«Зимний фестиваль знаний 2025»

Из опыта работы классного руководителя 4 класса Баленко Л.Г. «Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»

Работа с детьми группы "Риска" Выступление на педсовете по воспитательной работе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Из опыта работы классного руководителя 4 класса Баленко Л.Г. «Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»



«Как сделать, чтобы каждая школа стала благоприятной «экологической средой» детства, средой его счастливого обитания, где оно, детство, может играть, смеяться, двигаться, думать, трудиться?... Наши дети разные, и школьное детство по-разному будет им помниться. Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком^ без которого чего-то в школе не получилось бы».

М.Н. Снаткин

У каждого учителя в классе есть дети, которые доставляют много беспокойства и хлопот своим поведением. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, а иногда агрессивные, они с трудом выдерживают урок, либо отказываются отвечать, а то и срывают урок своим неадекватным поведением. Многим детям свойственно временное отклонение от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особое внимание и участие окружающих.

Почему дети так ведут себя, и что способствует этому? Изучая «группу риска» детей моего класса, понимаю, основные трудности в воспитании моих подопечных - в неправильном отношении в семье. Что сначала наталкивает на эту мысль? Ведь эти дети представляют собой очень трудную неоднородную группу.

Саша Фомин мальчик очень часто приходит в школу с плохим настроением, становится раздрожительным, плаксивым, агрессивным, может ударить, обидеть одноклассника. В чем причина такого поведения ребенка? Я считаю, что причина в семье, где живет и воспитывается ребенок.

Саша воспитывается в многодетной , неблагополучной семье. Мама с отчим злоупотребляют спиртными напитками. После скандалов делят детей (Саша остается с мамой , а брат и сестра остаются с папой).В данный момент мама с отчимом не живут вместе. В нетрезвом виде мама звонила мне, жаловалась, что муж ее ударил. В течении учебного года с мамой проводились индивидуальные беседы, как классным руководителем, так и социальным педагогом школы Корновой Л.Д. Были проведены классные часы 1. « Давайте жить дружно» ( Ребята анализировали свои поступки, свои черты характера.) 2. « Дисциплина и порядок -наши верные друзья.» (Говорили о правилах поведения в школе, дома, в общественных местах.) 3. « Как научиться жить без драки. » (Разрабатывали вместе с ребятами правила поведения в конфликтных ситуациях.) Были проведены родительские собрания на тему « Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться. » « Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека.», « Мой ребенок становится трудным…» и другие.

На классном часе беседуем о дружбе между ребятами в классе. Спрашиваю у детей, что вам нравится в вашем друге? Чем его можно порадовать? Что ты для друга сделал хорошего? Оксана и Олеся проверяют друг у друга домашнее задание, сверяются решенными примерами и задачами. Это им помогает найти и исправить ошибки. Жаслан и Артем обмениваются кассетами с мультиками, а потом обсуждают их. Женя, Даша и Дима Хренов вместе ходят домой. А с кем дружит Саша? Дети говорят, что с ним не хотят дружить, потому что он дерется. Спрашиваю у Саши, что он может хорошего сделать для ребят или для того, с кем хочет дружить. Саша говорит, что может подежурить после уроков, помочь Даше в уборке класса. И вот после уроков мальчик помогает Даше : убран класс, помыта доска, вынесен мусор. Вот так по крупицам, шаг за шагом воспитываем через коллектив чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи у Саши.

Говоря о детях из «группы риска», хочется еще раз напомнить, что эти дети требуют особого внимания и терпения со стороны педагога. Очень важно повышать их самооценку, внушать уверенность в своих силах, положительного мнения о себе, уважения к себе. Похвала учителя особенно им нужна. Недопустимо сравнивать этих детей с кем-либо, особенно, если это сравнение не в их пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Надо принимать ребенка таким, какой он есть. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая его за лень, неуспеваемость, надо напомнить ему, что мы (взрослые) уверены в его возможностях, ценим его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда.

«Нелегко детям из «группы риска» жить и воспитываться в семье и в школе. Они живут намного скучнее, чем обычные. Их неохотно принимают в кружки, секции. И они озлобляются, уединяются, и жизнь школы, класса проходит где-то вне, их почти не касаясь. И они, чтобы хоть с кем-нибудь чувствовать себя на равных, ищут себе подобных. И находят. И тогда им начинает казаться, что сборы, вечера - это «глупость», жизнь школы -детский сад. А между тем дети из «группы» в школе наперечет. Их знают в лицо, обсуждают на педсоветах, ругают на уроках. А может, не надо всего этого? Может, хватит ежедневно напоминать, что ты, мол, не такой как все? Нравоучение быстро приедается и очень озлобляет. Почему мы - взрослые не объясняем, что в них самих много хорошего, почему не поднимем ребенка «в его собственных глазах». И в этом-то и есть наша вина».


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее