Описание контрольных измерительных материалов для проведения
промежуточной аттестации за I полугодие 6 класса по изобразительному искусству
Назначение КИМ
Назначение КИМ для проведения промежуточной аттестации за 1 полугодие – оценить уровень освоения обучающимися 6 класса Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в авторскую программу разработанной Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5—8 классы», М. : Вентана-Граф, 2019
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) (с изменениями и дополнениями);
Характеристика структуры и содержания КИМ
В содержание включены вопросы по разделу «Мифология в народном творчестве», «Мир архитектуры», «Искусство в интерьере дворянской усадьбы».
Работа состоит из 20 вопросов как базового, так и повышенного уровней сложности.
4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | История развития представлений человека о мироздании |
2 | Мифы творения мира |
3 | Мифология и символика русской избы |
4 | Фантастические звери в русском народном творчестве |
5 | Символы в орнаменте |
6 | Мир архитектуры |
7 | Монументальное-декоративное искусство в организации архитектурного пространства |
8 | Садово-парковая архитектура |
9 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | Различать и объяснять характерные различия в архитектурных сооружениях разных эпох |
2 | Выделять главные и второстепенные элементы композиции. |
3 | Передавать образ фантастического зверя в природной среде |
4 | Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад избы. |
6 | Различать понятия: «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». |
7 | Различать характер и особенности архитектурных сооружений. |
8 | Передавать тематику литературного вечера в оформлении интерьера в соответствии с избранным литературным произведением и историческим периодом |
Распределение заданий проверочной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП ООО: выпускник научится/получит возможность научиться | Код КЭС | Код КТ | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства/ выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
2 | Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах | Классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира/выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
3 | Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах | Классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира/выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
4 | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения | Рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства/владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства | 1 | 1 | Б | 1 | 2 |
5. | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства/ активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.) | 1 | 2 | Б | 1 | 2 |
6. | Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах | Характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов /владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства | 2 | 3 | Б | 1 | 2 |
7 | Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения | Раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни/владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства | 3 | 4 | Б | 1 | 2 |
8 | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Создавать эскизы декоративного убранства русской избы/ выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства | 3 | 4 | Б | 1 | 2 |
9 | Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах | Классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира/ активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.) | 3 | 4 | П | 2 | 2 |
10 | Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности) | Опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных/ активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.) | 4 | 3 | Б | 1 | 2 |
11 | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива/владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | 5 | 2 | Б | 1 | 2 |
12 | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива/владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства. | 5 | 6 | Б | 1 | 2 |
13 | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в 17 архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека | Различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;/называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков | 6 | 7 | Б | 1 | 2 |
14 | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека | Характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву/называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков | 6 | 7 | П | 2 | 2 |
15 | Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино) | Использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства (монументальная живопись)/ активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.) | 7 | 6 | Б | 1 | 2 |
16 | Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности | Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры/ использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства | 8 | 7 | Б | 1 | 2 |
17 | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения | Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры/ использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства | 8 | 7 | Б | 1 | 2 |
18 | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | Понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков/выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства | 9 | 8 | Б | 1 | 2 |
19 |
| Ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков/активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства | 9 | 8 | Б | 1 | 2 |
20 | Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности | характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов/называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков | 9 | 8 | Б | 1 | 2 |
6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 18 | 18 | 90 |
Повышенный | 2 | 4 | 10 |
| 20 | 22 | 100 |
7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1–5 проверяется «представление человека о мироздании».
В задании 5 включает в себя развернутый ответ на определение по теме «Мифы творения мира».
Задания 7,8 проверяется знания убранства и символики русской избы.
Задание 9 (повышенный) включает в себя развернутый ответ на определение по теме «Мифология и символика русской избы».
В 10 задании направлено на проверку знаний о славянских мифах.
В задании 11, 12 проверяется знание темы «Символы в орнаменте»
Задание 13 проверяется умение правильно определять цель архитектурного сооружения.
Задание 14 (повышенный) открытый вопрос, дать правильное определение архитектурному сооружению.
Задание 15 проверяет знания в области видов монументальной живописи.
16,17 задания оценивают знания по направлению «садовая архитектура» .
Задания 18-19 проверяют знания области «Дворянский быт, интерьер дворянского дома»
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Выполнение заданий 1-18 оценивается от 0 до 1 баллов.
Правильное решение 9,14 задания оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ученик учел следующие моменты: дал хотя бы одно правильное определение.
Максимальный первичный балл – 22.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 5
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-9 | 10-14 | 15-19 | 20-22 |
9. Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение проверочной работы по изобразительному искусству дается 40 минут.
10. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы
Дополнительные материалы и оборудование не требуется.
11. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Контрольно - измерительный материал
промежуточной аттестации за I полугодие 5 класса по
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Менгиры, дольмены, кромлехи – это
Древнее сооружение, сложенное из больших камней
Жилье первобытных людей
Узоры на стенах пещеры
Животные
В Античную эпоху образом порядка и гармонии в мире стала –
Живопись
Греческая ордерная система
Вазопись
Гармония системы и природы
Вертикально несущие опоры на Древнегреческих храмах называются:
Антаблемент
Капитель
Колонны
Ордер
Петр I на болоте построил этот город
Москва
Курск
Петергоф
Санкт-Петербург
Бионика – это
Наука о применении в технологических устройствах свойств, функций и структур живой природы
Наука, изучающая животный мир
Вид изобразительного искусства
Архитектурное сооружение
Миф – это (написать своими словами, как понимаешь) ________________
Как называется угол в русской избе, где хранятся иконы
Зеленый
Молебный
Красный
Могучий
Наличники служили для –
Украшения, на них наносили специальные символы-обереги
Защиты, т.к. они закрывали полностью окно
Напиши, как называются эти элементы украшения русской избы (с верху вниз) :
На краю света, согласно мифам древних славян, на столбе сидел и навевал дремоту своими песнями и сказками:
Гамаюн
Грифон
Жар-птица
Кот Баюн
Что такое орнамент?
Узор
Рисунок
Мифологическое существо
Вышивка
В каком веке возник орнамент?
Каменном
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Культовое сооружение, в котором совершаются религиозные ритуалы – это
Пещера
Красный угол в русской избе
Храм
Мировое дерево
Как называется этот собор
Что НЕ относится монументально-декоративному искусству?
Витраж
фреска
мозаика
макраме
Особая роль в украшении парков отводилась –
Скульптурам
Цветам
Фонтанам
Прогулочным дорожкам
Искусство разведения садов пришло с
Востока
Запада
Юга
Севера
Какие два цвета преобладали в интерьере дворянского дома:
Белый, синий
Черный, красный
Белый, золотой
Золотой, красный
Как называется эта люстра
Канделябра
Абракадабра
Старинная люстра
В этом помещении обсуждали литературные новинки. Как называется это помещение
Библиотека
Литературная гостиная
Читай-уголок
Музыкальный салон
Система оценивания проверочной работы
Оценивание отдельных заданий
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Итого |
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22 |
Ответы
Номер задания | Правильный ответ |
1 | А |
2 | Б |
3 | В |
4 | Г |
5 | А |
6 | повествование, передающее представления людей о мире, о происхождении всего сущего, о богах и героях. |
7 | В |
8 | А |
9 | Полотенце, лобовая доска, наличники, ставни |
10 | Г |
11 | А |
12 | А |
13 | В |
14 | Дмитровский собор |
15 | Г |
16 | А |
17 | А |
18 | В |
19 | А |
20 | Б |