"Рисуем нитью"
Изготовление открытки к празднику Пасхи
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории
Петухова Наталья Владимировна. МБУ ОДJ «Сивинский ДТ»
Цель: Научиться заполнять овал в технике изонить.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с техникой изонить, вариантами ее исполнения.
Развивающие: Формировать понятия о получении узоров путём переплетения нитей;
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, абстрактное мышление;
Способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности.
Воспитательные: Расширить кругозор. Формировать эстетический вкус.
Оборудование:
цветной картон
цветные нитки
иголки
ткань
ножницы
карандаши
трафарет
схемы
компьютерная презентация
Форма работы: Индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Словесный: объяснение, беседа, инструктаж.
Наглядный: демонстрация слайдов и детских работ, образца изделия.
Практический: выполнение самостоятельной работы по схеме и инструкции.
Методическое и дидактическое обеспечение: Компьютерная презентация «Рисуем нитью», образец изделия, шаблоны.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Владимировна. Я предлагаю поздороваться со своими соседями способом, принятым в некоторых странах:
- в России принято пожимать друг другу руку (участники здороваются);
- в Италии горячо обнимаются;
- в Бразилии хлопают друг друга по плечу;
- в Зимбабве – трутся спинами;
- в Македонии – здороваются локтями;
- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
- У австралийских аборигенов принято тройное приветствие:
а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с ) толкнуть бедром.
Улыбнёмся друг другу, и с хорошим настроением приступим к работе.
2.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Читает ребенок.
Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник... (Пасхи)
Вопросы к детям:
1.Знаете ли вы о празднике Пасха?
2.Какая традиция существует на Пасху?
3.Как в старину украшали яйца на Пасху?
Исстари на Руси на Пасху красили яйца, расписывали, украшали цветными тканями, нитками, оплетали бисером. Расписные яйца назывались писанками.
Мы все привыкли к тому, что непременным атрибутом праздника Пасха является пасхальное яйцо.
Все готовятся к этому празднику.
3. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ:
Как вы думаете какая тема нашего занятия?
(Ответ детей)
Изготовление открытки к празднику Пасха.
Открытки можно изготовить разными способами.
А чтобы узнать каким способом мы будем делать открытку вы узнаете когда соберёте буквы в слове. (З Н И О Ь И Т).
- Правильно ИЗОНИТЬ.
Цель нашего занятия: Научиться заполнять овал в технике изонить.
4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На цветном картоне обведена заготовка для открытки – яйцо. На заготовке проставлены точки. Точек должно быть четное количество. Пронумеруем точки по порядку. Положите на стол ткань и проколите все намеченные точки. Точки прокалываем иголкой с листочком.
Прежде чем приступить к работе давайте повторим правила техники безопасности при работе с иголками и ножницами. Читают дети.
Ножницы передавать кольцами вперед.
На парте ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
Иголка должна храниться в игольнице.
Нитка в иголке не должна быть слишком длинной (от кончиков пальцев до локтя).
При работе с иглой каждый работает на своем рабочем месте.
После окончания работы привести рабочее место в порядок.
У пасхальных яиц символична даже раскраска. Узоры писанок несли в себе глубокий смысл. Цвета тоже имели свою символику.
Например:
- красный цвет - цвет радости, жизни, любви;
- желтый - посвящается солнцу, луне, звездам;
- зеленый - символизирует весну и природу;
- коричневый - плодородие земли.
голубой – здоровье.
Поэтому в работе мы будем использовать цветные нитки только таких цветов.
Продолжим работу.
Берем иголку с цветной ниткой.
Рисунок - переплетение нитей получается на лицевой стороне. На изнаночной стороне получаются короткие стежки повторяющие линию овала.
Начинаем работу на изнаночной стороне. Узелки делаем только на изнаночной стороне.
Овал можно заполнять короткими отрезками и длинными отрезками.
Короткими отрезками – рисунок повторяет контурную линию овала.
Длинными отрезками – овал получается более заполненным.
Поэтому мы будем заполнять овал длинными отрезками.
Вводим иглу в т. 1 и выводим через 3 точки в т. 5. Выводим иглу на лицевую сторону в точке 6 и затем вводим в точке 10. Так продолжаем пока не соединим все точки.
Физкультминутка:
А сейчас физкултминктка!
Сначала для глаз. Все очень просто. Следи за движением фигур на экране. Внимание! Начали! (Физкультминутка для глаз). 11 слайд.
А теперь все встали!
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращение головой влево вправо)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны
Прогнулись
(Потягивание вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись
За столы мы снова сели.
(Дети садятся за парты)
Дифференциация работы: кто понял алгоритм заполнения овала может самостоятельно это выполнять. Кому сложно делаем вместе со мной, используя пошаговую инструкцию на слайде презентации. Заканчиваем из т.13 в т. 22.
Молодцы! У всех получилось очень хорошо! Замечательно! Еще вашу открытку можно украсить наклейками. Возьмите по одной фигурке и украсьте открытку.
Хорошо! Открытка готова!
Подведем итог занятия:
Какая цель нашего занятия.
Цель: Научиться заполнять овал в технике изонить.
Чему научились на занятии?
Какую технику использовали при выполнении работы?
Теперь вы сможете сами сделать к празднику подарки.
Рефлексия:
Закончим наше занятие игрой «Открытый микрофон»:
Читаем фразу и заканчиваем ее своими словами.
Начинаю я. Меня воодушевило...
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Я думаю…
Молодцы! У всех получилась отличная открытка.
Спасибо за занятие! Мне хочется закончить наше занятие словами: ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ, СОЕДИНЯЙТЕ НЕ СОЕДИНИМОЕ, ТВОРИТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШЕЙ РАБОТЫ.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. педагога | Петухова Наталья Владимировна | |
Название объединения | Творческое объединение «Чудеса своими руками» | |
Название программы | «Чудеса своими руками» | |
Год обучения |
| |
Тема занятия | Изготовление открытки в технике изонить. | |
Цель занятия | Изготовить открытку в технике изонить. | |
Задачи | Образовательные | Познакомить с техникой изонити, вариантами ее исполнения. |
Развивающие | Формировать понятия о получении узоров путём переплетения нитей; Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, абстрактное мышление; Способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности. | |
Воспитательные | Расширить кругозор. Формировать эстетический вкус. | |
Методы обучения | Словесный: объяснение, беседа, инструктаж. Наглядный: демонстрация слайдов и детских работ, образца изделия. Практический: выполнение самостоятельной работы по схеме и инструкции. | |
Методическое и дидактическое обеспечение занятия | Компьютерная презентация «Знакомство с изонитью», образец изделия, шаблоны. | |
Литература для подготовки занятия | Обязательная | Н.Н.Гусарова. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2007. 48 с.: ил. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. М.: АСТ- пресс книга.-88 с.: ил. – (Ручная работа.) |
| Дополнительная |
|
Литература для детей |
|
|
Оборудование | Экран, проектор, компьютер, картон, ножницы, швейные иглы, цветные нитки. | |
Ожидаемый результат | Воспитанники познакомятся с техникой изонити, будут уметь изготавливать открытки в технике изонити. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Содержание | Время |
1.Организационный момент. Здравствуйте! Меня зовут Наталья Владимировна. | 1 мин. |
2.Вступительная беседа. СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ПАСХУ. Вопросы к детям: 1.Знаете ли вы о празднике Пасха? 2.Какая традиция существует на Пасху? 3.Как в старину украшали яйца на Пасху? Исстари на Руси на Пасху красили яйца, расписывали, украшали цветными тканями, нитками, оплетали бисером. Расписные яйца назывались писанками. Мы все привыкли к тому, что непременным атрибутом праздника Пасха является пасхальное яйцо. Все готовятся к этому празднику. | 3 мин.
|
3.СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ Как вы думаете что мы будем делать на занятии? (Ответ детей) Мы будем делать открытку. А чтобы узнать каким способом мы будем делать открытку вы узнаете когда соберёте буквы в слове. (З Н И О Ь И Т). Тема нашего занятия? Изготовление открытки к Пасхе в технике Изонить. Цель нашего занятия: Познакомиться с одним из способов изготовления открытки. Научиться заполнять овал в технике изонить. Задачи: Обучающая. Показать возможности этой техники рукоделия. Развивающая. Развивать навыки работы в технике изонить. Формировать понятия о получении узоров путём переплетения нитей; Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, абстрактное мышление; Способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности. Воспитательная. Расширять кругозор. Формировать эстетический вкус.
| 3 мин.
|
4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Как вы думаете Чему мы должны научиться на занятии? - Элементам изонити, точнее заполнение овала : На цветном картоне обведена заготовка для открытки – яйцо с точками. Точек должно быть четное количество. Пронумеруем точки по порядку. Положите на стол ткань и проколите все намеченные точки. Прокалываем все точки иглой с листиком. Прежде чем приступить к работе давайте повторим правила техники безопасности при работе с иголками и ножницами.
Повторение правил ТБ при работе с иглой, ножницами
После окончания работы привести рабочее место в порядок Физминутка Кончился долгий пост и начинаются веселые развлечения: качели, хороводы, песни-веснянки. Много разных игр и забав знал народ. Я предлагаю поиграть в старинные русские игры, в которые играли ваши дедушки и бабушки, когда были маленькие. Игра «Катание яиц с горки». | 5 мин.
|
3. Практическая работа. У пасхальных яиц символична даже раскраска. Узоры писанок несли в себе глубокий смысл. Цвета тоже имели свою символику. Например: - голубой – здоровье. Поэтому в работе мы будем использовать цветные нитки только таких цветов. Продолжим работу. Рисунок - переплетение нитей получается на лицевой стороне. На изнаночной стороне получаются короткие стежки повторяющие линию овала. Начинаем работу на изнаночной стороне. Узелки делаем только на изнаночной стороне. На изнаночной стороне должны присутствовать небольшие стежки, которые повторяют линию овала и появляются в одном направлении. Пересечение линий получается на лицевой стороне.
Овал можно заполнять короткими отрезками и длинными отрезками. Как вы думаете какой рисунок переплетения нитей получится если делать короткими отрезками? Короткими отрезками – рисунок повторяет контурную линию овала.
Длинными отрезками. Длинными отрезками – овал получается более заполненным.
Поэтому мы будем заполнять овал длинными отрезками. Вводим иглу в т. 1 и выводим в т. 15. Выводим иглу на лицевую сторону в точке 16 и затем вводим в точке 2. На обратной стороне получаются маленькие стежки, а на лицевой стороне длинные. Так продолжаем пока не заполним весь овал.
Дифференциация работы: кто понял алгоритм заполнения овала может самостоятельно это выполнять. Кому сложно делаем вместе со мной, используя пошаговую инструкцию на слайде презентации. –Пересечения нитей на изнаночной стороне быть не должно. Молодцы! У всех получилось очень хорошо! Замечательно! Еще вашу открытку можно украсить наклейками. Возьмите по одной фигурке и украсьте открытку. Хорошо! Открытка готова! Подведем итог занятия.
| 12 мин.
|
6. Подведение итогов. - Чему мы научились на занятии? Какую технику использовали при выполнении работы? В какие игры играли в старину на Пасху? Теперь вы сможете сами сделать к празднику подарки. Вот несколько примеров праздничных открыток изготовленных детьми.
| 2 мин
|
7. Рефлексия. Рефлексия: Наше занятие закончено. Оцените свою работу.
У меня есть вот такая интересная ваза. Давайте ее наполним красивыми пасхальными яйцами. Если вы считаете, что вы хорошо справились с работой положите яйцо на нижнюю тарелочку. А если думаете ваша работа не удалась то расположите яйца на верхние тарелочки.
| 3 мин. |
Спасибо за работу! Молодцы! У всех получилась отличная открытка. |
|
Самоанализ занятия
На занятии присутствовало 10 человек, дети 10 лет, из присутствующих 2-е занимаются в творческом объединении «Чудеса своими руками».
Цель: научиться заполнять овал в технике изонить. Изготовить открытку к празднику Пасха.
Для решения цели были поставлены
Задачи:
Образовательные: Познакомить с техникой изонити, вариантами ее исполнения.
Развивающие: Формировать понятия о получении узоров путём переплетения нитей;
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, абстрактное мышление;
Способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности.
Воспитательные: Расширить кругозор. Формировать эстетический вкус.
Форма работы: Индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Словесный: объяснение, беседа, инструктаж.
Наглядный: демонстрация слайдов и детских работ, образца изделия.
Практический: выполнение самостоятельной работы по схеме и инструкции.
Методическое и дидактическое обеспечение: Компьютерная презентация «Рисуем нитью», образец изделия, шаблоны.
Технологии: Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные. Игровые.
На занятии использовались принципы – доступности, наглядности, сознательности и активности.
Занятие по типу – учебное, ограниченное временными рамками, с целью передачи знаний, умений и навыков по конкретной теме. В результате у детей формируются знания, развиваются умения и навыки.
Четко определена цель занятия. Этапы занятия шли в логической последовательности вытекая один из другого: организационный момент – игра-приветствие, вступительная беседа, подведение детей к теме и цели занятия, основная часть с физкультминуткой – упражнение для глаз и общей разминкой , практическая работа, подведение итогов занятия, рефлексия- игра «Открытый микрофон». Каждый этап соответствовал своим задачам и содержанию.
Рабочие места полностью оснащены всем необходимым. К занятию были подготовлены дидактический, наглядный и раздаточный материал.
Изучая тему «Изонить» школьники обучаются конкретным трудовым навыкам при работе с картоном и нитками, а также углубляют и расширяют знания о некоторых видах рукоделия. Достоинство изонити: выполняется работа быстро и эффектно, что для ученика очень актуально.
При выполнении работ в данной технике у детей развивается внимание, память, глазомер, мелкая моторика пальцев рук, усидчивость, аккуратность.
Изучая любую тему программы обязательно предоставляется возможность выполнения детьми подарков к праздникам: христианским, календарным, семейным. Любую поделку, учебную работу дети стремятся подарить учителям, друзьям, родственникам.
Образовательные задачи решались на протяжении всего занятия дети учились заполнять один из элементов техники изонить – овал.
– решение развивающих задач шло через работу с иглой, работу по схеме.
Воспитательные задачи решались через знакомство с оформлением пасхальных яиц, показ как можно сделать открытки другими способами, участие в физкультминутке, и игре «Открытый микрофон».
Практические умения: самостоятельно выбирать объект изделия; правильно пользоваться инструментами и оборудованием; грамотно расположить схему; аккуратно проколоть и выполнить рисунок; работать по шаблону; ориентироваться на качество работы.
Дети, присутствующие на занятии активные, творческие, внимательные, дисциплина на занятии была хорошая.
У учащихся поддерживался интерес к учебному занятию. Дети заинтересованы выполнением данной работы.
Основным показателем эффективности занятия считаю постоянный перевод воспитанника из зоны его настоящего в зону ближайшего развития, достижения поставленной цели.
Занимательной частью занятия явилась физкультминутка.
–В интересной, нестандартной форме проведена рефлексия, соответствующая теме занятия. Каждый ребенок определил свою успешность.
Вывод: Занятие прошло успешно, дети справились с поставленной целью: научились заполнять овал в технике изонить. Изготовили открытку к празднику Пасха.
Задачи реализованы в полном объеме, на каждом этапе занятия.
Все дети справились с заданием. На протяжении всего занятия у учащихся поддерживался интерес к данной теме.
Детям была предоставлена самостоятельность в работе. У каждого ребенка проявились положительные эмоции. Занятие способствовало воспитанию чувства собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству. В совместной деятельности формировалось чувство самоконтроля, уважение между членами коллектива в творческой деятельности.
Я думаю, что полученные на этом занятии знания, умения, навыки, учащиеся будут применять и в учебной деятельности, на уроках технологии.
Рефлексия в конце занятия также помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.