Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа №78»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Эмоции в нашей жизни»
для обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью
4 «А» класс
учитель начальных классов
Зайцева О.В.
г. Новокузнецк, 2018 г.
Классный час: «Эмоции в нашей жизни».
Цели:
1.Формировать понятие об эмоциях и их влиянии на психическое здоровье человека.
2.Учить, осознано относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.
3. Обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями.
4. Развитие навыков адекватного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.
5. Воспитание культуры поведения и общения в коллективе.
Оборудование: пиктограммы эмоции, кружки разных цветов, карточки со словами (ступеньки), изображение домика, солнышка и тучи, презентация «Мир наших эмоций».
1.Приветствие.
- Что мы пожелали друг другу? (Здоровья)
- Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье.
- Какие компоненты здоровья вы знаете? (Чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, сбалансированное питание, одежда по погоде)
- Есть еще один важный компонент, о котором мы сегодня поговорим на классном часе. Представьте, что это лица людей. (....)
- Что вы в них заметили?
- От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает.) Чувства по-другому называют эмоциями. В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано «Эмоция-чувство, душевное переживание». (Эмоции – это выражение своего отношения к окружающему миру, людям, событиям.)
-Какие чувства мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку.)
-А ещё, какие чувства способен испытывать человек?(...)
- В течение всей жизни человек познает мир, познает самого себя. Познавая себя, каждый из нас становится сильнее, потому что учится контролировать и оценивать свое поведение, осознавать причины возникновения трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
От эмоций зависит наше ... (настроение).
Настроение - душевное состояние человека.
- Как вы думаете, может ли настроение являться компонентом здоровья? (Да)
- Наш классный час мы посвятим разговору об эмоциях и проследим связь между эмоциями и здоровьем.
- Слово настроение мы обычно, сочетаем с какими словами? (Хорошее, плохое)
-А еще, какое бывает настроение? (Никакое). Да, так можно сказать, когда человек безразличен ко всему. Но о настроении можно сказать, что оно... (прекрасное, великолепное, замечательное, отличное)
- Ребята перед вами лежат кружки разных цветов, какого цвета хорошее настроение поднимите кружки таких цветов, которые по вашему соответствуют хорошему настроению.
Да хорошее настроение оно светлое, яркое. В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т.д.)
- Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство легкости, все кажется прекрасным, интересным).
- А попробуйте выбрать цвета соответствующие плохому настроению.
Да плохое настроение темное, мрачное. Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь. В этот момент никого не хочется видеть, ничего не хочется делать.
Физминутка
Давайте покажем, как ведет себя злюка.
-Громко кричит «У-у-ух!»
- Сильно топает ногами.
- Зубами стучит, скалится, глазами вращает, хмурит брови, рычит, щеки надувает, руками машет.
- Вам нравится этот человек? (Нет).
-Что надо сделать, чтобы понравиться другому человеку.
- С помощью улыбки можно улучшить настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества-гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год.
- Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение.)
- Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает, одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями и родственниками.
- У людей бывает разное настроение: то плохое, то хорошее - это зависит от душевного состояния. Но есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение, называют пессимистами.
Умеем ли видеть и понимать эмоции других? Как люди выражают свои чувства?
Упражнение «Угадай эмоцию». Определение эмоции по пиктограмме.
Какие эмоции вам больше нравятся? (Выслушиваются рассуждения детей).
Какие события вызывают у вас отрицательные эмоции? (Неудача, плохая отметка, ссора с другом, недовольство взрослых, скандалы родителей, обида).
Как реагирует ваш организм на отрицательные эмоции? Что вы чувствуете? (Стеснение в груди, уши горят, горло сдавило или пересыхает, голова болит, кулаки сжаты, ладони потеют, зубы стиснуты).
- Если подобная реакция организма продолжается долго, может серьезно пострадать ваше здоровье. Необходимо успокоиться, вернуть наше тело в равновесное состояние. Этому мы постараемся научить сегодня.
- Ребята, что вы делаете, чтобы справиться с отрицательными эмоциями? (Выслушиваются ответы детей).
- Я предлагаю вам послушать одну древнюю притчу.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “ Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! ” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая
- Чему учит эта притча? (Ответы учащихся).
- Конечно, я согласна вами, притча учит человеческой мудрости при общении с людьми.
- Будь великодушен по отношению к людям, а если нанес кому-то обиду, сделай первый шаг навстречу к примирению и прощению.
- На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!». Используйте такую возможность, если хотите сделать первый шаг.
- А теперь послушайте стихотворения и скажите, что еще помогает нам справиться с отрицательными эмоциями?
Когда на меня навалилась беда, и шел я по отчему краю.
«Отдай свою боль мне!» - сказала вода, по горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога!»
«Спокойно иди, я тебя не предам!» - тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега!» - чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву!» - поманили луга, прилег я, и легче мне стало.
Вывод: Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.
Советы психологов: Как избавиться от плохого настроения?
Потопать ногами.
Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.
.Замесить тесто понарошку, раскатать его.
Злость улетучится, так как работать с тестом - очень увлекательное занятие.
Высказать свои чувства.
Рассказать кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.
Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
Надуть злостью шарик.
Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.
Для поднятия настроения полезно переключить внимание на воспоминания о приятном: интересное путешествие, красивая картина с выставки, любимый мультфильм.
- Давайте послушаем ее практические советы доктора Айболита: Как восстановить силы и избежать стрессов?
Больше следует бывать на свежем воздухе. Какая бы погода не стояла, должны прогуливаться 1,5 – 2 часа ежедневно.
Сон – лучшее лекарство для нервной системы. В первую половину ночи обменные и восстановительные процессы наиболее эффективны.
С целью предупреждения усталости съедайте горсть зерен граната, а на ночь съедайте 5-6 грецких орехов. В орехах есть жирные кислоты, необходимые для работы мозга.
- Очень часто мы любые маленькие неудачи превращаем в большие проблемы. В любой ситуации мысли нужно выбирать только положительные. Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые сочувствуют вам и любят вас, и верят в вас.
Найдите половинки пословиц.
Добрый взгляд - | здоровее злого.
|
Добрый человек | лекарство.
|
Добрым быть - | без боли болезнь.
|
Дурной характер - | здоровье таково.
|
Зол и нравом горяч - | долго жить.
|
Живешь каково и | не поможет и врач.
|
Какие мысли, | не быть.
|
Каменному сердцу здоровым | тот болезни на себя навлекает.
|
Кто гнев свой одолевает, | крепок бывает.
|
Кто людям зла желает, | такие и сны.
|
Вывод:
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций: 1. Злоба, обида. 2. Боль, грусть. 3. Страх, беспокойство. 4. Раскаяние, сожаление. 5. Любовь, понимание, признательность. Всем нам надо подняться на «пятый этаж» эмоций, чтобы преодолеть все негативные проявления человека и сделать этот этаж домом, в котором ты живешь.
Рефлексия.
Самонастрой «Сотвори солнце в себе».
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что - то хорошее.
-У кого настроение похоже на наше солнышко, на тучку с дождиком?
-Что надо делать, чтобы всегда было хорошее настроение? Ребята подумайте и запишите на ступеньках, по которым мы поднимемся на пятый этаж эмоций, что нам поможет преодолеть 1,2,3,4 этажи.
Очень важно, какое настроение у вас будет в школе весь день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, учеба, отношения с одноклассниками и учителями. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни.