайд 11
Моделирование добрых дел.
А какие добрые дела мы можем совершить всем классом? Кому нужна наша помощь?
(Ответы детей)
(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Практическая работа
(Дети делают закладки для 1 класса)
Жест «Дай пять!» Слайд 12
-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»
-Этот жест сейчас мы выполнили в знак того, что вы выполнили эту работу и довольны этим.
- И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.
-Всё что вы сделали, я заберу с собой и передам учащимся 1х классов нашей школы.
Рефлексия.
Слайд 13
а) Синквейн со словом Добро (работа в группе )
Пример синквейна Слайд 14
б)Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Мы должны помнить, что добро и добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, а ещё наших домашних животных, да и самой природы. Давайте дарить добро людям и
Слайд 15 Исполнение песни «Дорогою добра»
Напутственное слово учителя: Слайд 16
Третий год учения!
Опыт есть и знания,
Трудно, без сомнения,
Но нужно старание!
Третий год труднее,
Третий - важный год.
Вслед за ним скорее,
Легче все пойдет!
Третий год учения!
Коль его освоишь,
Всех наук значение
Без проблем усвоишь!
Словом, третьеклассник,
Всем примером будь!
Пусть всегда лишь добрым
Твой школьный будет путь!