«Зимний фестиваль знаний 2025»

Игра-тренажер "Считаем до 10"

Классныйчас предназначен для учащихся 1 классов в их первый деньв школе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Вопросы-ответы по праву в образовании

http://www.school.edu.ru/faq.asp?ob_no=12956

На вопросы отвечает:

Е.Л. Болотова д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО

Урок физкультуры.

Имеют ли право учащиеся 9 классов сдавать по выбору ОБЖ или физическую культуру?

Рекомендуем Вам по данному вопросу обратиться в орган управления образованием, субъекта РФ, на территории которого находится Ваша школа. Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 N 1075 "Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации".

Возможно ли деление на подгруппы менее 25 человек в классе? Какими нормативными документами можно руководствоваться. Может ли управляющий совет вынести решение на деление на подгруппы, правомерно ли это?

Да, деление классов на подгруппы относится к компетенции школы См. п.31 Типового положения об общеобразовательном учреждении, Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
Да, управляющий совет школы может вынести такое решение. В данной ситуации необходимо правильно оценивать финансовую политику организации.

Всеобуч по плаванию (36 ч) для учащихся 2-х классов вводится за счет уроков физической культуры или внеурочной деятельности по ФГОС?

Это право школы, выбирать программу обучения по физической культуре. Можно концентрироваться по конкретному виду спорта, можно исходить из ФГОС, в котором определены предметные результаты изучения области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" (см. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
Можно формировать умения выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, а можно сконцентрироваться на изучении приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Ранее в Приказе Минобразования РФ от 30.06.1999 N 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" плавание конкретно упоминалось как вид спорта, который надо осваивать учащимся. Теперь такой конкретики нет. Школа сама определяет спектр дисциплин, которые можно рекомендовать учащимся исходя из своих возможностей. Если в школе или рядом со школой есть бассейн. То разумно будет обучать детей навыкам плавания.
Плавание вводится не вместо чего-то, а в качестве одного из видов спорта, с которым учащиеся знакомятся на предмете физическая культура и спорт.
Общее расписание занятия по основной программе должно включать урочные и внеурочные формы. Продолжительность учебного дня для учащихся 2 классов не должны превышать – 26/23 часа в неделю при 6-ти/5-ти- дневной учебной неделе (см. п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Есть приказ Министерства образования и науки РФ от 2.09.2013 № 1035 о признании недействующим письма от 14.11.1988 № 17-253-б об индивидуальном обучении. С 1 сентября в школе утверждён учебный план на 8 часов в неделю. По какому плану и как учить сейчас детей, которые находятся на индивидуальном обучении и сколько часов в неделю должна быть нагрузка? Как быть с физической культурой?

Отмена письма не должна Вас беспокоить, поскольку письмо было издано до принятия закона РФ «Об образовании», а с принятием Конституции РФ (1993) стало относиться к документам, имеющим только рекомендательный характер. Поскольку и в законе РФ «Об образовании» (1992) и в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) гарантируется получение образования на основе индивидуального учебного плана, то и нужно опираться на нормативный правовой акт.
Порядок предоставления образования по такому плану, количество часов, нагрузка учителей школа определяет самостоятельно. В данном случае важно, чтобы учащийся освоил программу в соответствии с ФГОС и в объеме не менее, федерального компонента ФБУП (Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312).

Обязан ли ученик 11 класса общеобразовательной школы, освобожденный от занятий физкультурой с 4 класса (инвалид) проходить промежуточную аттестацию по физкультуре путем сдачи устных зачетов? Какая нормативная база для этого?

Да, это возможно, в том случае, когда учащийся освобожден от практических занятий по дисциплине «физическая культура».
Обязательность изучения такой дисциплины определяется Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Здравствуйте! Хотелось бы узнать максимально возможные нагрузки для учеников пятого класса в 2013 г., и обязательно ли посещать факультативные занятия, если они идут седьмыми уроками, а то и восьмыми, при том что каждый день и так шесть уроков?

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 СанПиН 2.4.2.2821-10. Пятый класс занимается при шестидневной учебной недели – 32 часа в неделю, при пятидневной -29 час.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков.

Согласно Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В этом случае общая продолжительность учебного дня учащегося не меняется.

Организация факультативных занятий относится к компетенции школы. Важно помнить, что давно сложилась практика организации факультативов в школе (см. письмо Минпроса СССР от 16.01.1975 N 3-М "О введении "Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе").

Факультативные занятия имеют целью углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей учащихся

Факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 35 часов (1 час в неделю - в течение года или 2 часа в неделю - в полугодие).

В группы по изучению факультативных курсов учащиеся зачисляются по их желанию.

Учащимся не рекомендуется изучать более двух факультативных курсов одновременно.

Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием и проводиться до или после уроков. В зависимости от местных условий (расстояние от места жительства до школы, размещение учащихся в интернате и др.) может быть предусмотрен перерыв для отдыха школьников между обязательными занятиями и факультативами.

При проведении факультативных занятий должны найти применение различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы самостоятельной работы учащихся.

Педагогический совет, учитывая пожелания учащихся и наличие реальных возможностей, утверждает перечень факультативных курсов на предстоящий год.

Наполняемость групп определяется директором школы в зависимости от специфики факультативных курсов, но не менее 10 человек в группе.

При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается проведение отборочных испытаний и проверок.

Зачисление учащихся в группу по изучению факультативного курса производится учителем, ведущим факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора школы не позднее 10 сентября (или 10 января).

Должна ли быть в аттестате отметка по физкультуре, если ученик обучался по состоянию здоровья на дому и в индивидуальном плане не было физкультуры. Ребенок в 9-м (ДЦП) классе, даже если в индивидуальный план внести предмет физкультура, основания для выставления оценки не будет, т.к. не набирается 64 часа. Что делать? И еще как в индивидуальный план внести все учебные предметы БУП?

Если в учебном плане такой дисциплины нет, то в аттестат она не выставляется. Однако надо помнить, что данный предмет входит в ФБУП, следовательно, исключать его из индивидуальных учебных планов нельзя. Надо заменить форму аттестации: с практики на теоретическое обучение.

Здравствуйте! Хотелось бы узнать, при каких температурах в школе разрешены занятия?
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 температура воздуха в учебных помещениях, актовом зале, столовой, рекреациях, вестибюле, гардеробе должна составлять - +18...+24 °C; в залах для лечебной физкультуры, залах для проведения физкультурных занятий - +17...+20 °C; спальных и столовых-игровых помещениях - +20...+24 °C, в раздевальных физкультурного зала - +20...+22 °C, душевых - +25 °C.
В игровых помещениях для детей дошкольного возраста, размещенных на первом этаже, в холодный период года температура пола должна быть не менее +22 °C.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 1 - 2°.


Кто должен и (или) может выдавать медицинский допуск к спортивным соревнованиям (турнир, Первенство, Спартакиада т.п.) различных уровней (школьный, муниципальный, региональный, республиканский) обучающимся МБОУ ДОД ДЮСШ? Собственный врач в школе отсутствует. Какими нормативными актами регулируется данный вопрос?

Все зависит от требований конкретного соревнования. Учащиеся обязаны иметь книжку спортсмена, в которой указаны результаты медосмотров и допуска к соревнованиям. Как правило, это осуществляют специализированные диспансеры, далее, накануне соревнований медосмотр проводит медработник школы, а во время соревнований допуск подписывает врач, который завялен протоколом мероприятия.
См. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий"; Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры".
Согласно Приказу КФК РФ от 01.04.1993 N 44 "Об обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом" запрещается допуск к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям занимающихся физической культурой и спортом, не прошедших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших на учебно-тренировочный сбор без соответствующей медицинской документации, не получивших разрешения врача к занятиям и соревнованиям после перенесенных травм и заболеваний. Запрещается проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований в сложных метеорологических условиях, в отсутствие медицинского персонала и без санитарного транспорта.
Если в учреждении нет медработника, то надо общаться в поликлинику, которая обслуживает территорию, на которой находится образовательное учреждение, для проведения такого медосмотра учащихся накануне соревнований.



Имеет ли право школа освободить от уроков физкультуры ученика на основании заявления родителей по религиозным мотивам? Предмет "физ. культуры" является обязательным для изучения. Медицинской справки на освобождение нет. Что желать школе? какой нормой закона пользоваться?

Нет, религиозные мотивы не являются основанием для освобождения учащегося от уроков физической культуры в государственном (муниципальном) образовательном учреждении. Школа обязана соблюдать требования Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"; Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", согласно которым дисциплина «физическая культура» является обязательной для изучения всеми учащимися, даже теми, которым рекомендовано освобождение от практических занятий.

Напомним, что согласно ст. 14 Конституции РФ религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Следовательно, в государственных (муниципальных) школах действуют в первую очередь светские нормы организации образовательной деятельности.

Освобождение учащегося от занятий по физической культуре по религиозным мотивам можно рассматривать как демонстрацию принадлежности человека к определенной конфессии. Конституции РФ установлено равенство всех религиозных конфессий в отношениях с государством и указано на невозможность закрепления какой-либо государственной (обязательной) религии.

Согласно ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Согласно ст. 16 этого Федерального закона богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются только в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Школы не отнесены к тем организациям, в которых допускается беспрепятственное соблюдение религиозных обрядов, к которым можно отнести ношение одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность учащегося.

В рамках учета особенностей религиозного воспитании учащихся в семье можно разрешить на уроке физкультуры ношение спортивной формы, ограничивающей отрытые участки тела, но при этом не надо забывать о гигиенической пользе такой одежды.

Вопрос относится к компетенции школы.

Расписание уроков составлено в соответствии с Санитарными нормами. Уроки физической культуры поставлены 4, 5, 6-м уроком в расписании, но т.к. учителя ФК два, в спортивном зале почти всегда занимается по два класса, причем 1, 2, 3-м уроком зал свободен. Во вторую смену, так же, приходим к 4 уроку, что бы провести два класса в зале одновременно. Разве так должны соблюдаться санитарные правила, когда дети от них явно страдают, в зале занимаются одновременно начальное и среднее звено?

Все зависит от того как читает ваша администрация СанПиН 2.4.2.2821-10. Нельзя абсолютизировать те нормы которые рекомендованы, и игнорировать те нормы, которые построены в императивном (строгом) предписании. Так в СанПиН 2.4.2821-10 указано, что 1) при составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами (пункт 10.8.).

2) Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

3) Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (пункт 10.20).

4) Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы (Приложение 3).

Ваша администрация почему-то не обратила внимание на п. 10.8 СанПиН, а акцентировало выполнение рекомендательных норм (приложение № 3 СанПиН 2.4.2821-10). Таким образом, уроки физкультуры могут быть и 1-3-ми, и 5-7-ми уроками.

Мальчик из 6 класса отказался от разминки с 3-х килограммовыми гирями (16 упражнений), т.к. болят мышцы пресса. Учитель не разрешила работать дальше и поставила "2" за урок. Имеет ли учитель право заставлять ребенка заниматься гирями, а в случае отказа ставить 2 за весь урок?

Этот вопрос надо обсуждать в присутствии директора школы, т.к. оценка действия учащегося некорректна. Следует поинтересоваться на основании какого локального документа выставляются оценки в школе. Вопрос относится к компетенции школы. Учитель имеет право применять только педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (п.5 ч.1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Существует ли единая система оценивания детей, освобождённых на год от занятий физкультурой по состоянию здоровья?

Нет, такой системы не существует.

При оценивании знаний, умений, навыков по предмету "физическая культура" вправе ли учитель физкультуры выставить оценку 2 за появление на уроке без спортивной формы или неоднократное отсутствие формы? В каких нормативных актах можно найти ссылку по данному вопросу?

Все зависит от того какие нормы вы включили в Положение о критериях оценивания достижений учащихся. В нашей стране с 1944 года применяется пятибалльная система оценки.
Двойка уже предполагает, что ученик сделал нечто иное чем, действия, оцениваемые на «единицу». Возможно за отсутствие формы, которое можно расценивать как неготовность к уроку, лучше ставить «единицу», а не «двойку»?! Тогда каждый учитель должен будет придерживаться этого требования. Нет линейки, тетрадки, ручки, учебника – единица в дневник!
Однако критерии оценивания должны быть объективными. Оценивать нужно именно умения, навыки и знания, именно достижения ученика. Разрабатывает их школа самостоятельно. На федеральном уровне никаких внятных рекомендаций по этому поводу нет. С учетом вступления в силу ФГОС нового поколения оценка вообще носит комплексный характер (предметные и метапредметные знания, а также личностные достижения). Наиболее приближенная к требованиям ФГОС модель оценки описана только в Письме Минобрнауки России от 22.08.2012 N 08-250 "О введении учебного курса ОРКСЭ".

Правомерно ли проводить уроки физкультуры совместно 1+4 класс, и 2+3 класс? И как такие уроки должны оплачиваться?

В отношении правильности установления оплаты труда рекомендуем обращаться в Гострудинспекцию.

В отношении объединения классов руководствуются СанПиН 2.4.2.2821-10. Объединение классов допускается только в малокомплектных классах начального образования. Так в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Наполняемость классов-комплектов

 

Классы, объединяемые

в класс-комплект

Количество обучающихся

в классе-комплекте

1 + 3

8 - 10

1 + 2

8 - 10

1 + 4

8 - 10

2 + 3

10 - 12

2 + 4

10 - 15

3 + 4

10 - 15

По учебному плану школы во 2 классе 3 часа физической культуры. С ноября по апрель 2 часа будут проводиться в бассейне, который расположен в другой школе. В остальное время (сентябрь, октябрь, май) все уроки физической культуры проводятся у нас в школе. Администрация школы на наш вопрос, на каком основании занятия физической культурой переносятся в бассейн, отвечает, что это распоряжение комитета по образованию. Кроме того, получается двойная оплата за эти часы – получает зарплату и наш учитель (он только сопровождает детей) и тот тренер, который проводит занятия. Скажите, могут ли родители потребовать отменить занятия в бассейне и оставить эти занятия в школе? На какой документ нужно сослаться?
Этот вопрос следует обсуждать на управляющем совете школы. В данном случае вопрос касается не только здоровья детей, занятости педагогов, но и финансового положения школы. Администрация школы обязана познакомить членов управляющего совета с расходованием средств на образовательную программу и показать, что все средства реализуются на основании нормативных правовых актов субъекта РФ, на территории которого находится Ваша школа.
Отметим, что выбор внеурочных форм учебных занятий, а также видов спорта, которые школа может включать для ознакомления учащихся в программы по физической культуре и спорта, школа осуществляет самостоятельно (см. ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Недобросовестное выполнение требований ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» может повлечь для школы и ее директора административную ответственность (ст. 5.57, 6.7. КоАП РФ).

Ребенок освобожден от занятий по физкультуре. У него нет оценки по физкультуре. Есть ли альтернатива, чтобы получить оценку. Может ли преподаватель давать теорию и спрашивать? Правомочна ли тогда будет оценка по физкультуре, ведь все-таки этот урок предусматривает и занятия бегом, прыжки и т.д.?

Оценка по физкультуре должна быть обязательно, т.к. эта дисциплина входит в федеральный компонент учебного плана. Если ребенок по назначению врача освобожден от физкультуры, то имеется в виду исключено практические занятия. Однако каждый школьный предмет, в том числе физическая культура предполагает и теоретическую часть занятий. Ваш ребенок может быть аттестован именно по теоретической части учебной программы.

Если у ребенка освобождение от физкультуры (палеотрит), оценивая только практические задания, ставить "5" за четверть, год? 2) У ребенка диагноз"сахарный диабет", не посещает уроки физкультуры, что делать в этом случае, он ведь остается не аттестованным?
1) В такой ситуации надо оценивать учащегося по теоретической части. Да, ставить «отлично, если это выполненная на «отлично» учеником работа. Критерии оценивания разрабатывает школа. Если сомневаетесь, то обсудите на педсовете проблему оценки достижений учащихся в разных ситуациях. 2) Аттестовывать по теоретической части Вашей дисциплины.
См. Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"; Письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"; "Использование физической культуры и спорта для подростков в оздоровительных целях. Методические рекомендации" (утв. Минздравом СССР 09.12.1986 N 10-11/127).
Возьмите из этих писем текст и положите его в основу Положения об оценивании достижений учащихся по физической культуре, тогда и при проверке не будут возникать вопросы к Вам.

В школе один спортивный зал. Уроки физкультуры стоят одновременно в 2 классах 10 и 11. Учителя разные. Возможно ли такое?

Этот вопрос относится к компетенции школы. Возможно, это большой зал и он позволяет проводить занятия одновременно с двумя классами. Надо смотреть документы школы.

Допускается ли объединение на уроки физкультуры обучающихся 10 и 11 класса, если в 10 классе - 6 учащихся, а в 11 классе - 1 учащийся. Как обучать учащегося 11 класса игре в спортивные игры, если это командная игра?

Обучение игровым видам спорта - это уже методика предмета.
В отношении объединения классов на уроке физкультуры законодательство не содержит каких-либо разрешений, но в Вашем случае это объективная позиция. Поскольку вопрос организации учебного процесса относится к компетенции школы (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»), то в таком случае именно ваша школа должна взять на себя ответственность по такой процедуре.

Мой ребенок имеет врожденный порок сердца. По медицинским показаниям 1 год назад была определена в подготовительную группу. Сейчас рассматривается вопрос о переводе ребенка в специальную группу. Прошу Вас ответить, какие требования к квалификации педагога предъявляются в действующем законодательстве, с тем, чтобы он имел право проводить занятия физкультурой у детей с соответствующими заболеваниями. В сентябре 2013 г. у ребенка сменился учитель физкультуры. Я разговаривала с учителем, объясняла ей особенности заболевания моего ребенка. Но недавно узнала, что на уроках физкультуры ребенок занимается по той же программе, что и здоровые дети, без каких либо ограничений. Участвует в соревновательных мероприятиях на уроке, хотя это запрещено прямым указанием в медицинских документах ребенка

Такие нарушения следует обсуждать не с учителем, а на основании вашей письменной жалобы с директором школы. В данной ситуации учитель явно нарушает ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» и рекомендаций Письма Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" ; Письма Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" (вместе с "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации") Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.


Дети должны сдать зачет по физкультуре, а кто не сдаст зачет, к экзаменам не допускаются. Как тогда быть в этой ситуации, и прав ли педагог?

В данной ситуации Вам надо помнить, что предмет «физическая культура» входит в федеральный компонент Базисного учебного плана и является дисциплиной, которая относится к обязательному изучению. Если учащийся не аттестован хотя бы по одному из предметов учебного плана, то педагогический совет школы не может его допустить к прохождению государственной итоговой аттестации. В этом случае обучающийся с согласия родителей оставляется на повторное обучение. Если выпускник достиг 15 лет, то у него есть право отчислиться из образовательного учреждения с согласия его родителей.
Отметим, что ученики, которые освобождены от практических занятий по физической культуре, должны быть аттестованы по теоретической части этого предмета.



Скажите, пожалуйста, имеют ли право школа у детей 4 класса уроки физкультуры на лыжах проводить в лесу?
Смотря какой лес. В неделю должно быть всего 3 урока физкультуры. А вот площадку, на которой поводится урок физкультуры обязаны оценивать сама школа и орган управления образованием, которому подчиняется школа. Возможно в лесу, о котором вы говорите, все создано для занятий спортом: освящённая трасса, проложенные маршруты, хороший обзор пространства, в котором дети занимаются лыжами и другие показатели, которые необходимо учитывать для занятия в подобных условиях.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы

Ребёнок полностью освобождён от физкультуры (врождённое заболевание). Посещаем занятия ЛФК, там и аттестовываемся (есть справка специально для школы, где чётко прописано с какого периода мы ходили на занятия и выставлена оценка). Но учитель всё равно требует, чтобы мы написали какой-то доклад.

Вам надо обратиться к директору школы с заявлением о зачете результатов аттестации по ЛФК для уроков по физической культуре. В подобной ситуации руководитель школы должен издать отдельный приказ.


Если студент освобожден по медицинским показаниям на месяц от физкультуры, должен ли он отрабатывать эти пропущенные занятия? И еще, студент посещает занятия, но не выполняет нормативы, может ли преподаватель физкультуры выставить ему зачет или должен бесконечно принимать нормативы? Есть ли какие-то нормативные документы по этим вопросам ?

Данный вопрос регулируется локальными актами Вашего учреждения. Отметим, что студент освобожден не от физкультуры, а от практических занятий. При невозможности сдавать нормативы, надо обсудить с администрацией факультета как пройти аттестацию по данному предмету по теоретической части. Рекомендуем Вам обратиться за разъяснениями к декану факультета или заведующему кафедры, которая реализует данную учебную дисциплину.

Какими нормативными документами регламентируется количество часов, отведённых на внеклассную работу по физической культуре?

На федеральном уровне такой норматив не определен. Данный вопрос находится в компетенции органов власти субъекта РФ. Вопрос о необходимости оплаты такой работы всегда был под контролем государственных органов власти. Например, в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.09.1981 N 890 "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта". Министерству финансов СССР было поручено с 1982 года выделять средства на оплату внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах с 30 и более классами в размере полной ставки учителя, а также предусматривать постепенное увеличение норм расходов на физическое воспитание учащейся молодежи. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР 3.09.82 N 59-М "О порядке оплаты за внеклассную работу по физическому воспитанию учащихся", в соответствии с которым такая работа оплачивалась, утратило силу в 1991 году. После уточнения нормы рабочего времени и продолжительности рабочего времени педагогических работников (Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений") практическая реализация нехватки преподавательских часов стала восполняться разного рода дополнительными педагогическими нагрузками. Так в случае невозможности обеспечения педагогов полной учебной нагрузкой, но с учетом гарантии выплаты заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных п. 2 Постановления № 191, режим рабочего времени определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группах продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа, объем которой регулируется учреждением. Указанные формы догрузки педагогической работы не подлежат дополнительной оплате, т.к. входят в тарификацию учителя как часы педагогических занятий

Обязательно ли учителю писать поурочный план к каждому уроку, какой документ регламентирует это требование?

Этот вопрос регулируется локальными актами о делопроизводстве и внутришкольном контроле в школе. Заметим, что ни в одном федеральном акте не содержится норма об обязательности наличия у учителя поурочного планирования и требований к его оформлению.

Какова максимальная температура на уроках физической культуры на улице летом для обучающихся 5 - 11 классов?

Такие нормативы санитарными нормами и правилами для общеобразовательных учреждений не установлены. В конкретных случаях температурный режим, при котором проводятся занятия по физической культуре для школьников на улице, определяют органы власти субъекта РФ.

Если областные и Всероссийские соревнования включить в темы рабочей программы, то как отражать это в журнале? Занятие у нас 2х45 мин., а на соревнования мы выезжаем на несколько дней. Та же самая ситуация и с учебно-тренировочными выездами. Поставить в журнале больше 2-х часов я не могу, а если вообще не фиксировать походы и соревнования, то я не успеваю выдать программу. Как поступить в этих случаях?

Вопрос регулируется локальными актами образовательного учреждения. Сопровождение детей на соревнования вам должны представляться как командировка. Распределение часов для зачета их нагрузку устанавливается локальными актами учреждения. Таким образом, в учебную нагрузку можно включить как аудиторные занятия, так и работу педагога со своими воспитанниками на выезде в период соревнований.

Администрация школы требует аттестовать учащихся по физкультуре, временно не посещающих уроки (по состоянию здоровья или пропускавших без уважительной причины), спрашивая у них теорию. Правомерно ли это. Если да, то, пожалуйста, укажите нормативные документы, где об этом сказано?

Да, это правомерно, поскольку Ваш предмет включает не только практическую часть, но и теоретическую. Аттестацию таких детей можно провести в плане сформированности у них организационных навыков, например, при проведении разминки, зарядки. Где, если они знают комплекс упражнений, смогут отдать соответствующие команды для детей или продемонстрировать эти команды и объяснить назначение тех или иных упражнений. Им можно предложить составить комплекс упражнений и оформить это соответствующим образом. Вариантов аттестации таких детей может быть много с учетом их физических возможностей. Рекомендуем Вам ознакомиться с "Методическими рекомендациями по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях", (утв. Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2008 N 206-ВС); Письмом Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой".

Учащейся отказывают в посещении урока физ-ры, т. к. у нее гр. здоровья "А". Правомерно ли это?

Нет, не правомерно. Учитель физической культуры в такой ситуации должен опираться на "Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях" и Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой".

Рекомендуем Вам обсудить проблему с директором школы

При какой минусовой температуре занятия физкультуры на лыжах не проводят?

В настоящее время такие требования устанавливаются актами органов местного самоуправления, но с 1 сентября 2011 температурный режим занятий по физической культуре на воздухе будет регулироваться новыми СанПиН 2.4.2 2821-10.

Какие существуют нормативы по физкультуре для учеников 4-х классов средней школы? При какой температуре допустимы занятия на лыжах? Если ребенок освобожден от занятий на лыжах по состоянию здоровья, какие требования может предъявлять учитель, чтобы поставить оценку? Мой ребенок учится на 4 и 5, а если он освобожден от физкультуры - от бега, прыжков, лыж, учитель ставит ему 3. Правомочны ли его действия?

В санитарных нормах и правилах, действующих для общеобразовательной школы, специальные нормы о температуре воздуха при проведении занятий на свежем воздухе отсутствуют. Руководствуются здесь распоряжениями администрации учреждения и пограничными СанПиН.

Так СанПиН 2.4.1.1249-03 для дошкольных образовательных учреждений рекомендует занятия на открытом воздухе организовывать с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия следует проводить при температуре воздуха до -15 град. С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия следует проводить в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой надо проводить на открытом воздухе.

СанПиН 2.4.3.1186-03 для образовательных учреждений начального профессионального образования рекомендует уроки по лыжной подготовке не проводить при температуре ниже -20 град. С без ветра и при температуре ниже -18 град. С при наличии ветра.

Если ваш ребенок освобожден от активных форм занятий по физической культуре, то следует ставить вопрос об отнесении его к специальной группе здоровья и требовать оценивания результатов в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 « Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; Письмом Минобразования РФ от 22.10.2003 № 14-55-1181ин/15 «О безотметочном обучении по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; Письме Минобразования РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»


 Можно   ли   заменить  в начальной  школе  " лыжи "  на   занятия   в   зале  по коллективному письму родителей класса, тем более, что  школа  не имеет специально отведённого места для хранения  лыж  и раздевалки для начальной  школы . Если да, то на основании какого документа.

Лыжная подготовка в начальной  школе  предусмотрена федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Ее замена  на   занятия   в   зале  возможна при наличии соответствующих погодных условий, препятствующих проведению  занятий  с  лыжами . Рекомендуем также обратиться в территориальное управление образованием.

Дочь заканчивает 11-й класс, все годы ходила на физ-ру, а последний год со 2-й четверти освобождена на весь год. Что будет в аттестате? Её заставляют сдавать теорию по физ-ре, а ей готовиться ещё по егэ по 5-ти предметам.

Да, в такой ситуации придется аттестовываться по теоретической части данного предмета, а то и к ЕГЭ не допустят. Рекомендуем Вам данную ситуацию обсудить с директором индивидуально.

Ребенку по мед. показаниям назначено посещать подготовительную группу по физкультуре. В справке: подготовительная группа (бег, прыжки ограничить в 2 раза, в соревн. не участвовать). В лицее рейтинговая система, 5 класс. Учитель ребенка к занятиям не допускает, т.к. не может оценить уменьшенную нагрузку, в графе по физ-ре грозит поставить "не аттестован". В письме МО РФ от 31.10.2003 нет критериев оценивания подготов. группы, только специальной. Правомерно ли не оценивать ребенка при рейтинговой системе? Рефераты, доклады, теоретич. часть не разрешается. Какими норм. документами пользоваться?

Вам надо данный вопрос решать не с учителем, а с директором лицея и если ситуация не прояснится с учредителем данного лицея. Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой" направлено на аттестацию учащихся, имеющих ослабленное здоровье, поэтому учитель имеет право на основании этого письма разработать процедуру аттестации учащихся как специальной, так и подготовительной групп.

Мы рекомендовали бы учителю обратить внимание и на "Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях"(утв. Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2008 N 206-ВС).


Выставляется ли в аттестат отметка по физической культуре?


Отметка по физической культуре обязательно выставляется в аттестат. Поэтому для каждого учащегося занятия по данному предмету становятся такими же обязательными, как и уроки по математике, истории, физики или химии. Данная оценка во многом зависит от исходного уровня физической подготовленности учащихся. Если при оценивании учебных достижений учащихся, имеющих основную группу здоровья в основу положены фактические результаты по видам спортивной подготовки, то для детей, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья основной акцент в оценивании учебных достижений делается на стойкую их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе специальной медицинской группы проводятся в декабре и апреле, второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле. Процедура оценивания и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий по физической культуре, определена Письмом Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123.


Ребёнок освобождён от уроков физкультуры на две недели после болезни. Учитель требует носить и одевать спортивную форму. Пишет в дневнике - не готов к уроку, ставит двойки. Это правомерно? Если да, то на основании каких документов?

Ученик действительно должен это время находиться в зале, только вот если он освобожден от практических занятий зачем одевать форму и сидеть весь урок в ней? Это не имеет смысла. Вопрос относится к компетенции школы, рекомендуем вам обратиться за разъяснениями к директору школы.
Двойка является оценкой за достижения учащегося. Если она выставляется за отсутствие формы, учащемуся которому противопоказаны практические занятия, то возникает вопрос о методах оценивания, которые применяет учитель. В школе должно быть положение об оценивании достижений учащихся на уроках физкультуры. Вот там и надо посмотреть в каких случаях ставится неудовлетворительная оценка.
Учитель физкультуры обязан соблюдать требования к уроку изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 и придерживаться рекомендаций представленных в следующих документах:
Письмо Роспотребнадзора от 29.12.2012 N 01/15199-12-23 "Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений"; Письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"; Приказ КФК РФ от 01.04.1993 N 44 "Об обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом" (вместе с "Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом"); Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой".






Внеурочная деятельность.

Посоветуйте, пожалуйста, каким нормативным документом руководствоваться, чтобы определить время проведения и количество детей в 1-3 классах на занятиях по внеурочной деятельности (ФГОС нового поколения)?

СанПиН 2.4.2.2821-10, устав школы, правила внутреннего распорядка.

Как оплачивается внеклассная работа по физкультуре? Подразумевает ли она какое-то определенное количество часов, какими нормативными документами она регламентируется?

Данный вопрос регулируется локальными актами образовательного учреждения.

Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 29.12.2010 года, в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: сентябрь - октябрь - 3 урока в день (по 35 минут) и т.д. В то же время по базисному учебному плану для первоклассников предлагается 20-21 час. Таким образом выпадают часы музыки, изо, физкультуры, технологии. Хотелось бы узнать, как недостающие часы оплачиваются учителю и как эти часы записываются в журнал, если все рабочие программы составлены на 33 недели? Должны ли входить в учебное расписание занятия внеурочной деятельностью?

См.: 1) п.16 Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; 2) п. 10.5 СанПиН 2.4.2821-10.

В отношении оплаты и распределения часов обращайтесь к директору школы.

Согласно Письму Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" (вместе с "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации") третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

В пункте 4 указанного письма поручено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, дать разъяснения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным учреждениям по введению третьего часа физической культуры за счет переноса одного часа из регионального (национально-регионального) компонента в федеральный компонент путем внесения изменений в региональный учебный план и учебные планы общеобразовательных учреждений.

Если Вы смотрели ФБУП, то, наверное, увидели, что для первоклассников региональный компонент не предусмотрен. Следовательно, перенос этого часа осуществить нельзя. Именно в этих целях предусматривают «динамический час».

С другой стороны в Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" указано, что часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю). Вот вам и экономия учебного времени.

Подскажите, пожалуйста, правда ли, что в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года внеурочная деятельность стала обязательной? И действительно ли обязательны все 10 часов, о которых сказали в школе, или достаточно нескольких?

Внеурочная деятельность обязательна не в соответствии с законом, а в соответствии с ФГОС общего образования.
Внеурочные занятия должны быть указаны в основном расписании занятий. Они являются составной частью образовательной программы школы, реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт.
Согласно п.16 Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В соответствии с п.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3. В табл.3 указаны часы для каждого класса при организация учебного процесса по шестидневной или пятидневной недели. Учебный день не должен превышать установленную нормативными правовыми актами продолжительность. Если вы обнаружили, что расписание учащегося не соответствует нормам Роспотребнадзора, то надо жаловаться в Роспотребнадзор, прокуратуру и орган управления образованием, которому подчиняется школа.
Понятие внеурочная деятельность не означает «дополнительное образование». Внеурочное – значит не в форме урока, а в иной форме: кружок, семинар, соревнование, экскурсия, диспут и т.п. Важно, чтобы при использовании таких форм обучения ребенок продолжал осваивать учебный материал по предмету.
Варианты организации внеурочной деятельности представлены в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

Какова должна быть предельная наполняемость группы при проведении внеурочных занятий в школе. Типовым положением об общеобразовательным учреждении (где 25 обучающихся), о дополнительном образовании (где не рекомендуется превышать 15), или СанПИН... Как я понимаю, внеурочная деятельность - это не одно и тоже, что дополнительное образование?

Внеурочная деятельность – это деятельность учителя в рамках конкретного предмета, осуществляемая в формах иных, чем урок (например, экскурсия, олимпиада, соревнование, смотр, игра и т.д.). Внеурочная форма определена ФГОС общего образования, следовательно, к ней применяются те же нормативы, что и к урокам. Наполняемость группы при внеурочном занятии должны быть такой же, как и на уроке.
См. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".



Подскажите, пожалуйста, при организации платных дополнительных занятий в школе нужен ли перерыв между учебными занятиями и дополнительными?

Да, конечно.
Согласно п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Имеют ли право в первом классе после основных 3 уроков ставить внеурочную деятельность (2 часа кружки, например, оригами и муз.школа), а затем 4 урок музыки или физкультуры. Уроки заканчиваются в 13.45. Если ребенок посещает вне школы другие кружки и не желает заниматься доп. образованием в школе? Кто не идет на музыку, сидит в классе. Почему нельзя сделать внеурочку после школы?

Внеурочная длительность является частью федерального образовательного стандарта (ФГОС). Это занятие для развития метапредметных знаний учащихся. Они проводятся как силами самих учителей, так и педагогов дополнительного образования, носят обучающий характер и являются частью образовательной программы, которую реализует выбранная вами школа. Для тех, кто не идет на музыку учитель должен предложить другое по содержанию занятие и проводить его не в форме урока, а экскурсии, игры, соревнования, проектной деятельности. Эти часы входят в обязательную часть образовательной программы. Если родители видят, что основное учебное время используется учителем не в соответствии с ФГОС (см. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") они имеют право обратить на это внимание администрации школы. Для таких занятий также составляется образовательная программа, с которой родители имеют право быть ознакомлены.

Можно ли ставить в расписание внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе два часа одного и того же кружка, например, "умелые руки" или "от игры к спорту"? Если нет, то почему так проводят занятия с нашими учащимися Дом детского творчества, ДЮСШ? Наши учащиеся в нашем школьном здании переходят после перемены от учителя - руководителя кружка к педагогу ДДТ или ДЮСШ , там двухчасовые спаренные занятия, претензий там от методистов УО нет, нам указывают на нарушение Санпин. Санпин ДДТ и ДЮСШ не касается?

Для ДДТ и ДЮСШ действует другой СанПиН 2.4.4.1251-03 Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования.


Сколько должно продолжаться одно занятие в 1-3 классах в рамках внеурочной деятельности по ФГОС?

Все зависит от направленности такого занятия и возраста учащихся. Академический час не должен превышать 45 минут.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.
Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования).
Это могут быть 2-3-4 занятия по 45 минут. Продолжительность занятий устанавливается от 30 до 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений.

Нам объявили, что ВУД - это обязательная часть программы, от которой нет вариантов отказаться. Получается, что помимо 21 ч. в неделю занятий по учебному плану добавляется еще 10 часов внеурочки, с учетом динамического часа, дети (7 лет) заканчивают в 15-16 часов. Данное расписание (да и нагрузка) не позволяет нам посещать выбранную ребенком хореографию в школе искусств. Из школы нас просто не отпускают, ссылаясь на ФГОС и новый закон об образовании. Лично я в них не нашла указания на обязательность ВУД. Прошу помочь, как можно аргументировать свой отказ от внеурочной деятельности, от не нужных и не интересных предметов, выбранных школой, в пользу занятий, выбранных самим ребенком?

В данном случае надо обратиться в Роспотребнадзор по поводу проверки правильности составленного расписания. Первоклассники должны учиться только в первую смену, без домашних заданий (см. СанПиН 2.4.2.2821-10) и не более 21 часов в неделю. Родителей учащихся обязательно должны ознакомить с учебным планом, в котором есть план внеурочной деятельности. Этот документ надо вывешивать на сайте школы.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 СанПиН 2.4.2821-10. В этой таблице указано, что максимальная нагрузка первоклассника в неделю составляет 21 час. Поэтому уроки и другие учебные занятия в иной, внеурочной форме должны укладываться в эти же часы.

Варианты организации учебного процесса в такой форме представлены в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

Согласно Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

В письме Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» на вопросы: Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах? Будут ли они оплачиваться? Предложен следующий ответ.

Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373".

В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы она подлежит финансированию.

Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.

Возможно, администрация Вашей школы плохо знает законодательство?


Консультации для педагогических работников.

Действительно ли, что с 1.09.2013 г. прекращаются выплаты компенсации за метод. литературу?

Да. Согласно ч.11 ст. 108 ФЗ «Об образовании в РФ» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Учителям такие компенсации теперь Федеральным законом не установлены.

Правомерно ли требование руководителя ОУ находиться на рабочем месте 36 часов, независимо от тарификационной нагрузки? Может ли педагог дополнительного образования находиться на рабочем месте только в период ведения занятий с учетом динамических пауз и времени на подготовку кабинета и встречи детей?

Мы на такой вопрос отвечали многократно. Рекомендуем на каждого работника составить циклограмму и разработать порядок учета присутственного времени в соответствии с требованиями ч.6 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».

Объясните, пожалуйста, трактовку ст.47, п.6 о максимальной недельной нагрузке учителя. Если аудиторная нагрузка, например, 27 часов, то каков размер внеаудиторной нагрузки?

Помимо ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» надо учитывать требования ст. 333 ТК РФ и требования Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"; Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений".
Следует полагать, что все функции, которые педагог выполняет в соответствии со ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» определены трудовым договором педагога. Он должен их выполнять в свое основное рабочее время. Если педагог дал согласие на выполнение дополнительной к этим функциям работе, то она может выполняться по графику, который составляется работником и работодателем, и регулируется ст. 60.2 ТК РФ.
Учитель должен выполнять норму рабочего времени (учебную нагрузку) в объеме 18 часов. Другие 18 часов он должен затрачивать на другие виды педагогической работы. Распределение всех видов работы регулируется локальными нормативными актами, в которых может учитываться сложность, интенсивность, качество выполнения, объем таких работ. Все эти показатели учитываются при выплате доплат и надбавок. Если же педагог соглашается на увеличение учебной нагрузки, то он должен понимать, что выполнение другой педагогической работы по данной должности не отменяется, следовательно, вырастет интенсивность выполнения других видов педагогической работы, либо увеличится продолжительность времени выполнения таких работ. Осуществление дополнительной платы в этом случае будет решать работодатель (организация, в которой трудится педагог).
Максимум или минимум учебной нагрузки для учителей не установлен. Существуют нормы рабочего времени, которые определены из требований охраны труда.

Должен ли тренер, имеющий высшую категорию и работающий в школе, проходить аттестацию как учитель и на какую категорию он может аттестоваться?

Аттестации подлежат педагогические работники. Должность Тренер-преподаватель относится к таким работникам, поэтому педагог имеет право пройти аттестацию на квалификационную категорию. При отсутствии категории оплата труда устанавливается без учета категории. Руководитель образовательного учреждения обязан будет направит педагога, у которого нет квалификационной категории на прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности. (см. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений").

Скажите, пожалуйста, входит ли педсовет в педнагрузку?

Да, но не в учебные часы по предмету. Это другая обязательная педагогическая работа см. п. 6 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: откуда взялись 35 учебных недель? Получается, что образовательный процесс приходится продлевать до 5-7 июня, когда ученики уже сдают экзамены, по журналу у них идут уроки!

Вы не совсем верно считает учебные недели. Согласно приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" Федеральный базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.
Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.


Подскажите, требуется ли лицензия на учебную программу для тренера, который планирует преподавать в нашей школе от другого учреждения или можно обойтись без нее? Какими нормативными актами это регулируется?

Лицензия на тренера не выдается.
Организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по указанным в таком документе основным и дополнительным образовательным программам.
См. ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Приказ Минобрнауки России от 11.12.2012 N 1032 "Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам", Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от 27.12.2012) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".

Моя учебная (преподавательская) нагрузка 20 часов. Директор школы, ссылаясь на новый закон об образовании, говорит о том, что мы должны 36 часов находиться в школе, независимо от учебной нагрузки (получается за разную заработную плату), и в связи с этим разрабатывает соответствующие должностные инструкции. Правомерно ли это? И второй вопрос: может ли администрация школы меня обязать (без моего согласия) после уроков быть сопровождающей обучающихся на автобусе по дороге из школы домой?

Ваш руководитель не совсем верно трактует смысл ст. 333 ТК РФ, ч.6 ст. 47 ФЗ «Об образовании» и Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"; Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Ни в одном из этих документов не написано, что педагогические работники должны 36 часов своего рабочего времени проводить только по месту основной работы, т.е. в здании школы. Но руководитель обязан знать, где находится работник и чем он занимается в рабочие часы. Поэтому имеет смысл для каждого работник составить циклограмму его занятости и определить обязательные присутственные часы непосредственно в организации.
Администрация школы имеет право поручить одному из педагогов сопровождение учащихся в школьном автобусе. Такой вид обязанностей должен компенсироваться дополнительной оплатой, например, из стимулирующей части ФОТ (см. ст. 60.2. ТК РФ).


Работаю в школе учителем физической культуры. Согласно учебного плана часть уроков проходит на улице, и здесь возникает наша проблема. Дело в том, что по территории школы во время уроков гуляют мамочки с маленькими детьми. Пытаемся объяснить, что они мешают и, что это небезопасно в первую очередь для их детей, но далеко не все понимают. В результате возникают довольно неприятные ситуации. Подскажите, пожалуйста, существуют ли какие либо законы или нормативные документы по этому поводу? Как можно обезопасить учащихся и проведение уроков.
В данной ситуации надо обратиться в правоохранительные органы, которые направят к вам участкового для проведения разъяснительной работы с населением. Вы можете вывесить объявление на территории школы о предупреждении нарушений режима образовательного учреждения.
Прогулки родителей вы запретить не можете, но предупредить о мерах по пресечению нарушений прав учащихся на безопасные условия для занятий в школьном дворе вы можете.

Существует ли документ, определяющий норму учебной нагрузки руководителя по физвоспитанию? То есть не общее количество часов в неделю, а именно время проведения обучающих занятий с детьми.

См. Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников". Все остальное регулируется локальными актами школы.

Имею высшую категорию преподавателя по физической культуре. Получал, работая в мед. училище. Сохраняется ли она при переходе в школу?

Преподаватель и учитель – это разные должности, поэтому в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" взаимоучет квалификационных категорий не применяется. Однако аттестационные комиссии, в соответствии с нормативными актами субъекта РФ, могут принять решение о зачете квалификационной категории в такой ситуации, т.к. содержание и профиль работы похожие.
Рекомендуем Вам обратиться за разъяснениями в аттестационную комиссию, в которой Вы были аттестованы.

В одном из ответов о недельной нагрузке студентов СПО Вы ответили "Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре". Какой документ содержит информацию о проведении уроков физкультуры? Их проведение увеличивает недельную нагрузку?

Это фраза из стандартов высшего профессионального образования, а не среднего. В ФГОС СПО это выглядит несколько иначе: «Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях)».
Для учета нагрузки в каждом конкретном случае необходимо смотреть именно ФГОС по специальности.


Утвержден ли и действует Реестр примерных основных образовательных программ, в частности, основного общего образования. Если нет, то можно ли при разработке основной образовательной программы школы на ступени основного общего образования пользоваться пособием "Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение,2011. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина"?


Реестр таких программ пока не сформирован.

См. Приказ Минобрнауки от 18.02.2013 № 98 http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3090/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1802/13.02.18-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_98.pdf

Да, вы можете использовать любые источники для подготовки своей программы.

Я работаю в школе учителем физической культуры. Подскажите, пожалуйста, имею ли я права не пустить на урок руководителя МО?

В школе должны быть установлены единые правила посещения уроков лицами, не являющимися работниками школы. Это касается и родителей, желающих посетить уроки, и методистов из методических центров, и разных представителей органов управления образованием. Разрешение посещения уроков дает только директор школы в форме приказа или распоряжения. В других случаях нахождение лиц, не являющихся работниками школы, не должно допускаться, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников школы.
Посещение уроков представителями методического объединения школы регламентируется Положением о внутришкольном контроле.
Вы можете обжаловать действия работника, который без приказа директора посещает ваши занятия, в Рособрнадзоре, в органе управления образованием, которому подчиняется школа

Должен ли преподаватель физического воспитания (техникума) после проведения своих уроков находиться в учреждении?

Этот вопрос регулируется только актами Вашей организации.

10.12.2012 в школе на уроке физкультуры во время выполнения требований учителя, а именно выполнение кувырка назад без страховки моя дочь получила компрессионный перелом позвоночника (тел Th 1-4). В медкабинет моя дочь пошла самостоятельно (хотя отмечалось кратковременное апноэ и острая боль в верхней части спины), скорая помощь в школу вызвана не была, звонка из школы не было. Травматолог диагностировал КПП. В итоге дочь находится на лечении в Детской городской больнице.Какую ответственность должна понести школа (должностные лица) и учитель физкультуры. Травма зафиксирована "в школе, на физкультуре". Телефонограмма в полицию поступила.

Вы можете обратиться в суд по месту Вашего жительства для возмещения расходов по организации лечения ребенка (см. п.3 ст. 1073, ст. 1087 ГК РФ). Иск должен быть обращен в адрес школы. Далее суд определит размер компенсации ребенку, пострадавшему в результате несчастного случая в школе. Школа будет обязана выполнить требования суда и самостоятельно определить ответственность педагога. Это может быть и регрессный иск в отношении учителя, который недосмотрел за ученицей и дисциплинарная ответственность педагога, который неграмотно примерял методику преподавания предмета.

Я работаю учителем физкультуры, без предупреждения в спортивном зале была установлена видеокамера, и мне на основании видеозаписи с урока было предъявлено обвинение в том, что во время урока я выходила в подсобное помещение (где хранится спортинвентарь) и была там в течение нескольких минут (я подкачивала баскетбольные мячи). Учащиеся в это время продолжали играть в баскетбол, урок шел по заданному плану. Насколько законна установка камеры? Имеет ли право администрация требовать с меня объяснительную за подобные "нарушения"?

Во-первых, надо найти локальный акт Вашей школы, в котором указано, что такое поведение учителя является нарушением. Во-вторых, должен быть документ, согласно в котором установлены камеры слежения в учебных помещениях. Такие мероприятия не проводятся без согласия педагогических работников.
Обжаловать назначенные Вам дисциплинарные взыскания можно в Гострудинспекции.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее