«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Художественные эскизы" И.С.Тургенева

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Художественные эскизы» И.С. Тургенева.

«Стихотворения в прозе».

Цели урока:

Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; помочь понять философский смысл стихотворения в прозе;

Проанализировать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы …», «Нищий», «Воробей»,

определить способы раскрытия авторской мысли; развивать навыки выразительного чтения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Запишите тему урока. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

О том, как и когда, создавались стихотворения в прозе, вы узнаете из сообщения.

2. Сообщение на тему: «История создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева».

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале .Сам он называл их «…нечто вроде того , что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».

Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.

Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.

51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.

Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений , в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение) , была издана только в 1930-1931 г.

Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

Из сообщения вы узнали, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал.

3. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Итак, что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей? (Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи).

III. Анализ «Стихотворений в прозе»

1. И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.

Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».

2. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Русский язык».

С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

3. Сегодня на уроке, проанализировав стихотворения в прозе, ответим на вопросы:

Какой представляется личность поэта в эти годы?

О чём свидетельствует его лирический дневник?

Эпиграфом к уроку послужили слова И.С. Тургенева «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Любовь…Это слово было самым важным в жизни Тургенева. Это и любовь к близким, к друзьям, к природе, к женщине, т.е. всему что его окружало. Сам Тургенев говорил друзьям: «Я полагаю, только любовь вызывает такой расцвет всего существа ,которое не может дать ничто другое, не правда ли?»

Любовь мы видим во всех его произведениях: в романах, в повестях, в поэмах, в стихотворениях в прозе.

В сентябре 1879 г., спустя 30 лет после первых встреч с Полиной Виардо, Тургенев пишет одно из своих чудных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», вспоминая строчку из давно забытого стихотворения. Это стихотворение называлось «Роза» и было написано И. Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо.

Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» под звучание «Лунной сонаты» Л. Бетховена.

Беседа по вопросам.

  • Каковы мотивы этого стихотворения?

  • Как построено это стихотворение?

  • Какова особенность деления на абзацы?

  • В чём особенность начала стихотворения?

  • Какой приём использует автор?

  • Каким мы видим прошлое?

  • Какова тональность этих абзацев?

  • Каково настоящее?

  • Обратите внимание на слово зима. Что имеет в виду автор, говоря, что теперь зима?

  • О чём свидетельствует единственная свеча?

  • Каково настроение в настоящем?

  • О чём свидетельствует многоточие?

  • Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода.

  • Каково последнее воспоминание?

  • Итак, что же остаётся в памяти человека, прожившего долгую жизнь?

Вывод.

Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Поэтому нужно ценить каждое мгновение нашей жизни. Чередование прошлого и настоящего придаёт этому стихотворению неповторимое поэтическое звучание.

Человеческая жизнь представляется писателю мгновенной, обречённой на неизбежную смерть. Её скоротечность особенно ощутима на склоне лет, в часы долгих ночных раздумий. Мотив старости, смерти, одиночества чувствуется в стихотворениях «Сон», «Старуха». «Без гнезда», «Насекомые».

4. В тургеневском цикле получают своё решение самые разнообразные философские, нравственно-этические и общественно-социальные вопросы, которые актуальны и в наше время.

Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения в прозе «Нищий».

Беседа по вопросам.

  • Каковы мотивы этого стихотворения?

  • Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?

  • Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?

  • Что мы можем сказать о рассказчике?

  • В каком состоянии он находится? Что он чувствует?

  • Какое слово они оба повторяют дважды?

  • Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?

  • Что даёт рассказчик вместо милостыни?

  • Что означает рукопожатие?

  • Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?

  • О чём свидетельствует поступок рассказчика?

  • Оценил ли это нищий?

  • О чём последние предложения стихотворения?

  • Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.

  • В каких произведениях встречаются эти мотивы?

  • Что вы сейчас наблюдаете по отношению к нищим?

  • Как окружающие к ним относятся?

  • Как вы понимаете слово милосердие?

Тургенев говорил об уважении к человеку, о любви к людям и ко всему живому.

Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

С неменьшей силой в стихотворениях в прозе выступает и другой круг мотивов и настроений.

5. Выразительное чтение и анализ стихотворения в прозе «Воробей».

  • Что демонстрирует автор в этом стихотворении?

  • Какова интонация в начале, в середине и в конце стихотворения?

  • Какими мы видим воробьёв и собаку?

  • Как автор передаёт их чувства и состояние?

  • Какие чувства испытывает сам рассказчик?

  • Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?

  • Что понял автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

Вывод.

Любовь – сильней всего. Любовь – сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь.

Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир. Это открытие выстрадано автором, это любимая его мысль, отразившаяся во многих его произведениях.

IV. Подведение итогов

Итак, подведём итоги и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.Какой представляется личность писателя в эти годы?

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева написаны в последние 5 лет жизни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания.

Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

  • Каковы основные мотивы стихотворений в прозе Тургенева?

  • Что их характеризует?

  • Можем ли мы назвать их лирическим дневником писателя?

Действительно, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это «лирический дневник» человека, потому что он передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.

  • Согласны ли вы с высказываниями о стихотворениях в прозе Тургенева, которые прозвучали в начале урока?

«Стихотворения в прозе» Тургенева – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений». Сам Тургенев называл их ещё «последними вздохами старика».

Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя и его огромной любви к людям.

Обратимся к эпиграфу. «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

V. Объяснение домашнего задания.

Проанализируйте стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Природа», «Стой», «Христос».

«Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.Апрель, 1879



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее