«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Как важно вовремя успеть» (к рассказу Б. Екимова «Пара осенней обуви»)

Данная презентация составлена к конспекту урока по рассказу Б.Екимова "Пара осенней обуви",не только помогает анализировать рассказ,а также содержит материал для подготовки к сочинению-рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Борис Петрович Екимов  «Пара осенней обуви»

Борис Петрович Екимов «Пара осенней обуви»

ТЕМА урока   «Как важно вовремя успеть…» Эпиграф: Чудо может обнаружить себя во всем: В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове. Чудо-это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья».  А.Грин

ТЕМА урока «Как важно вовремя успеть…»

Эпиграф:

Чудо может обнаружить себя во всем:

В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове. Чудо-это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья».

А.Грин

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края. Родители –специалисты по пушнине. Учился в Сталинградском механическом институте, окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Первый рассказ напечатан в журнале «Молодая гвардия».Выпущено более 20 книг, известные рассказы : «Офицерша», «Елка для матери», «Родительский дом, «Ночь исцеления» и др.Лауреат премии им.И.А.Бунина,премии Москва-Пена.

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края. Родители –специалисты по пушнине. Учился в Сталинградском механическом институте, окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Первый рассказ напечатан в журнале «Молодая гвардия».Выпущено более 20 книг, известные рассказы : «Офицерша», «Елка для матери», «Родительский дом, «Ночь исцеления» и др.Лауреат премии им.И.А.Бунина,премии Москва-Пена.

О себе: «Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения ( читать я научился в 4 года)».

О себе:

«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература

должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она,

наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может

жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения

( читать я научился в 4 года)».

Рассказ из нового сборника писателя Бориса Екимова «Возвращение», вышедшего в издательстве «Никея». Борис Екимов – лауреат премий Александра Солженицына, Ивана Бунина, Государственной премии РФ, автор, чьи произведения входили в шорт-лист «Большой книги» (2015), номинант Патриаршей литературной премии.

Рассказ из нового сборника писателя Бориса Екимова «Возвращение», вышедшего в издательстве «Никея». Борис Екимов – лауреат премий Александра Солженицына, Ивана Бунина, Государственной премии РФ, автор, чьи произведения входили в шорт-лист «Большой книги» (2015), номинант Патриаршей литературной премии.

Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа:  лаконизм повествования, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки.

Рассказ

малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение.

Отличительные черты жанра рассказа:

лаконизм повествования, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки.

Проблема-  вопрос, который интересует автора и вызывает его раздумья и размышления .  1.Проблема уважительного отношения повзрослевших детей к матери  2.Проблема материнской любви к детям

Проблема-

вопрос, который интересует автора и

вызывает его раздумья и размышления .

1.Проблема уважительного

отношения повзрослевших детей к матери

2.Проблема материнской любви к детям

Позиция автора- это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения  1.Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям, мы должны просить прощения у матерей при жизни, а не после их смерти ,т.е «нужно вовремя успеть»… 2.Материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, ничего взамен…

Позиция автора-

это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения

1.Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям, мы должны просить прощения у матерей при жизни, а не после их смерти ,т.е «нужно вовремя успеть»…

2.Материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, ничего взамен…

« В меру сил копошилась по хозяйству. Она была не очень стара, шесть лет лишь пенсию получала. Всю жизнь в колхозной работе…» «Вдовий плат?»- «Суровые морщины, померкший свет в глазах –отжила свое…»

« В меру сил копошилась по хозяйству. Она была не очень стара, шесть лет лишь пенсию получала. Всю жизнь в колхозной работе…»

«Вдовий плат?»-

«Суровые морщины, померкший свет в глазах –отжила свое…»

-Какую роль играет «прием сна?» Ноги у нее болели и просили доброй обуви…но боялась просить. … Но последние ночи снились ей трофейные ботики…

-Какую роль играет «прием сна?»

Ноги у нее болели и просили доброй обуви…но боялась просить.

Но последние ночи снились ей трофейные ботики…

Мартиновна плакала, и в слезах ее кто виноват был… Длинная нескладная жизнь? А может ,те, трофейные ботики, с крючочками и шнурками, из молодости? Или вот эти?

Мартиновна плакала, и в слезах ее кто виноват был…

Длинная нескладная жизнь? А может ,те, трофейные ботики, с крючочками и шнурками, из молодости? Или вот эти?

Как важно вовремя успеть  Сказать кому-то слово доброе,  Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —   Ведь всё порушить может смерть. Как важно вовремя успеть  Похлопотать или поздравить,  Плечо надёжное подставить!  И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас  Исполнить чью-то просьбу вовремя,  Не замечая, что обида кровная  Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина  Потом терзает души.   Всего-то надо — научиться слушать  Того, чья жизнь обнажена. Андрей Дементьев

Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —  Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надёжное подставить! И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, что обида кровная Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина Потом терзает души.  Всего-то надо — научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.

Андрей Дементьев

Андрей Дементьев «Как важно вовремя успеть…» 1.Определите главную мысль стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть…» 2.Как она связана с рассказом Б.Екимова «Пара осенней обуви»? 3.Какое чудо произошло в рассказе? 4.Счастлив ли Алексей, если да , то чем? 5.Какой нравственный урок для себя вы извлекли?

Андрей Дементьев «Как важно вовремя успеть…»

1.Определите главную мысль стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть…»

2.Как она связана с рассказом Б.Екимова «Пара осенней обуви»?

3.Какое чудо произошло в рассказе?

4.Счастлив ли Алексей, если да , то чем?

5.Какой нравственный урок для себя вы извлекли?

В год своего 70-летнего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии им. А.И.Солженицына

В год своего 70-летнего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии им. А.И.Солженицына

Рефлексия  «Музей обидных воспоминаний» Вспомните и опишите неприятный поступок по отношению к вашей матери, за который вам до сих пор стыдно. Домашнее задание:  сочинение-рассуждение по тексту Б.Екимова

Рефлексия

«Музей обидных воспоминаний»

Вспомните и опишите неприятный поступок по отношению к вашей матери, за который вам до сих пор стыдно.

Домашнее задание:

сочинение-рассуждение по тексту Б.Екимова

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее