«Зимний фестиваль знаний 2025»

Как образуютя слова

Данный урок является третьим уроком раздела "Образование слов". Цель урока: овладение приставочно-суффиксальным способом образования слов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Как образуются слова».


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

  1. Способствовать овладению способами образования слов: приставочно-суффиксальным и способом сложения.

Задачи:

    1. Развивать умение наблюдать, сравнивать.

2. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока


I.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать. А поможет нам в путешествии вот этот паровоз и его вагоны. Для того, чтобы отправиться в это путешествие нам нужно заполнить вагоны пассажирами. Ими будут части слов.

(Ученики по очереди выходят к доске, берут карточки с изображённой на ней частью слова, дают определение и прикрепляют её в нужный вагон).

Давайте достанем из конверта маршрутный лист и в путь.

-Первая остановка в городе… . Название города скрыло облако. Чтобы его узнать, нужно вспомнить, как называется способ словообразования, когда слово образуется при помощи суффикса? (суффиксальный способ).

-Давайте запишем в маршрутном листе название и схему этого города:ᴖ^□

Суффиксальный ᴖ^□





Травинка

Проезд

Дорожка

Портрет







- Городу требуется помощь. Нужно оставить в нём только те слова-жители, которые образованы суффиксальным способом.

(Записаны слова: травинка, проезд, дорожка, портрет).

Самостоятельная работа учащихся.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение работы.

- Сравните свою запись с образцом. (Учитель убирает лишние слова).

- Кто справился с заданием? А у кого возникли затруднения?

-Двигаемся дальше. А вот и следующий город. И вновь облако закрывает от нас его название. Мы сможем узнать его название, если вспомним, как называется способ словообразования, когда слова образуются при помощи приставки (приставочный способ).

Приставочный

¬ᴖ□



-Давайте запишем в маршрутном листе название и схему этого города:¬ᴖ□






Ягодка

Подберёзовик

Записка

Поляна









- И этому городу тоже требуется помощь. Нужно оставить в нём только те слова-жители, которые образованы приставочным способом.

(Записаны слова: ягодка, подберёзовик, записка, поляна).

Самостоятельная работа учащихся.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение работы.

- Сравните свою запись с образцом. (Учитель убирает лишние слова).

- Молодцы! Вы уже помогли словам - жителям двух городов. Какими умениями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться? (умениями выделять части в словах).

- Молодцы! Давайте поаплодируем себе. А кто не справился с заданием? Что делать? Давайте дадим ребятам совет (нужно повторить состав слова).

III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.

- Мы снова в пути. И вот уже следующая остановка. Но что это? Название этого города скрыла огромная туча. Как же мы узнаем название этого города? (мы видим слово-жителя).

- Прочитайте это слово (загородный). Объясните его значение (находящийся за городом).

- Давайте заглянем в свой маршрутный лист и определим, к какой схеме подходит слово загородный (оно не подходит ни к одной из схем).

- Может мы вернулись в предыдущий город и это слово образовано приставочным способом? (нет, здесь есть и суффикс).

- А может мы вернулись в первый город и это слово образованно суффиксальным способом? (нет, здесь есть и приставка).

- Что же у нас получилось? (слово, в котором есть и приставка и суффикс).

- Как вы думаете, какое название может иметь новый способ словообразования, когда используется сразу 2 части слова? (учащиеся высказывают различные варианты .Например, приставочно-суффиксальный).

-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои предположения.

IV. Открытие нового знания.

  1. Рубрика «Тайны языка» (стр.162)

- Что подтвердили или открыли для себя нового?( новый способ словообразования называется приставочно-суффиксальный).

(Учитель открывает « название» города «Приставочно-суффиксальный»).

Приставочно-суффиксальный

¬ᴖ^□





- Давайте запишем в наш маршрутный лист его название и схему:¬ᴖ^□.








Загородный








V. Применение новых знаний.

- Пока наш паровоз и его вагоны отдыхают, выполним упражнение 1 на стр. 162.Письмо с комментированием.

- Так как же называется способ образования слов, когда используются сразу 2 части слова? (приставочно-суффиксальный).

VI. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.

- Мы снова отправляемся в путь. Вновь останавливаемся у какого-то города. Название его тоже скрыто. Как нам узнать название этого города?

- Посмотрите, а ведь здесь живёт наш паровоз.

- Подумайте, как образовано слово ПАРОВОЗ?

-Это задание предлагаю выполнить в группах. ( Каждой группе раздаются лист формата А4 с напечатанным словом ПАРОВОЗ, цветной маркер, ножницы).

Один представитель от группы демонстрирует вариант словообразования. Например,

ᴖ ПАРОВОЗ, ᴖ^^ПАРОВОЗ, ᴖ^ПАРОВОЗ.

- Почему получились разные варианты?( не знаем как образовано это слово)

- Почему первая группа не обнаружила в слове суффикс? (Мы воспользовались карточкой-помощницей «Суффиксы» из дневника и не нашли в ней такого суффикса).

- Что же делать? (нужно поискать ответ в Интернете, учебнике).

- Отлично. Но давайте сами порассуждаем.

- Попробуем иначе. Что обозначает слово ПАРОВОЗ? (возить пар).

- На сколько бы частей вы разделили это слово?(на 2)

- Возьмите ножницы и разрежьте это слово. Какие части у вас получились?(ПАРО-ВОЗ, ПАР-ОВОЗ).

-Почему снова получились разные результаты?(мы не знаем точно как нужно разделить это слово).

- А хотите узнать? (хотим).

VII. Открытие нового знания.

- Нам поможет «Школьный словообразовательный словарь русского языка».

(Учитель раздаёт словари группам с закладкой на стр.).

- Найдите слово ПАРОВОЗ. Внимательно посмотрите, на сколько частей оно разделено и снова разделите ваше слово на листочке на части.

- Сколько частей у вас получилось? (3 части).

- А почему 3 части, а не 2?(тут 2части и ещё буква О).

- Чем является буква О в этом слове? ( не знаем, может окончанием?).

-Давайте вновь обратимся к учебнику и проверим свои предположения.

1. Рубрика «Обрати внимание» стр. 163.

- Чем является в слове ПАРОВОЗ часть ПАР? (это корень).

- Чем является в слове ПАРОВОЗ часть ВОЗ? (это тоже корень).

- Чем является О в этом слове? (соединительной гласной).

- Что открыли для себя нового? (новый способ словообразования – сложение).

- Давайте запишем в наш маршрутный лист название и схему: ᴖ‹о, е›ᴖ.

Сложение

ᴖ‹о, е›ᴖ













Паровоз













- Посмотрите на свой маршрутный лист. Это ваша новая карточка-помощница, которой вы можете пользоваться при определении способа словообразования.

VIII. Применение новых знаний.

Выполнение упражнения 4 стр.163.

- Образуй слова сложением. Отметь в них корни, подчеркни соединительные буквы гласных.

IX. Контроль.

Задание по карточкам.

- Соотнесите слово со схемой.

ᴖ‹о, е›ᴖ засолка

¬ᴖ^□ пчеловод



ᴖ‹о, е›ᴖ загородный

¬ᴖ^□ паровоз









Фронтальный контроль.



X. Итог урока.

- Какие знания вам помогли успешно путешествовать по городам?

- Что нового вы узнали во время путешествия?

- Как вы думаете, путешествие было для вас успешным?

- Что было для вас самым трудным на уроке? (определить приставочно-суффиксальный способ; способ сложения).

-Оцените свою работу на уроке. Если работал отлично, то нарисуйте себе красный круг. Если работал хорошо – жёлтый круг. Если не доволен своей работой (мог бы работать лучше) – нарисуй синий круг.

- А кого вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

- Давайте поаплодируем себе и своим одноклассникам за дружную работу на уроке.

XI. Домашнее задание.

1. Стр.164, упр.5 (запиши слова по их значениям: «сам летает», «воду проводит», «сам катит», «по Луне ходит»).

2. Найди и запиши по 1-2 слова, подходящих к схемам карточки-помощницы.



























































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее