Дидактическое описание использования работы в образовательном процессе.
Предмет: химия
Класс: 11 класс
Тип контроля: текущий контроль по теме «Металлы»
Форма контроля: химический диктант
Время на выполнение работы: 15 минут
Цель: оценить знание учащимися физических и химических свойств металлов, областей применения металлов.
Планируемые образовательные результаты: уметь характеризовать физические и химические свойства металлов, знать области применения металлов, уяснить практическую значимость изучаемой темы в повседневной жизни человека.
Назначение и способы практического использования:
- работа может проводиться как в виде химического диктанта ( один вариант прочитывается учителем, а обучающиеся записывают ответы, затем проверяют и разбирают их), так и в виде проверочной работы два варианта ( обучающиеся получают задание, сами читают и выбирают верные утверждения);
-работу можно применять в начале урока в качестве фронтальной или индивидуальной проверки знаний по теме, а также в конце урока после изучения темы «Металлы»;
-обучающиеся могут сами проверить правильность работы по ответам (самоконтроль) или работу проверяет сосед по парте (взаимоконтроль);
- утверждения показывают практическую значимость изученной темы «Металлы», показывает связь химии с другими науками: химией сплавов, астрономией, физикой, медициной, биологией, сельским хозяйством, самолётостроением.
-данная проверочная работа позволяет учителю провести диагностику овладения межпредметными понятиями, что способствует формированию научного мировоззрения школьника, выполняет профориентационную функцию, а также показывает важное место химии среди других наук.
Критерии оценивания: верно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Шкала перевода в пятибальную систему:
0 - 10 баллов - «2» ( 0 - 50% )
11 – 15 баллов-«3» (52 - 71%)
16 - 18 баллов –«4» ( 76 - 85%)
19 - 21 баллов – «5» (90 - 100%)
Химический диктант по теме «Металлы» 11 класс ( вариант 1).
Задание: запишите в столбик названия некоторых металлов или семейств (щелочные металлы, алюминий, цинк, титан, хром, железо, медь), а рядом укажите номер прочитанного (или услышанного, если задания читает учитель) утверждения.
1. Этот металл легкий, но в тоже время и тугоплавкий.
2. Этими металлами покрывают изделия из стали для предохранения их от коррозии.
3. Соединения этих металлов амфотерны.
4. Эти металлы при обычных условиях бурно реагируют с водой с образованием оснований.
5. Этот металл в свободном виде используют очень редко, но его сплавы (чугун и сталь) исключительно важны для человечества.
6. Этот металл по электропроводности уступает только серебру.
7. Этот металл образует три оксида, которые облазают, в зависимости от степени окисления, разными свойствами (основными, амфотерными и кислотными).
8. Эти металлы самые легкие и мягкие.
9. В атомах этих металлов происходит «провал» одного s-электрона с внешнего энергетического уровня на предпоследний.
10. Этот металл занимает четвертое место по электропроводности.
11.Формула, отражающая состояние электронов в атоме этого металла, заканчивается так: 3d5 4s1 .
12. Эти металлы и их сплавы широко используют в самолетостроении.
13. Этот металл при обычной температуре и при температуре выше 200 ° С хрупок, а при температуре 100-150 ° С хорошо прокатывается в листы.
14. Этот металл способен проявлять степени окисления от +1 до +6; наиболее характерны для него степени окисления +2, +3, +6.
Формула, отражающая состояние электронов в атомах этих металлов,
заканчивается на ns1 .
При взаимодействии этого металла с медью образуется сплав - латунь.
Этот металл обладает магнитными свойствами.
18. Этот металл применяют в хирургии для скрепления костей при переломах.
19. Этот металл широко используют для восстановления других металлов из их оксидов.
20. Кристаллогидрат сульфата этого металла применяют для уничтожения вредителей в сельском хозяйстве.
21.Этот металл называют «небесным» камнем, так как он входит в состав метеоритов.
Ответы
Щелочные металлы: 4,8,15
Алюминий: 2,3,10,12,19
Цинк: 2, 3, 13,16
Титан: 1,3.12, 18
Хром: 2, 3,7, 9, 11,14
Железо: 3, 5, 17, 21
Медь: 6, 9, 20