Интегрированный урок «Характеристика литературы и истории начала xx века»
Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе.
Задачи: 1. Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе.
2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.
3.воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.
Оформление доски:
««Медленно история листается…… всё стареет – Родина не старится!»
Эпиграф:
В двадцатом удивительном столетье,
Польстившись на избранничества стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы.
Слово учителя.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолёта...
Сегодня мы попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течёт река литературы.
Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика исторических и литературных событий.
Чтение темы и эпиграфа урока.
Знакомство учащихся с задачами урока.
Перед нами не просто лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно. Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях – загадках. Это и будет «кусок» истории в нашем полотне, заполнив которое мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия XX века? Перефразируя же М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье»?
Итак, начинаем «медленно историю листать»…
Беседа об исторических событиях и комментарий по литературе.
(По ходу беседы заполняется «Историческое полотно» на доске, в тетрадях – «Лента времени»).
Комментарий учителя.
К началу XX века определились основные силы мира – это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров, отсутствие новых руководящих идей. ВЛ Соловьёв так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «… прежняя история вправду закончилась. Конец истории сошёлся с её началом». А.П. Чехов об этом же: «Всё враздробь!»
Климат новой эпохи прояснился в совместных прозрениях художников разных направлений - реалистов и модернистов.
Обращение к схеме:
Продолжает развиваться литература критического реализма.
Вересаев Викентий Викентьевич, Куприн Александр Иванович, Бунин Иван Алексеевич, Толстой Алексей Николаевич, Короленко Владимир Галактионович.
Рождается новая литература, которая развивается в направлении, получившем впоследствии название социалистического реализма (М. Горький).
Модернистское искусство (поэзия серебряного века).
футуристы акмеисты символисты
Старшие символисты:
Бальмонт К. Гумилёв Н. Маяковский В.
Брюсов В. Городецкий С. Хлебников В.
Мережковский Д. Ахматова А. Бурлюк Д.
Гиппиус З. Мандельштам О.
Младосимволисты:
Блок А.
Белый А.
Характеристика литературы начала века: поиск новых форм, нового содержания.
Отгадай событие.
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - вот таков девиз.
Русско – японская война 1904 – 1905 года.
(Как только событие отгадано, на полотно истории прикрепляется соответствующие пазлы; дата, название события заносятся и в «Ленту времени).
Комментарий учителя.
На эту войну, которая должна быть маленькой, но победоносной, откликнулись передовые люди. ЛН Толстой опубликовал в Англии статью «Одумайтесь!». Самым эмоциональным откликом на русско – японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема – безумная жестокость. Конкретное решение этой темы – экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь…. И в этом красном, текущем продолжалась ещё улыбка, беззубый смех – красный смех». «Красный смех» - это символ страха, смерти, ужаса и безумия – встречается в тексте 16 раз, а основной лейтмотив – «ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет – символ войны – встречается 33 раза. «Странная перемена вдруг произошла - исчезновение цветов; исчезли голубой, зелёный и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным». Вот как изображает войну Л. Андреев. И мы, вслед за писателем, всё, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мирными цветами будут голубой, цвет надежды, и зелёный, обозначающий экономические преобразования. К сожалению, в красный цвет окрашены и несколько последующих событий в истории нашего государства.
Отгадай событие.
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
I русская революция, 1905 - 1907 г.г.
Комментарий учителя.
О I русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина».
А вот стихотворение Н. Тэффи, которое называется «Пчёлки»:
В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шёлка
Полотнищем длинным, прямым…
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
Оно было написано весной 1905 года и потом перепечатывалось во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем». Какой – то особый, пророческий смысл звучал в её словах…
Отгадай событие.
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
I Мировая война.
Комментарий учителя.
Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина»: «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку… другую явил я отвагу – был первый в стране дезертир».
Отгадай событие.
Всё общество на красных – белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.
Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли – таковы её итоги.
Гражданская война, 1918 – 1920 г.г.
Комментарий учителя. Обращение к схеме.
Гражданская война и литературу разделила надвое:
«Революционный героизм» «Сабля да книга – чего ещё…» Фадеев А. «Разгром» Фурманов Д. «Чапаев» Серафимович А. «Железный поток» Островский Н. «Как закалялась сталь». «Внимая ужасам войны» Булгаков М. «Бег», «Дни Турбиных» Бабель И. «Конармия» Бунин И. «Окаянные дни» Горький М. «Несвоевременные мысли».
Отгадай событие.
6.Отгадай событие.
В попытках частную торговлю запретить
Про продразвёрстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
Политика военного коммунизма, 1918 – 1921г.г.
Комментарий учителя.
Творческую жизнь начала 2-х годов характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е. Замятина и Б Пильняка (в 1938 году Б Пильняк был расстрелян).
Широкая, полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления:
7. Эмигрантская Бунин И, Куприн А, Толстой А, Гиппиус З, Мережковский Д, Шмелёв И, Цветаева М, Бальмонт К. и другие. Советская литература Пролеткульт, РАПП, ВАПП, Д Белый, М Светлов. ЛЕФ (В. Маяковский) Имажинисты (С. Есенин) Серапионовы братья (М. Зощенко) Обэриуты (Заболоцкий Н, Хармс Д, Шварц Е.)
Отгадай событие.
Чтоб вывести из кризиса страну,
Восстановить народное хозяйство,
Перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством.
НЭП, 1921 – начало 1930-х г.
Комментарий учителя.
Период НЭПа в литературе отражён в рассказах М. Зощенко и в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Отгадай событие.
Чтоб средства в город откачать,
Чтобы заводы, фабрики построить,
В деревне надо было с кулаком борьбу начать,
Крестьян всех на вступление в колхоз настроить.
Индустриализации (1929- 1940), коллективизация 1929 – 1932)
Комментарий учителя.
Социальные преобразования к. 20-х – начала 30-х годов, политика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» - событийная основа произведений А. Платонова «Котлован», М. Шолохова «Поднятая целина».
Отгадай событие.
Неграмотность хотела победить,
«Культуру» - третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала…
Культурная революция, 1917 – 1939 гг.
Комментарий учителя.
1931 г – выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 г. генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 году на I съезде писателей был объявлен основной и единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного государства.
Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни – тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.
Стреляли добрых, гордых, честных,
Чтоб захватить, упрочить власть.
В глухих подвалах повсеместно
Кровь русская лилась.
С 1934 года литература – одна «социалистическая» река, в которой много невидимых подводных течений… Теперь мы «это течение» называем запрещённой (возвращённой) литературой (Бабель И, Булгаков М, Мандельштам О, Клюев Н, Пильняк Б, Платонов А, Замятин Е. и др).
Отгадай событие.
С разгрома Польши началась она,
И имя её страшное – война.
Продлилась с точностью в 6 лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
II Мировая война.
Комментарий учителя.
Литература Великой Отечественной войны характеризуется агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отстоять свою Родину! - вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957 – 1959).
Отгадай событие.
Смерть Сталина – и началась она,
Лирично Эренбургом названа …
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
«Оттепель», 1953 – 1960 –е годы.
Комментарий учителя. Работа со схемой.
Литературный процесс 60-х годов знаменовался настоящим творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодёжная проза», «громкая эстрадная песня», «тихая лирика» и др. Возникали различные литературные группы, объединения, кружки: «Мы – молодые», Лианозовская поэтическая группа, СМОГ – «Смелость. Мысль. Образ. Глубина», или «Самое Молодое Общество Гениев». Распространились такие уникальные явления , как «самиздат» и «тамиздат». Всё это свидетельствовало об оживлении литературной жизни. Однако необходимо помнить, явления «шестидесятничества» и «оттепели» отождествлять нельзя. Сам период «оттепели» (назван по одноимённым произведениям: стихотворению Н. Заболоцкого и повести И. Эренбурга) делится на три периода: 1953 – 1956 гг, 1956 – 1959 гг, 1959 – 1964 гг. Каждый сопровождался «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей. Начало «оттепели» отмечено литературно – критическими выступлениями. В сентябре 1954 года А Твардовский отстранён от должности главного редактора «Нового мира». Далее идёт процесс реабилитации репрессированных писателей. Печатается роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Одновременно с этим резкой критике подвергается опубликованный за рубежом роман
Б. Пастернака «Доктор Живаго». С одной стороны, по приказу Н. Хрущёва публикуется «Один день Ивана Денисовича» АИ Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обратившаяся к отображению «окопной правды» войны. С другой стороны, подвергается аресту рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Отгадай событие.
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что «оттепелью» звали.
Был отстранён генсек Хрущёв,
Настало время заказных судов,
И за разгромом в Праге демократии весной
Период тот назвали мы…… («застой»).
Комментарий учителя.
Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х гг. эпохой «застоя» было три пути:
- путь конформизма, приспособление к сложившейся и застывающей в своих чертах системе;
- «андеграунд», «непротивление» системе , но и нежелание с ей сотрудничать. Это был период третьего «хождения русской интеллигенции в народ»: люди творческого склада выбирали профессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифт1ры). «Поколением дворников и сторожей» называл их рок-поэт Б. Гребенщиков. Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В. Ерофеева «Москва –Петушки», роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» В Маканина, в прозе С. Довлатова и др.
- путь диссидентства – сознательного и открытого противостояния системе. Этот путь, как правило, приводил в эмиграцию или лагеря и специальные лечебницы. Впрочем, надо сказать, чёткой границы между этими путями не было. Пример тому – судьба А. Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссёра превратился в диссидента и эмигранта.
Вот что читаем об этом времени у Михаила Веллера в произведении «Дети победителей»: «Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой. Спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин. Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чередой «уезжанты» и невозвращенцы: Ростропович, Барышников…. Уехал Некрасов. Уехал и погиб Галич. Умер Шукшин. Агония.
Точку «воткнул» восьмидесятый: лишили гражданства уехавшего Аксёнова; смерть Высоцкого; бойкот Олимпиады. Финиш.
Смерть Трифонова весной восемьдесят первого прозвучала завершающим аккордом, эпилогом. А как же боссы? Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины…»
Отгадай событие.
Генсека в 85-ом услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны,
Реформы эти не просты, но так нужны.
«Перестройка», 1985 т- 1991 гг.
Комментарии учителя.
Этот период связан с именем М.С. Горбачёва. «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», «демократия» - символы того времени. Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих –то речей двигали вперёд литературу. Из котельной доносится голос уличного Гамлета – кумира молодёжи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обойти: «Можешь ли ты изменить этот мир?...» Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков – символы новой эпохи, символы внутренней свободы.
1991 год – распад Советского Союза. Конец периода, называемого «перестройка». Борис Ельцин – первый президент России.
Беседа о последнем десятилетии.
Последнее десятилетие уходящего века… Пришло время окончательно заполнить наше «Полотно истории».
- Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить в красный цвет???
Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»: академик Сахаров, отец Мень, Игорь Тальков, Дмитрий Холодов, Владислав Листьев, и др. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие: «Мама, я жив!». Трагические события 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск». Литературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В. Распутин, Ч. Айтматов резко осуждают неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность, наркоманию, общее духовное обнищание. Основной мотив литературы – мотив тупика и катастрофы.
- И всё же только ли красный цвет характерен для последнего периода?
Не только. Развивается экономика, с её взлётами и падениями. Надежда связана с новым президентом В.В. Путиным. «Конец истории сошёлся с её началом» (Вл. Соловьёв).
Последнее десятилетие уходящего века предлагается сделать разноцветным.
Итог урока.
Теперь, когда заполнено «историческое полотно», сделайте вывод о том, каким же был XX век – излом тысячелетья?
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?
«Тело Земли – это сплошной нарыв, который вызревает, лопается и, не успев залечиться, снова назревает…»
«Медленно история листается… Только Родина не старится…» (обращение к эпиграфу). И всё же русский народ – «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой!» (В Фёдоров)
Прослушивание песни Ю. Шевчука «Родина»
Домашнее задание.
Приложение
«Полотно истории»
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904 – 1905 ГГ. | РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 ГГ. | I МИРОВАЯ ВОЙНА 1914 – 1918 ГГ | ||
II РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОД | ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1918 – 1920 ГГ. | ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА 1918 – 1921 ГГ. | ||
НЭП 1921 - 30 - ГОДЫ | ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ | ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945 ГГ | ||
«ОТТЕПЕЛЬ» 1953 – 1960 ГГ | «ЗАСТОЙ» К. 70-Х – Н. 80-Х ГГ» | «ПЕРЕСТРОЙКА» 1985 – 1991 ГГ | ПОСЛЕДНЕЕ | |
ДЕСЯТИЛЕТИЕ | ||||
|
Красный цвет - война
Голубой цвет - мир, надежда
Зелёный цвет - экономика
Трёхцветный пазл – мир, надежда, экономика, война.
Раздаточный материал: «Лента времени» (заполняется по ходу урока).
1904 – 1905 1905 – 1907 1914 – 1918 1917 г 1918 – 1920
Русско-японская I русская I мировая II русская Гражданская
война революция война революция война
XX век_______________ ___________________________________________
до 40 – х 1941 – 1945 гг 60 -е годы к. 70 – х 1985 - последнее
строительство Великая н. 80 – х 1991 гг десятилетие
нового Отечественная «Оттепель»
государства война «Заморозки» «Застой» «Перестройка»
___________________________________________________________XXI век