«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час "Есть по Чуйскому тракту дорога."

Классный час рассказывает об истории Чуйского тракта, его значении для региона. Используются презентации, песни, фрагменты фильмов.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час, посвященный 95-летию Чуйского тракта.

«Есть по Чуйскому тракту дорога…»

Цели: знакомство с историей Чуйского тракта, его достопримечательностями; рассказ о значении данной дороги для экономики и развитии региона; создание условий для воспитания интереса к истории родного края и любви к своей малой Родине.

Оборудование: презентации «Чуйский тракт», «Достопримечательности Чуйского тракта», «Художники рисуют Чуйский тракт», художественный фильм «Живет такой парень» (1964).

Структура классного часа

  1. Эмоциональное вхождение в тему.

А)чтение стихотворения

Проскоков Юрий

Чуйский тракт

Чуйский тракт от меня убегает,

В перевал, поднимаясь, кружит.

Серпантином по кручам петляет,

И змеёй сверху вниз он скользит.

 

Открываются чудные виды

На площадках его смотровых.

Вдалеке белых гор пирамиды

Многоцветные в шапках седых.

 

А внизу тонкой лентой струится,

Бирюзовой волною Катунь,

Белокурая Чуя стремится

Влаги влить в неё белой, как лунь.

 

И бегут две сестры, обнимаясь,

Вдоль скалистых отрогов крутых.

Берегов своих, пеной касаясь,

Омывает волной нежно их.

 

Так до самой монгольской границы

Легендарная трасса лежит.

И машинный поток по ней мчится,

Бесконечною лентой кружит.

  1. Знакомство с историей. Рассказ подготовленных учеников.

А)Чуйский тракт является одной из самых древних дорог Республики Алтай, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией. Этот путь сыграл большую роль в развитии русско-алтайских, русско-монгольских и русско-китайских отношений.

Б)В китайской хронике тысячелетней давности встречаются упоминания о дороге под названием Мунгальский тракт, которая находится как раз на месте современного Чуйского тракта. Вероятно, эта дорога была одним из ответвлений Великого шелкового пути, по которому торговые караваны следовали в Монголию.

В течение многих столетий на месте нынешней асфальтовой дороги проходила узкая тропа. Ею пользовались люди каменного века, воины, позже торговцы. Возможно, по нему с шумом проезжали колесницы. О чем свидетельствуют остатки дорог, а также наскальные рисунки, изображающие колесницы(наскальные рисунки Калбак-Таша). СЛАЙД 2

Трудно сейчас представить, что когда-то это была всего-навсего вьючная тропа, и шли по ней небольшие караваны навстречу друг к другу, преодолевая невероятные трудности: сложные подъемы и спуски. СЛАЙД 3

В)Главным элементом становления Чуйской тропы стала торговля и обмен товарами между Россией и Монголией. Именно благодаря торговле стали намечаться тропы, по которым караваны с грузами передвигались между Бийском и Монголией.

К началу 40-х годов XIX века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где они построили амбары для хранения товаров и избушку, в которой останавливались, когда приезжали на несколько дней и открывали торговлю. Отсюда они позднее стали ездить по Чуйской степи и по окрестным стоянкам теленгитов, позднее — казахов. СЛАЙД 4

Г)В 50—60-е годы обозначилось место, куда стекались потоки торговцев из Монголии, Китая и России. Этим местом стала стоянка у реки Бурата, Буратинская ярмарка. В течение года сюда три раза приезжали люди для обменом товара. Русские обозначали своё присутствие белыми, а монголы синими цветами

Вот как описывает одну из ярмарок горный инженер Г. Басов, сопровождавший томского губернатора Лерхе в его поездке по Горному Алтаю в 1864 году: «Торговля здесь исключительно меновая, кредитные наши билеты не имеют здесь никакой цены, серебро и золото наше отчасти принимаются. Сюда съезжаются монгольские купцы и немного китайских. От инородцев принимаются сурковые шкурки, рогатый скот, а сама же мена происходит с их стороны на железные и чугунные вещи, на юфтовый, шерстяной и бумажные товары и другие мелочи (ирбитские ящики, табакерки с музыкой, маральи рога и т. д.). Инородцев было человек 150. Ярмарка начинается 25 июня и продолжается 7 дней».

Д)Развитие капиталистических отношений в России, растущий товарооборот с Монголией и Китаем, усиливающаяся эксплуатация местного населения и увеличивающийся приток переселенцев требовали проведения колесной дороги.

Еще в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов докладную записку, в которой предлагал превратить вьючную тропу в колёсную дорогу.

Следствием записки было проведение первого поверхностного обследования и определения предварительной стоимости работ — 100 тыс. рублей. СЛАЙД 5

Е) Работы проводятся с 5 мая до 1 октября 1901 года. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел и солдаты. Местное коренное население отбывало дорожную повинность. Исполнителем работ стал купец А. С. Смирнов (с. Алтайское), хорошо знавший местные условия. СЛАЙДЫ 6,7,8.

В 1901 году ежегодный торговый оборот только с Китаем составил 1.724.580 рублей. А немногим более 5 лет тому назад годовой торговый оборот в Чуйском направлении не превышал 300 тыс. рублей.

  1. Отрывок из фильма «Из истории Чуйского тракта» до 2.07 (Канал Россия, Эл Алтай)

  2. Чуйский трак в послереволюционные годы и во время Вов.

А)В годы Гражданской войны тракт стал местом ожесточенных противоборств между всеми воюющими сторонами, которые старались овладеть расположенными вдоль него населёнными пунктами, чтобы держать его под контролем. Особенно ожесточенные бои произошли у с. Айское, Шебалино, Топучая, Туекта, Иня, а также у бомов Кор-Кечу и Белый.

«В продолжение пяти лет Чуйский тракт захлестывали волны бандитизма, грабя и уничтожая мирное население, разрушая крестьянское хозяйство, сметая с лица земли целые поселки и урочища. Чибит, Курай, ряд других поселков от Онгудая до Кош-Агача на протяжении 250 верст представляет полную картину произведенного белобандитами разрушения. Безлюдье полное», - из воспоминаний.

Б)Несмотря на небольшой объем выполненных работ, 1922 год считается годом начала восстановления Чуйского тракта. Именно 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения, «с отнесением всех расходов по нему за счет государства, — как говорится 21 августа 1922 года в решении комиссии Алтайского Губернского Экономического Совета (ЭКОСО). — По очередности работ по обследованию Чуйский тракт отнесен к первой очереди».

В) Отрывок из фильма «Чуйский тракт», 1 серия. 20.12 – 23.40; 2 с. 3.24 – 3.45.

Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост.

Г) СЛАЙД 12.

Из воспоминаний очевидца: «Это было в 1935 году. Тогда я возвращался из армии, служил в Приморье. Когда приехал в г.Барнаул заехал в управление. Там как раз набирали милиционеров, желающих ехать к нам на Иню, я записался. Нас было много. Мы были охранниками. Мост строили заключенные. Они работали днем и ночью при свете фонарей. Всю работу выполняли вручную. Заключенные жили на левом берегу Катуни в палатах, зимой в бараках. Среди них были разные люди. Некоторые сочиняли песни, показывали концерты. Здесь были бригады пильщиков, пилой готовили тес, плахи, брус разного размера. Руками натягивали тросы, крутили гайки. Выше моста, где-то в 20-ти метрах стояли маленькие домики, там жили начальники. Рабочим было очень трудно, но они держались и работали. На открытие моста пришли посмотреть все жители из близлежащих сел».

Д) «Чуйский тракт» (отрывок из фильма «Чуйский тракт»,2 серия. 11.40 – 12.21

Строительство набрало серьезные обороты, и уже к 1935 году была готова трасса на участке Бийск - Ташанта. Последующие работы проводились главным образом с целью улучшения дорожного полотна и его расширения. . В июне 1940 года Краевое управление автотранспорта получило три автобуса. Автобусы поставлены на усиление пассажирских перевозок по Чуйскому тракту. Введены легковые такси в Бийске и Ойрот-Тура, которые начинают обслуживать Чуйский тракт.

Е)Слайды 14 – 21 Никитин «Есть по Чуйскому тракту дорога»

5. Послевоенные годы.

А) В 1956-1957 гг. был восстановлен участок Усть - Сема - Шебалино и пущены в эксплуатацию мосты через Ишу, Катунь и Бию. Строительство дорожного полотна на сложных участках перевала Чике-Таман завершилось лишь в 1984 году.

Сейчас Чуйский тракт –это важная транспортная артерия Республики Алтай, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва – Владивосток.

6. Презентация «Художники рисуют Чуйский тракт».

А)Сегодняшний Чуйский тракт – главная транспортная артерия Горного Алтая и одна из красивейших шоссейных дорог страны. Соединяющий географические точки и человеческие сердца, дарящий встречи и новые приключения, Чуйский всегда стремится вдаль, вторя мечтам и раздумьям каждого путешественника. Картины позволят вам взглянуть на эту дорогу заново, ощутить дух истории и просто насладиться искусством художников, через тему Чуйского тракта получивших возможность вновь признаться в любви к родным местам и выразить свое глубокое уважение тем, кто  создавал дорогу-легенду…

Б)Чуйский тракт. Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам.

Много всякой всячины рассказывается, поется, выдумывается о нем. Все удалые молодцы, все головорезы былых лет, все легенды — все с Чуйского тракта.

Села, расположенные вдоль тракта, издавна поставляли ему сперва ямщиков, затем шоферов. Он (тракт) манит к себе, соблазняет молодые души опасным ремеслом, сказками, дивной красотой. Стоит разок проехать от Бийска до Ини хотя бы, заглянуть вниз с перевала Чике-таман (Чик-атаман, как зовут его шоферы) — и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси...

7. Презентация «Достопримечательности Чуйского тракта»

А)В 8 километрах от Манжерока находится государственный памятник природы – родник, целебная вода которого насыщена медью, серебром и другими минеральными примесями. Она оказывает благотворное влияние на здоровье человека и долго хранится. Близ источника можно встретить так называемые шаман-деревья, на которые посетители вешают цветные тканевые ленточки

На пути встречаются два перевала. Первый называется Семинский. Высота 1717 метров над уровнем моря. Когда поднимаешься туда, закладывает уши. На этом перевале стоит стела в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России.

8. Чуйский тракт в кино.

Фильм В.М.Шукшина «Живет такой парень», 1964 г, действие происходит в Алтайском крае и в Горном Алтае, а Чуйский тракт является одним из героев этой картины. (НАЧАЛО 5 минут + 35 -37.25)

9. Заключение.

Чуйский тракт является главной дорожной артерией всего региона, общей протяженностью 963 километра. Начинается он в Новосибирске, где у Академического театра оперы и балета, согласно современным регламентам, находится нулевой километр Чуйского тракта и пролегает по территории Алтайского края, Республики Алтай до пограничного поселка Ташанта, практически продолжаясь до Монголии, Китая и Пакистана.

10.Заволокин «Чуйский тракт» Презентация «Чуйский тракт» (фото)



Содержимое разработки

Достопримечательности Чуйского тракта

Достопримечательности Чуйского тракта

Аржан-Суу

Аржан-Суу

Семинский перевал, 1717 м

Семинский перевал, 1717 м

Перевал Чике-Таман,  1416 м

Перевал Чике-Таман, 1416 м

Старая дорога через перевал, с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме.

Старая дорога через перевал, с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме.

Северо-Чуйский хребет

Северо-Чуйский хребет

Плато Укок

Плато Укок

Пазырыкские курганы

Пазырыкские курганы

Содержимое разработки

Есть по Чуйскому тракту дорога…

Есть по Чуйскому тракту дорога…

Содержимое разработки

Чуйскому тракту - 95 Классный час, 8 класс

Чуйскому тракту - 95

Классный час, 8 класс

Наскальные рисунки Калбак-Таша

Наскальные рисунки Калбак-Таша

Караван верблюдов из Монголии

Караван верблюдов из Монголии

видео

видео

Чуйский тракт в эпоху Сталина, 30-е годы

Чуйский тракт в эпоху Сталина, 30-е годы

1936 г

1936 г

Памятник Кольке Снегиреву и всем шофёрам Чуйского тракта

Памятник Кольке Снегиреву и всем шофёрам Чуйского тракта

С Днём рождения,  Чуйский тракт

С Днём рождения,

Чуйский тракт

Содержимое разработки

Чуйский трат - красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам.

Чуйский трат - красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам.

Василий Кукса

Василий Кукса "Долина Чуи",

Блинова Юлия Константиновна, Чуйский тракт

Блинова Юлия Константиновна, Чуйский тракт

Чуйский тракт, Титков И.В.

Чуйский тракт, Титков И.В.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее