Из опыта работы с неуспевающими детьми
Пушкина Валентина Никитична,
учитель начальных классов
высшей категории
Ребенок, который приходит впервые в школу, хочет хорошо учиться, хочет быть первым, хочет всё знать. Но существует ряд причин, по которым не все ученики могут свое желание воплотить в жизнь, показывая низкие результаты в учебе. Одна из причин, снижение мотивации в учёбе. Значит, необходимо повышать мотивацию к обучению (мотивационные ролики, использование интересных фактов, загадок, практической направленности урока). Неуспеваемость и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе. Получается так, что в классе есть дети, которым учеба дается легко, это те, кто много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи, А есть такие, которые испытывают трудности в учебе. И каждый учитель стремится в своей работе применить методы и приемы, чтобы его ученики были успешными. Мечта каждого учителя, чтобы его ученики хорошо и отлично учились.
Проработав в школе много лет и имея большой опыт работы, я тоже стремлюсь к этому. И для себя выработала определенную методику, основанную на известных ранее. Прежде всего, в своей работе я использую психолого-педагогический дневник, составленный на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и рекомендованный для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Личность каждого учащегося неповторима и индивидуальна. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Обучение, воспитание и развитие с ориентацией на личность возможны только тогда, когда известны ее индивидуальные особенности, задатки, интересы, склонности. Только тогда учитель, классный руководитель получит возможность направлять процесс внутреннего духовного развития ребенка, а также эффективно помогать ему в преодолении трудностей развития, в его личностном совершенствовании. Следовательно, изучение личности на всех этапах ее становления в школе является необходимым условием при осуществлении процесса обучения и воспитания учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Такая работа помогает найти причину не успешности учения ученика. И на основе этой работы, я использую индивидуальный подход к ребенку. Работа представляет собой самые различные виды: тесты, найти отличие одного предмета (рисунка) от другого, закончи предложение, как бы ты поступил, узор под диктовку, оцени поступок, докажи, что так можно поступать или нельзя, выскажи свое мнение и др. После каждого вида работ провожу анализ каждой работы ребенка и делаю выводы, которые помогают в решении многих проблем, таких как отношение к себе, друг к другу в коллективе, к своим близким.
Кроме, психоло-педагогической части в своей работе, использую практическую часть, которая нацелена на дополнительную помощь в учебной части предметов, в частности русского языка и математики. Для этого использую дополнительные материалы по закреплению и усвоению пройденного материала. Например, по русскому языку в 1 классе, это темы:
соотнесение гласного звука и буквы (звуко-буквенный анализ слова), определение ударного и безударного звука, деление слов на слоги, соотнесение согласного звука и буквы, различение твердых и мягких, глухих и звонких согласных, запись слов, предложений, текста. По математике в 1 классе, это темы: нумерация в пределах десятка, состав числа в пределах десятка, сложение в пределах десятка, вычитание в пределах десятка, решение простых задач на сложение и вычитание, состав числа в пределах второго десятка, сложение и вычитание чисел с переходом через десяток, решение простых задач на сложение и вычитание, геометрический материал, распознавание и характеристика, простейшее изображение с помощью линейки и от руки, величины. Итак, по всем темам с 1 по 4 классы включительно, в которых ученикам требуется помощь по усвоению учебного материала.
Для дополнительного материала использую различные виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-тренажеры, карточки с выбором ответа, карточки с образцом решения. Подбираю виды таких упражнений, чтобы в них было более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Всю эту работу систематизирую в дополнительный дневник ученика, который веду с первого по четвертый классы, включительно. Это помогает видеть, какую дополнительную помощь я могу оказать ученику и самое главное, видеть результат успеха ученика.
По проведению определенной работы, провожу ознакомление родителей с результатами каждого учащегося и даю рекомендации. Взаимосвязь школы и семьи дают положительный результат в усвоении учебного материала учащимися.
Условием успешного применения метода является определенное состояние учеников и создаваемый учителем настрой. И при этом, одно из главных условий в нашей работе, это словесное поощрение учащихся. Есть замечательное высказывание: «Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей». (С. Смайлс). Любая похвала для ребенка - вдохновение, шаг к новой победе в учебе.
Из опыта моей работы могу сказать, что реализация выше изложенного, позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.