«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Карбоновые кислоты: строение, способы получения и свойства.

Интегрированный урок по химии и биологии для студентов СПО 1 курса.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Учебно-методический план занятия

Тема занятия: Карбоновые кислоты: строение, способы получения и свойства.

Группа 1М161 Дата 3.11.17.

Тип урока: комбинированный интегрированный.

Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации, устный объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый.

Цели:

Образовательные: ознакомление с особенностями строения молекул карбоновых кислот, их классификацией и свойствами карбоновых кислот. Формирование умения составлять структурные формулы веществ, различать по формулам карбоновые кислоты.

Развивающие: развитие у студентов умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул.

Воспитательные: воспитание культуры общения через работу в паре, группе; формирование научного мировоззрения, познавательной активности, интерес к предмету.



Формирование общих компетенций:

Общих:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Обеспечение занятия:

1. Оборудование и реактивы: Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор, лабораторная посуда для проведения опыта, презентация.

2. Литература: Ю.М.Ерохин, И.Б.Ковалева, Заяц Р.Г. учебник

3. Раздаточный материал.

Обеспечивающие: биология

Обеспечиваемые: биология, ОБЖ.













Ход занятия:

Этапы

Формы и методы обучения.

Деятельность обучающихся.

Время (мин)

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие

Проверка отсутствующих

Состояние аудитории, рабочих мест и внешнего вида студентов

Организация внимания

Беседа

3

2.Проверка знаний по предыдущей теме:

Альдегиды

Письменный опрос

10

3.Актуализация опорных знаний:

Выполнение заданий (устно).

Беседа, опрос

2

4.Мотивация и целеполагание

Беседа, определение темы.

1

5.Сообщение темы и плана урока:

1.Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.

2. Получение КК

3. Общая формула, состав карбоновых кислот

4.Классификация карбоновых кислот.

5.Номенклатура карбоновых кислот.

6.Физические свойства.

7.Химические свойства

8.Применение.

Сообщение, запись, беседа

2

6.Изучение нового материала:


Беседа, независимо от роли, слушают и составляют конспект, оценку вносят в оценочный лист.

30

7.Вопросы для обсуждения с целью закрепления нового материала

Воспроизводящая беседа, составление синквейна

5

8.Рефлексивно-оценочный этап занятия. Подведение итогов занятия

Беседа, работа с текстом

5

9.Домашнее задание:

Записи в тетради.

информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2





Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания. (Письменная работа на 10 мин.)

Преподаватель химии.

Тест. Вариант 1.

1. Вещество состава СН3─СН═О может быть:

1) многоатомным спиртом; 2) альдегидом; 3) кислотой; 4) простым эфиром

2. При окислении пропаналя образуется:

1) пропан; 2) пропанол-1; 3) пропановая кислота; 4) пропанол-2

3. При восстановлении бутаналя получается:

1) бутанол-1; 2) бутановая кислота; 3) бутанол-2; 4) дибутиловый эфир

4. Газообразным является альдегид:

1) муравьиный; 2) уксусный; 3) пропионовый; 4) валериановый.

5. Вещество, формула которого СН3СОН, называется:

1) этанол; 2) этаналь; 3) этановая кислота; 4) ацетон.

Вариант 2.

1. Общая формула альдегидов:

1) R-O-R1; 2) R-O-H; 3) R-COH; 4) R-CHO

2. При окислении этанола оксидом меди (II) образуется:

1) формальдегид; 2) муравьиная кислота; 3)ацетальдегид; 4) уксусная кислота.

3. Реакция «серебряного зеркала» качественная реакция на:

1) спирты; 2) альдегиды; 3) фенолы; 4) кислоты

4. Формула уксусного альдегида:

1) СН3СООН; 2) СН3СОН; 3) НСНО; 4) С2Н5СНО

5. При восстановлении альдегидов образуются:

1) фенолы; 2) углеводороды; 3) спирты; 4) кислоты.

Ответы: В1: 1-2, 2- 3, 3- 2, 4- 1, 5- 2. В2: 1- 3, 2- 4, 3- 2, 4- 2, 5- 4.

3.Актуализация знаний.

Преподаватель химии.

Вводная беседа:

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.

СЛАЙД (яблоко, лимон, смородина, кефир).

- посмотрите на слайд. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?

Правильно, в них есть кислоты – из класса органических карбоновых кислот.

А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? («кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные»…). Сравним ваши ассоциации в конце урока, ответив на вопрос: Все ли кислоты опасные?

Итак, тема нашего урока – «Карбоновые кислоты: строение, способы получения и свойства». (Формулировка темы урока).

4. Мотивация и целеполагание.

На данном уроке мы должны… (студенты ставят цели):

-сформулировать определение,

-вывести общую формулу,

-изучить классификацию,

-овладеть навыками номенклатуры,

-рассмотреть физические свойства,

-химические свойства,

-способы получения

-определить области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.

5. Сообщение темы и плана урока:

1.Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.

2. Получение КК

3. Общая формула, состав карбоновых кислот

4.Классификация карбоновых кислот.

5.Номенклатура карбоновых кислот.

6.Физические свойства.

7.Химические свойства

8.Применение.

6.Изучение нового материала

Преподаватель химии.

- Что же объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе органические вещества?

(Определяют, что в составе карбоновых кислот имеется карбоксильная группа).

- Сегодня нам предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Эти вещества необычны, некоторые из них являются даже «съедобными», «пищевыми».

2. А как их можно получить в лабораторных условиях? Вспомним генетический ряд и определим последнее звено в цепи:

3. – К какому классу будем относить органические кислоты? (Ответы).
В молекуле метана углерод не окисленный, в молекулах спиртов он окисляется одним атомом кислорода, то есть один атом водорода заменяется кислородом, у альдегидов 2 атома водорода, как же у кислот? Какая функциональная группа получается? Какой класс веществ содержит данную функциональную группу? Запишем определение в тетрадях.

Определение класса карбоновых кислот, общая формула 

Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом.

Общая формула: R – COOH.

4. Классификация карбоновых кислот. Преподаватель биологии.

1) В зависимости от числа карбоксильных групп:

• одноосновные, например уксусная

• двухосновные, например щавелевая

• многоосновные, например лимонная

2) В зависимости от природы радикала:

• предельные, например пропионовая

• непредельные, например акриловая

• ароматические, например бензойная

5. Номенклатура карбоновых кислот. Преподаватель химии.

-А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре? Вернёмся к генетическому ряду.

Спирт
R –ОН
метанол

альдегид
R–COH
метаналь

карбоновая кислота
R–COOH
метановая кислота

Познакомимся с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот.

Дать название веществам и составить формулы карбоновых кислот (работа в парах)

1. СН3 – СН – СН – СООН 2,2-диметилбутановая кислота

l l

СН3 СН3

2. CH3 – CH - COOH 2-метилпропановая кислота

׀

CH3

6. Физические свойства. Преподаватель биологии.

Если карбоновая кислота содержит от 1 до 3 атомов углерода, то это жидкости с характерным резким запахом, хорошо растворимые в воде;

С4 – С9 - вязкие маслянистые жидкости с неприятным запахом, плохо растворимые в воде;

C10 и - твердые вещества, не имеющие запаха, не растворимые в воде.

7. Химические свойства. Преподаватель химии.

1. Диссоциация

HCOOH = HCOOˉ + H+

2. Реагируют с металлами

2CH3COOH +2Na = 2CH3COONa + H2

3. Реагируют с основаниями

HCOOH + NaOH = HCOONa + H2O

4. Реагируют с солями (опыт)

2CH3COOH + CaCO3 = (CH3COO)2Ca + H2O + CO2

5. Реагируют со спиртами

CH3COOH+ C5H11OH = CH3COOC5H11+ H2O





8. Применение карбоновых кислот. Преподаватель биологии.

Муравьиная кислота – в медицине - муравьиный спирт (1,25% спиртовой раствор муравьиной кислоты), в пчеловодстве, в органическом синтезе, при получении растворителей и консервантов; в качестве сильного восстановителя.

Уксусная кислота – в пищевой и химической промышленности (производство ацетилцеллюлозы, из которой получают ацетатное волокно, органическое стекло, киноплёнку; для синтеза красителей, медикаментов и сложных эфиров). В домашнем хозяйстве как вкусовое и консервирующее вещество.

Масляная кислота – для получения ароматизирующих добавок, пластификаторов и флотореагентов. 

Щавелевая кислота – для удаления ржавчины и накипи.

В вашей будущей профессии тоже пригодится знания свойств карбоновых кислот.

Например, лимонная кислота и щавелевая кислота хорошо удаляет грязь.

Вывод: Кислоты нашли широкое применение во всех сферах человеческой жизни. Их применяют в медицине, косметологии, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и используют для бытовых нужд.

Возникает закономерный вопрос, представляют ли кислоты опасность для здоровья человека? Ведь широко распространенная в природе щавелевая кислота, которая содержится в щавеле, апельсинах, смородине и малине, почему-то не нашла применения в пищевой промышленности. Оказывается, щавелевая кислота в двести раз сильнее уксусной кислоты, и способна даже разъедать посуду, а ее соли, накапливаясь в организме человека, образовывать камни.

7.Закрепление. Преподаватель химии. Тест

1. Карбоновые кислоты содержат функциональную группу

1)-ОН; 2)-С=О; 3)-СНО; 4)-СООН

2. Она называется:

1)Гидроксильная; 2)Карбонильная; 3)Карбоксильная; 4) Карбоновая

3. Как подразделяются кислоты по числу карбоксильных групп:

1) одноосновные и многоосновные 2) предельные, непредельные, ароматические

3) высшие и низшие

4. Дайте название карбоновой кислоте состава:

СН3-СН-СН-СН2-СООН

l l

СН3 С2Н5

Ключ к тесту: 1-4, г. 2-3. 3-1. 4-метил-3-этилпентановая кислота



8.Рефлексия. Преподаватель биологии.

Черный ящик.



9.Домашнее задание. Преподаватель химии.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее