Как помочь первокласснику в процессе адаптации к школе
Большинство малышей с нетерпением ждут первых школьных дней, но нередко беззаботное поведение и радость сменяются разочарованием: восклицания в стиле «Я не хочу идти в школу!» в доме звучат всё чаще. Скорее всего дело вовсе не в самой школе, а в том, что ребёнок находится в процессе адаптации, который всегда сопряжён с большими трудностями.
Что такое адаптация первоклассника и как она проходит в моем классе…
Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и выполнять задания. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе.
В классе 29 человек. 11 мальчиков и 18 девочек.
С 7 лет обучаются-25 человек
С 6 лет-4 человека
В детский сад ходило 27 человек.
Читающих на начало года-20 человек
Не читающих-9 человек.
Посещали «Дошколёнок»-4 человека
Почему вообще у первоклассника возникают сложности, даже если ребёнок с нетерпением ждал начала школьных будней? Причин может быть несколько.
Первая и самая основная — отсутствие готовности к изменившимся условиям. Если в детском саду за ребёнка отвечали воспитатели, то в школе ребенок выходит на новую ступень самостоятельности. У него появляется своя зона ответственности,
Слишком много «надо», резкое сокращение динамичных игр, необходимость сидеть спокойно по несколько часов, новый коллектив, постоянные требования и новый, иногда трудный учебный материал — всё это вызывает у некоторых детей желание остаться дома и забыть навсегда, что такое «парта» и «учебники».
Поэтому, мы не спешили проводить сразу по 5 уроков в день. Первую неделю только основные уроки, со второй недели-добавились рисование, технология….и т.д.
Школьную адаптацию можно разделить на три типа: психологическую, социальную и физиологическую.
Психологическая адаптация.
Критерии: высокая мотивированность ребёнка в учебе, сформированность важных когнитивных навыков. Психологически адаптированный первоклассник будет ходить в школу с удовольствием и радостно делиться тем, как прошёл его день.
Социальная адаптация.
Критерии: налаженный контакт с педагогами и коллективом, приспособление к учебной деятельности (к поведению, требованиям). Социально адаптированный первоклассник не будет иметь проблем с коммуникацией.
Физиологическая адаптация.
Критерии: работоспособность ребёнка, общее самочувствие, качество сна и наличие аппетита. Физиологически адаптированный к школе первоклассник нормально воспринимает учебную нагрузку, следует режиму, не имеет проблем со сном и обострений хронических заболеваний.
На что я обращала особое внимание, чтобы понять, как ребенок переживает адаптацию в школе? Что является сигналом тревоги для меня? Это-
постоянная усталость и высокая утомляемость;
нарушения сна (бессонница или, напротив, регулярная сонливость);
проблемы с аппетитом (и в целом различные расстройства пищевого поведения);
ухудшение самочувствия (головные боли, тошнота, синдром раздражённого кишечника и пр.);
повышенная тревожность;
эмоциональная нестабильность;
заикание;
появление навязчивых действий и движений;
снижение мотивации к учёбе и интереса к процессу познания;
понижение самооценки.
Если проявлялись эти «симптомы», принимали меры( смена деятельности, материал в игровой форме, в форме сказки и пр.)
Адаптация к первому классу — процесс не быстрый. Проходит она несколькими этапами:
Острая адаптация (первый месяц). Первые учебные недели для первоклассника самые сложные. В этот период новоиспечённый школьник максимально задействует все системы своего организма, подстраиваясь под новые условия. Именно поэтому первоклассники так часто болеют в сентябре-октябре — не только от «новых» вирусов, но и от перенапряжения, стресса и огромной потери ресурсов. ( 7 человек болело)
Неустойчивое приспособление (второй-пятый месяц). В этот период первоклассник только-только начинает втягиваться в новые условия: его организм вырабатывает новые реакции на различные изменения (например, на строгий режим и расписание). Приспособление идёт полным ходом.
Очень важно, чтобы у ребенка был строгий режим. Ребенок точно должен знать, что и когда ему необходимо делать. Чёткий распорядок дня — лучший помощник в адаптации. Так первоклассник сможет сохранять психическое и физическое равновесие и гармонично расходовать свои энергоресурсы. Обязательно стоит ввести в режим приёмы пищи, тихий час и время активности, ведь детям полезна смена деятельности. Кроме того, человеческая психика словно опирается на выстроенный распорядок дня и недели — определённость и предсказуемость дают так важные для маленького школьника психологические ресурсы.
Делаю упор на развитие детской самостоятельности.
Не стоит делать из первоклассника взрослого, но и оставлять его в позиции беззащитного младенца тоже не нужно. Развиваю самостоятельность школьника. Например, рюкзак ребёнок уже может собирать сам, как и не забыть положить сменную обувь в мешочек, приготовиться к уроку, сдать нужную тетрадь, навести порядок на парте…
Если нужно, снижаю требования. Не стоит требовать от первоклассника всего и сразу.. Важно, чтобы ребёнок сохранял интерес к учебной деятельности как можно дольше. Он обязательно всему научится — дайте срок.
Интересуюсь делами первоклассника во внеурочное время
Это может быть важно, чтобы быть в курсе, как у ребёнка складываются отношения с родителями, с одноклассниками. Может, ему нужна помощь в налаживании контакта? Интересуюсь, как прошли выходные дни, поход в цирк, прогулка в парк и т.д.— так поддерживается доверие между мной ребёнком .
Хвалю и поощряю. Приятные слова не только мотивируют первоклассника, они ещё и повышают самооценку. Ребёнку любого возраста важно, чтобы его принимали и любили вне зависимости от его оценок. Поэтому поощряю не только результат ,но и старания
Помогаю Если вижу, что ребенок нуждается в помощи. Конечно, делать за ребёнка ничего не нужно. Просто в случае необходимости объяснить непонятное, прочитать вместе вслух, посчитать примеры и пр.
Развиваю коммуникативные навыки. Не секрет, что адаптация к первому классу проходит легче у коммуникабельных детей. Да и коллективная учебная деятельность стимулирует школьников смотреть со стороны не только на других, но и на себя. Поэтому развиваю детские навыки коммуникации. Делаю это с помощью игр, или обсуждая вместе мультики, или как завести друзей, как понравиться людям и зачем вообще это нужно Даю понять собственным примером, что высказывать своё мнение — не стыдно и не страшно.
Устойчивое приспособление (от полугода и далее). В этот период ребёнок уже привыкает к нагрузкам, а потому его организм откликается на них с меньшим напряжением.
Чтобы помочь первокласснику, нужно следить за собственным эмоциональным состоянием. Нужно заботиться, поддерживать и защищать ребенка. Дети должны чувствовать, что вы их любите..
2