«Осенний фестиваль знаний 2024»

К.Бальмонт "Весёлая осень"

Мы продолжим знакомиться с произведениями об осени. Сегодня проведем чтение и сопоставительный анализ двух произведений 2 стихотворений: «Веселая осень» К.Бальмонта и «Осень» М.Лермонтова. Мы с вами уже убедились, что стихотворения на одну тему не всегда похожи.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: К. Бальмонт. Веселая осень. М. Лермонтов. Осень.



Цель урока:

Проведут сопоставительный анализ произведений, сформируют умение анализа, сравнения и сопоставления лирических произведений

Ожидаемые результаты :

предметные:

умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, воспринимать изобразительно—выразительные средства и осваивать идею произведений.

личностные:

развитие творческой активности и умения выявлять сходное и различное в лирических произведениях.

системно-деятельностные:

формирование умений обобщать, сравнивать и делать выводы.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.



П. Постановка цели и формы урока.

1. Слово учителя

Мы продолжим знакомиться с произведениями об осени. Сегодня проведем чтение и сопоставительный анализ двух произведений 2 стихотворений: «Веселая осень» К.Бальмонта и «Осень» М.Лермонтова. Мы с вами уже убедились, что стихотворения на одну тему не всегда похожи.

- Как вы думаете, зачем нам нужно сопоставлять два произведения? И будет ли это нам интересно? Я надеюсь, что чтение и анализ двух произведений на тему «Осень» будет не только интересно, но и очень полезно.

2. Немного о К.Бальмонте и М.Лермонтове.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - русский поэт, переводчик. Стихи начал писать с 10 лет. Издал 35 поэтических сборников, 20 книг , среди них и книга «Поэзия как волшебство». Для детей поэт написал книгу «Фейные сказки». Его называли «прирожденным поэтом», поэзия для него была жизнью. Он так привык мыслить стихами, что на всякое переживание отзывался ими.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814- 1841) - великий русский поэт. Рано начал писать стихи, рисовать. В селе Тарханы Пензенской губернии в имении бабушки Е.Арсеньевой прошли детские годы будущего поэта. Рано потерял, жил в разлуке с отцом. Получил прекрасное домашнее образование, владел свободно французским и немецким языками, учился музыке. Очень любил природу и описывал ее красоту во многих своих произведениях.



Ш. Чтение и анализ стихотворений.

1. Выразительное чтение стихотворения К.Бальмонта «Веселая осень».

2. Работа с заданиями учебника

3. Дополнительные вопросы:

а) вы заметили, конечно, что в этом стихотворении очень много изобразительно-выразительных средств. Они и помогли создать образ веселой осени.

(олицетворения: громы умерли; ветер быстрый пробежал; цвет рябины алым стал, песнь поет лучу; эпитеты: голубых небес, пурпуровый огонь) .

б) определите ключевые слова и словосочетания - очень важные для понимания образного содержания и идеи стихотворения слова: (щебетанье воробьев, тонкий свист синиц, ветер быстрый, песнь лучу. Эти слова и словосочетания создают настроение - веселое, радостное, жизнерадостное)

4. Выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова «Осень»

5. Работа с заданиями учебника

6. Дополнительные вопросы:

а) Какие ключевые слова и словосочетания можно выделить в этом стихотворении?

(листья пожелтели и летят, поникли ели, зелень мрачная, зверь скрыться спешит, месяц тусклый. Они, как мы отметили, стали определениями и признаками поздней осени. Но они же создают настроение - довольно грустное и печальное).

7. Еще хочу обратить ваше внимание на повторяющееся гласное о: в словах: Скалою, порою, трудов, поневоле, поле, ночью. Часто поэты используют этот прием ( звуковая организация речи ) , чтобы выразить какие-то чувства. В стихотворении М.Лермонтова повторение этого звука о создает ощущение тревоги.

8. Есть светлые и даже оптимистические моменты в стихотворении: от уныния переходы к состоянию покоя, отдыха. Найдите строки, подтверждающие это: (пахарь, поле, природа, зверь отдыхают,)



IV. Сопоставительный анализ.

1. Слово учителя. Мы прочитали и проанализировали два стихотворения об осени двух авторов. Проведем сопоставительный анализ произведений.

а) Вначале рассмотрим общее. Что у них общее? - Тематика. Оба произведения посвящены осени. Но в этом общем есть и разное.

- Названия произведений. У Бальмонта - «Веселая осень», у Лермонтова - «Осень».

- Отразилось это в содержании, образах стихотворений? - Да, у Бальмонта много красок, звуков. А у Лермонтова красок и звуков меньше.

- Обратим внимание на описание картин природы у поэтов. Есть разница?

- У Бальмонта - яркие картины: облака, голубые небеса, золотистый лес, алые листья рябины. У Лермонтова: листья пожелтели, у елей мрачная зелень, месяц тусклый, серебрится сквозь туман.

- Причины такой разницы?

- В разное время они наблюдали разные периоды осени. Осень тоже бывает разной.

- Можно сопоставить картины и образы поэтов с картинами художников?

- Стихотворение Бальмонта очень похоже на «Золотую осень» И.Левитана, а картины осени в стихотворении Лермонтова больше соответствуют картинам И.Шишкина «Осенний пейзаж».

- Можно сделать вывод, что и художники, как и поэты, отражают в своих пейзажных произведениях разные картины природы.

- Как вы думаете, зависит это еще и от настроения авторов?

- Наверное. Когда им грустно, тоскливо - появляются печальные образы природы, а в яркий солнечный день пишутся жизнерадостные стихи и картины.

- Все с этим согласны? - Нет, иногда настроение может и не влиять на образы, просто передают то, что видят.



V. Закрепление полученных знаний и навыков.

1. Выразительное чтение стихотворений «Осень» и «Веселая осень».

2. Беседа

- Что вам особенно запомнилось в этих двух произведениях русских поэтов? (Разные, но и в чем-то очень близкое изображение осеннего пейзажа).

- Что же сближает эти стихи? -

- Поэты не просто описали то, что видели, но и передали нам как бы свое отношение к осени, что, какая бы она ни была (ранняя, поздняя), она всегда интересна.

- И каждый поэт использует разные средства, как и художники.

3. Обобщение учителя.

- Мы провели очень интересный урок : не только прочитали два разных стихотворения об осени, но проанализировали их, сопоставили - ведь нам всегда интересно, как создаются прекрасные стихи, картины. Конечно, чтобы написать такие стихи, картины нужен особый талант, искусство. Ведь не все люди становятся поэтами, писателями, художниками, а только очень одаренные.



V. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений. Стр 20-21 2. Прочитать и самостоятельно проанализировать стихотворение М. Алимбаева «Когда листопад»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее