«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час "День народного единства"

Классный час посвящён государственному празднику День народного единства

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема классного часа:        День народного единения.

 

Цели:     -  дать представление учащимся о новом 

                 государственном празднике;

             -  познакомить с новыми страницами нашей

                истории;

             -  подвести детей к пониманию смысла

                праздника;

             -  воспитывать бережное отношение к

                окружающим людям.

 

Оборудование: фотографии памятника К.З.Минину и Д.М.Пожарскому (скульптор И.П.Мартос); звукозапись арии из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Запись на доске: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». Конфуций.

 

Ход классного часа.

 

1.  Из истории вопроса (в рассказ учителя включены вопросы для учащихся).

- 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ в нашем календаре появился новый праздник – День единения России. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник. Но для многих  так и осталось загадкой, что же произошло 4 ноября? В русскую историю вошёл день 4 ноября (по старому стилю 22 октября) с 1612 года. Именно в этот день народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

- Что вы знаете об этом дне?

- Почему так называется этот праздник?

- Давайте вспомним события из истории нашей страны, когда народы нашего государства объединялись (образование Руси, принятие единой веры, Куликовская битва и т.д.). Сегодня вы узнаете ещё об одном историческом событии, когда народы многих областей России объединились для достижения единой цели.

Начало 17 века ознаменовалось мощной крестьянской войной в России, ожесточённой борьбой за власть, захватом русских земель внешними врагами – литовцами, шведами, поляками – на севере и западе. После низложения царя Василия в России в течение трёх лет продолжался период междуцарствия. У власти оказалась Боярская дума, которая состояла из семи человек, за что получила название «семибоярщина». Новая власть больше опасалась возмущений со стороны своего народа, чем иностранных захватчиков, поэтому бояре тайно впустили поляков в Кремль, где хотели венчать на русский трон польского королевича. Так врагам русской земли удалось захватить Москву.

Русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Освобождение Москвы, изгнание захватчиков за пределы России, сохранение независимости страны – к этому стремились тогда патриоты. Было создано первое земское ополчение, но успехов в борьбе с врагами не было.

  Возникла мысль о единстве действий против общего врага. Эта идея нашла своё отражение в интереснейших документах тех лет – переписке жителей разных городов и районов государства. Одно из них в 1611 году жители Казани и Казанского края отправили на Урал, в Пермь. От имени «всяких людей Казанского государства» прозвучал призыв к объединению сил против интервентов. И что было особенно знаменательно: призыв исходил как от русских людей, так и от татар, чувашей, марийцев, удмуртов. Защита от общей беды стала делом многих народов.

   В сентябре 1611 года посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал народ к созыву ополчения. Вскоре он был выбран в земские старосты. Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Нижний Новгород земель. Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы.

 

1-й ученик.   Минин (Сухорук) Кузьма Захарович происходил из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне – небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского. Так две семьи оказались связанными на протяжении нескольких поколений.

Кузьма Минин продолжил дело своего отца. После раздела имущества с братьями он завёл себе лавку и начал собственную торговлю. На протяжении многих лет являлся посадским старостой. Он был отличным организатором. Главной его задачей было найти деньги, чтобы ратные люди (воины) ни в чём не нуждались. Каждый народ России вносил свою лепту: кто-то предоставлял воинов, кто-то давал деньги, провизию, одежду. Размер налога на эти цели составлял шестую часть всего имущества каждого горожанина.

 

2-й ученик.   Князь Дмитрий Михайлович Пожарский имел славную родословную. Его род был из Рюриковичей и исходил от князя Всеволода Большое Гнездо. В начале 16 века род Пожарских постепенно обеднел.

Мать Дмитрия, Мария Пожарская, была достаточно образованной женщиной. Она вместе с сыном отправилась в Москву и после долгих хлопот добилась того, что Поместный приказ выдал Дмитрию грамоту, подтверждавшую его старшинство в роде. Она давала право на владение обширными родовыми землями.

В 1593 году Дмитрий поступил на государственную службу. Вначале выполнял обязанности стряпчего – одного из сопровождающих царя. После коронации Бориса Годунова он был назначен стольником. Стольников назначали помощниками воевод, посылали с дипломатическими поручениями в разные государства, отправляли в полки вручать награды от имени царя.

 

Учитель.   В январе 1612 года ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве, по пути встречая поддержку населения. В ополчения объединилось больше половины тогдашней России. 22 октября начался штурм Кремля и, спустя несколько дней, поляки сдались, и ополчение вступило в освобождённую Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

   В ноябре 1612 года разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В Ипатьевском монастыре Костромы состоялся Земский собор, на котором на русский престол был венчан 16-летний Михаил Фёдорович Романов, первый русский монарх из династии Романовых.

   Так единение русских людей спасло страну от гибели.

   Деяния Минина и Пожарского не были забыты царём. Пожарский получил чин боярина, Минин стал думным дворянином, государь пожаловал ему во владение большую вотчину – село Богородское в Нижегородском уезде с окрестными деревнями.

   В 1804 году скульптор Иван Мартос начал работу над созданием памятника, посвящённого героям этих событий. Но только через четырнадцать лет в центре Красной площади на народные пожертвования был установлен памятник, где Кузьма Минин указывал рукой на Кремль.

- Что хотел выразить скульптор своим произведением?

   Скульптор И.Мартос изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его  встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысячи людей. Собравшихся на Красной площади.

 

2. День народного единства в современной России.

- На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.

- А почему мы к нему вернулись? Какие события заставили нас задуматься о единении народном? (борьба с терроризмом).

- К каким последствиям приводят террористические акты? (Люди озлоблены, ищут причину в людях другой национальности)

- Что мы можем сделать, чтобы у нас не возникало чувство неприязни к людям другой веры, национальности?

   Нам с вами нужно быть терпимыми к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого человека.

 

3. Экспресс-опрос.

- Вызывают ли у вас неприязнь люди другой национальности?

- Вызывают ли у вас неприязнь люди с другим цветом кожи?

- Есть ли среди ваших друзей люди другой национальности?

- Примите ли вы предложение о помощи у человека, который вам неприятен?

- Как вы отреагируете, если у вас просят помощи, а у вас нет времени?

Обсуждение ответов.

 

4. Итоги классного часа.

- Зачем нам нужно учиться правильному поведению?

- Что нового узнали из беседы на этом занятии?

- Прочитайте слова великого философа, которые написаны на доске. Согласны ли вы с ними?

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

Пусть солнце утопит всю землю в лугах!

Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее