Классный час « ИВАНА КУПАЛА»
Подготовила: Квасникова Н.Ю., учитель начальных классов
Иван-Купала, Иван-травник, Ярилин день, Сонцекрес, Духов-день
Иван Купала –летний народный праздник языческого происхождения
- Иван Купала имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния. С принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя, с переходом на новый стиль это 7 июля.
Кто такой Купала?
- Купала (Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатсво .
С точки зрения православных христиан, суть праздника Ивана Купала заключалась несколько в ином. Свет Солнца воспринимался как образ Иоанна Крестителя, который предшествовал самому Солнцу – Иисусу.
Иоанн Креститель переводится как «купатель, погружатель»
Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня
Этот праздник связан с тремя стихиями – огнем, водой и землей.
Суть праздника Ивана Купала заключалась в том, чтобы магические свойства всех трех стихий направить на благо человеку. Если человек максимально соединялся с природой, то обеспечивал себе удачу на целый год.
Традиционно для праздника выбиралось место возле ближайшего водоема. В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу - от грехов
В старину в этот день наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого.
Затем разводили костры, устраивали хороводы.
Собирали лечебные растения.
В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.
Огонь - неотъемлемый атрибут купальской ночи.
Вокруг очищающих костров плясали, и прыгали через них, чтобы быть счастливыми. Считалось, что в таком огне сгорают хворь и порча. Поэтому матери бросали в костер белье болевших ребятишек, а между кострами многие проводили скот.
В некоторых местностях, помимо очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев на шесты, носили их – яркая символика солнца.
Вокруг костра молодые люди устраивают игры, поют песни и танцы, а когда костер начнет угасать, наступает время выбора суженого.
Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Вода в этот день приобретала магические свойства, как считалось в народе. С этого дня можно было купаться в источниках, так как из них выходила вся нечистая сила. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или возвратить) здоровье, красоту.
Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.
Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.
В канун Купалы рано утром девицы и молодые женщины уходили в луга и леса за целебными травами. При сборе трав пели особые заклинательные песни да приговаривали: «От солнца-травка, от земли - корешки, к чему она пригодна, к тому и рву».
Девушки плели венки из 12 лечебных трав, и после захода солнца пускали их на реке с зажженной свечой посередине. Если венок остался у берега, то свадьба в этом году откладывается, если утонул – то любимый разлюбил. Если свечка долго не тухнет, то жизнь будет счастливой.
Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.
Самое популярное «травяное» верование – это приобретение магической силы папоротником. Считалось, ночью на Ивана Купала папоротник начинает цвести и озаряет своим светом весь лес. Нашедшему он дает возможность понимать язык цветов и птиц, открывать без ключей любые замки и ворота. И самое главное - человек сможет видеть зарытые под землей ценные клады.
Однако, к сожалению, ни один из известных видов папоротника не цветет. Поэтому на правдоподобность народной легенды рассчитывать не стоит.
И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением .