Сл.1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моей консультации «КАК ПОНИМАТЬ И ЦЕНИТЬ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ»
Сл.2 Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы, на первый взгляд, кажутся затруднительными. Авторитетные, знающие и понимающие люди : психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Психолог скажет: "Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы".
Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить - посоветует педагог. Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.
Сл.3 Да, дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Сл.4 Психологи считают рисунок - одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества.
Сл.5 Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо научится грамотно читать.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.
Сл.6 Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, при рассматривании и оценки детских работ :
- обсуждать с ребенком его работу, а не его самого ( слабый или гениальный ребенок)
- оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
- необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу
- выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение
- поддерживать, поощрять самостоятельность рисования, разнообразие изобразительных материалов, изобретательность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
- важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
- в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
Сл.6 Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом.
Обычно дети используют 5–6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Наиболее значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Сл.8 Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младшего возраста, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции!
Сл.9 Спасибо за внимание!