Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Как образуются слова».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
-
Способствовать овладению способами образования слов: приставочно-суффиксальным и способом сложения.
Задачи:
-
Развивать умение наблюдать, сравнивать.
2. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать. А поможет нам в
путешествии вот этот паровоз и его вагоны. Для того, чтобы отправиться в это путешествие нам нужно заполнить вагоны пассажирами. Ими будут части слов.
(Ученики по очереди выходят к доске, берут карточки с изображённой на ней частью слова, дают определение и прикрепляют её в нужный вагон).
Давайте достанем из конверта маршрутный лист и в путь.
-Первая остановка в городе… . Название города скрыло облако. Чтобы его узнать, нужно вспомнить, как называется способ словообразования, когда слово образуется при помощи суффикса? (суффиксальный способ).
-Давайте запишем в маршрутном листе название и схему этого города:ᴖ^□
Суффиксальный ᴖ^□
Травинка
Проезд
Дорожка
Портрет
- Городу требуется помощь. Нужно оставить в нём только те слова-жители, которые образованы суффиксальным способом.
(Записаны слова: травинка, проезд, дорожка, портрет).
Самостоятельная работа учащихся.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение работы.
- Сравните свою запись с образцом. (Учитель убирает лишние слова).
- Кто справился с заданием? А у кого возникли затруднения?
-Двигаемся дальше. А вот и следующий город. И вновь облако закрывает от нас его название. Мы сможем узнать его название, если вспомним, как называется способ словообразования, когда слова образуются при помощи приставки (приставочный способ).
Приставочный
¬ᴖ□
Ягодка
Подберёзовик
Записка
Поляна
- И этому городу тоже требуется помощь. Нужно оставить в нём только те слова-жители, которые образованы приставочным способом.
(Записаны слова: ягодка, подберёзовик, записка, поляна).
Самостоятельная работа учащихся.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение работы.
- Сравните свою запись с образцом. (Учитель убирает лишние слова).
- Молодцы! Вы уже помогли словам - жителям двух городов. Какими умениями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться? (умениями выделять части в словах).
- Молодцы! Давайте поаплодируем себе. А кто не справился с заданием? Что делать? Давайте дадим ребятам совет (нужно повторить состав слова).
III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.
- Мы снова в пути. И вот уже следующая остановка. Но что это? Название этого города скрыла огромная туча. Как же мы узнаем название этого города? (мы видим слово-жителя).
- Прочитайте это слово (загородный). Объясните его значение (находящийся за городом).
- Давайте заглянем в свой маршрутный лист и определим, к какой схеме подходит слово загородный (оно не подходит ни к одной из схем).
- Может мы вернулись в предыдущий город и это слово образовано приставочным способом? (нет, здесь есть и суффикс).
- А может мы вернулись в первый город и это слово образованно суффиксальным способом? (нет, здесь есть и приставка).
- Что же у нас получилось? (слово, в котором есть и приставка и суффикс).
- Как вы думаете, какое название может иметь новый способ словообразования, когда используется сразу 2 части слова? (учащиеся высказывают различные варианты .Например, приставочно-суффиксальный).
-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои предположения.
IV. Открытие нового знания.
-
Рубрика «Тайны языка» (стр.162)
- Что подтвердили или открыли для себя нового?( новый способ словообразования называется приставочно-суффиксальный).
(Учитель открывает « название» города «Приставочно-суффиксальный»).
Приставочно-суффиксальный
¬ᴖ^□
Загородный
V. Применение новых знаний.
- Пока наш паровоз и его вагоны отдыхают, выполним упражнение 1 на стр. 162.Письмо с комментированием.
- Так как же называется способ образования слов, когда используются сразу 2 части слова? (приставочно-суффиксальный).
VI. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.
- Мы снова отправляемся в путь. Вновь останавливаемся у какого-то города. Название его тоже скрыто. Как нам узнать название этого города?
- Посмотрите, а ведь здесь живёт наш паровоз.
- Подумайте, как образовано слово ПАРОВОЗ?
-Это задание предлагаю выполнить в группах. ( Каждой группе раздаются лист формата А4 с напечатанным словом ПАРОВОЗ, цветной маркер, ножницы).
Один представитель от группы демонстрирует вариант словообразования. Например,
ᴖ ПАРОВОЗ, ᴖ^^ПАРОВОЗ, ᴖ^ПАРОВОЗ.
- Почему получились разные варианты?( не знаем как образовано это слово)
- Почему первая группа не обнаружила в слове суффикс? (Мы воспользовались карточкой-помощницей «Суффиксы» из дневника и не нашли в ней такого суффикса).
- Что же делать? (нужно поискать ответ в Интернете, учебнике).
- Отлично. Но давайте сами порассуждаем.
- Попробуем иначе. Что обозначает слово ПАРОВОЗ? (возить пар).
- На сколько бы частей вы разделили это слово?(на 2)
- Возьмите ножницы и разрежьте это слово. Какие части у вас получились?(ПАРО-ВОЗ, ПАР-ОВОЗ).
-Почему снова получились разные результаты?(мы не знаем точно как нужно разделить это слово).
- А хотите узнать? (хотим).
VII. Открытие нового знания.
- Нам поможет «Школьный словообразовательный словарь русского языка».
(Учитель раздаёт словари группам с закладкой на стр.).
- Найдите слово ПАРОВОЗ. Внимательно посмотрите, на сколько частей оно разделено и снова разделите ваше слово на листочке на части.
- Сколько частей у вас получилось? (3 части).
- А почему 3 части, а не 2?(тут 2части и ещё буква О).
- Чем является буква О в этом слове? ( не знаем, может окончанием?).
-Давайте вновь обратимся к учебнику и проверим свои предположения.
1. Рубрика «Обрати внимание» стр. 163.
- Чем является в слове ПАРОВОЗ часть ПАР? (это корень).
- Чем является в слове ПАРОВОЗ часть ВОЗ? (это тоже корень).
- Чем является О в этом слове? (соединительной гласной).
- Что открыли для себя нового? (новый способ словообразования – сложение).
- Давайте запишем в наш маршрутный лист название и схему: ᴖ‹о, е›ᴖ.
Сложение
ᴖ‹о, е›ᴖ
Паровоз
- Посмотрите на свой маршрутный лист. Это ваша новая карточка-помощница, которой вы можете пользоваться при определении способа словообразования.
VIII. Применение новых знаний.
Выполнение упражнения 4 стр.163.
- Образуй слова сложением. Отметь в них корни, подчеркни соединительные буквы гласных.
IX. Контроль.
Задание по карточкам.
- Соотнесите слово со схемой.
ᴖ‹о, е›ᴖ засолка
¬ᴖ^□ пчеловод
ᴖ‹о, е›ᴖ загородный
¬ᴖ^□ паровоз
Фронтальный контроль.
X. Итог урока.
- Какие знания вам помогли успешно путешествовать по городам?
- Что нового вы узнали во время путешествия?
- Как вы думаете, путешествие было для вас успешным?
- Что было для вас самым трудным на уроке? (определить приставочно-суффиксальный способ; способ сложения).
-Оцените свою работу на уроке. Если работал отлично, то нарисуйте себе красный круг. Если работал хорошо – жёлтый круг. Если не доволен своей работой (мог бы работать лучше) – нарисуй синий круг.
- А кого вы хотели бы похвалить за работу на уроке?
- Давайте поаплодируем себе и своим одноклассникам за дружную работу на уроке.
XI. Домашнее задание.
1. Стр.164, упр.5 (запиши слова по их значениям: «сам летает», «воду проводит», «сам катит», «по Луне ходит»).
2. Найди и запиши по 1-2 слова, подходящих к схемам карточки-помощницы.