Галяс Марина Юрьевна
Г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края
Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ
Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в виде главной задачи в сфере осуществления права на образование. Довольно обобщенны требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и наиболее подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ [26].
В данном проекте говориться о том, что требуется дать интегральное описание совокупности условий, которые необходимы для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по областям ресурсного обеспечения. Повсеместно отмечается, что такая система требований должна включать в себя специфические элементы в целом согласно особенным образовательным потребностям детей с ОВЗ и для каждой категории отклоняющегося развития отдельно.
В конечном результате, в Проекте отмечается, интегративный результат осуществления указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, эмоционально и физически комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей; гарантирующей укрепление и сохранение психологического и физического здоровья учащихся [21].
В результате в образовательных учреждениях, в частности, осуществляющих инклюзивную практику, должны образовываться условия, которые гарантируют возможность:
- достигнуть планируемого результата освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми учащимися;
- применить специфические и обычных шкалы оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, которые соответствуют его особенным образовательным потребностям;
- адекватная оценка динамики развития жизненной компетенции детей с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и родителей и работников школы;
- индивидуализировать образовательный процесс в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленно развить способности детей с ОВЗ к взаимодействию и коммуникации с ровесниками;
- выявить и развить способности учащихся с ОВЗ через систему секций, клубов, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в частности социальной практики, применяя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- включения детей с ОВЗ в доступные им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество;
- включения детей с ОВЗ, их родителей, педагогических сотрудников и общественности в разработку главной образовательной программы начального общего образования, развитие и проектирование внутришкольной социальной среды, а также формирование и осуществление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
- применить в образовательном процессе современных достоверных коррекционных и научно обоснованных технологий, которые соответствуют особенным образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве специальной (коррекционной) и общеобразовательной школы с целью продуктивного применения накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и образованных для этого средств [26].
Существительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, которые включают в себя, в частности отсутствие либо наличие инвалидности определяет и существенную вариативность специальных образовательных условий распределенных по разным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая информационные, кадровые, программно-методические, архитектурные условия и т. п.).